№ 2-348-12 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.



Дело № 2-348/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 апреля 2012 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.

с участием прокурора Булыгина С.Ю., лица, в интересах которого заявлен иск – Поповой М.А., представителя ответчика Брагиной Е.А.

при секретаре Афанасьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г. Северск в интересах Поповой М.А. к Администрации ЗАТО Северск о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Прокурор ЗАТО г. Северск в интересах Поповой М.А. обратился в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск, ссылаясь на то, что Попова М.А., **.**.**** рождения, являясь ребенком из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.01.2008 № ** устроена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на полное государственное обеспечение, а именно в ОГОУ «А. детский дом». Однако с момента достижения совершеннолетия и по настоящее время Попова М.А. не обеспечена жилым помещением, состоит в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попова М.А. обратилась в прокуратуру ЗАТО г. Северск с заявлением о защите жилищных прав. В результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению Поповой М.А. жилого помещения нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством ее права на жилище. Просил суд: обязать Администрацию ЗАТО Северск предоставить Поповой М.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 14 квадратных метров общей площади.

Прокурор Булыгин С.Ю. в настоящем судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что до настоящего времени Администрация ЗАТО Северск не предоставила Поповой М.А. жилое помещение по неизвестным причинам.

В судебном заседании лицо, в интересах которого заявлен иск, Попова М.А. поддержала исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ее мать умерла в ** г., отец лишен родительских прав. В детском доме она находилась с **.**.**** до ** г. Два года после этого она обучалась в училище №** г.А. по специальности ---. Вернулась в г. С. в июле 2011 г. Тогда Администрация ЗАТО Северск на основании договора выделила ей комнату с подселением сроком на один год. В данной комнате отсутствовало отопление, в связи с чем она была вынуждена проживать у знакомых. Она обращалась в Администрацию ЗАТО Северск для предоставления жилого помещения, но там ей отказали, поскольку должен был состояться аукцион, однако, через месяц, как ей пояснили в Администрации ЗАТО Северск, аукцион не состоялся. В настоящее время она проживает с отцом в выделенной ей комнате. Своего жилья у отца нет, он также состоит в очереди для получения жилья в Администрации ЗАТО Северск.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО Северск, Брагина Е.А., действующая на основании доверенности № ** от **.**.**** (л.д. 14), исковые требования не признала. Пояснила, что Попова М.А. действительно состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, с 2008 г. ее номер в очереди **. Поповой М.А. была выделена одна комната в *** квартире по договору найма маневренного фонда. Администрацией ЗАТО Северск был объявлен конкурс в форме электронных торгов, предметом которого была закупка жилых помещений для детей-сирот, состоящих на учете. Заказчиком выступал УЖКХТиС, последняя дата приема заявок 13.04.2012. Планировалось приобрести двухкомнатную квартиру с комнатами размером не менее 14 квадратных метров. Однако конкурс признан несостоявшимся, так как не поступило заявок для участия в конкурсе. Исковые требования не признает, поскольку на данный момент у Администрации нет жилых помещений для предоставления Поповой М.А.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

По правилам п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 № ** «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 14 квадратных метров общей площади на одного человека.

Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.01.2008 № ** несовершеннолетняя Попова М.А., **.**.**** рождения, устроена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Также постановлено обеспечить по окончании ее пребывания в государственном учреждении жилым помещением вне очереди по договору социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области (л.д. 6).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, мать Поповой М.А., **.**.**** рождения, - И. умерла **.**.****, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии **** (л.д. 8). Отец Поповой М.А. лишен в отношении дочери родительских прав.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01.01.2012 (л.д. 9, 10), Попова М.А., **.**.**** рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из справки ОГОУ «А. детский дом» следует, что Попова М.А., **.**.**** рождения, с **.**.**** по **.**.**** воспитывалась и проживала в А. детском доме и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 7).

Доводы представителя ответчика – Администрации ЗАТО Северск, Брагиной Е.А. о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия свободных квартир, суд считает несостоятельными и противоречащими требованиям закона.

Принимая во внимание, что Попова М.А., **.**.**** рождения, собственного жилья не имеет, в установленном законом порядке была признана нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на соответствующем учете в Администрации ЗАТО Северск, суд считает исковые требования Прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в интересах Поповой М.А., о возложении обязанности на Администрацию ЗАТО Северск предоставить Поповой М.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 14 кв.метров, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что ответчик Администрация ЗАТО Северск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора ЗАТО г.Северск в интересах Поповой М.А. удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию ЗАТО Северск предоставить Поповой М.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 14 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Т.А. Глумова