№ 2-410/2012 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.



Дело № 2-410/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 мая 2012 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.,

с участием представителя истицы Извановой А.В., представителя ответчика – Администрации ЗАТО Северск Брагиной Е.А.,

при секретаре Дмитренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Тихоновой Е.Ю. к Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, отмене постановления Администрации ЗАТО Северск о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

Истица Тихонова Е.Ю. обратилась в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск, ссылаясь на то, что она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с июля 2001 г. На момент постановки на учет она была зарегистрирована и проживала вместе с двумя несовершеннолетними детьми в ** квартире, общей площадью ** кв. м, жилой площадью ** кв. м по адресу: Т. область, г. С., ул. К., д. **, кв. **. В июле 2010 г. у нее родился третий ребенок. Получив соответствующее разрешение Администрации ЗАТО Северск (№** от 12.10.2011), и использовав материнский капитал, она приобрела для себя и детей ** квартиру общей площадью ** кв. м, со смежными комнатами, расположенную на ** этаже дома по адресу: Т. область, г. С., пр. Ж., д. **, кв. **. По указанному адресу в настоящее время зарегистрированы и проживают четыре человека: она, ее дочери А. и В., сын И. В конце января 2012 г. ею было получено постановление Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.12.2011, из которого следовало, что она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». Такое решение было принято в связи с тем, что, по мнению комиссии, ею утрачены основания, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. С таким решением комиссии она не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. С приобретением квартиры по адресу: г. С., пр. Ж., д. **, кв. **, она не утратила основания, которые давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. Свои жилищные условия по критериям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, она не улучшила, поскольку нехватка жилой площади по-прежнему имеет место. В постановлении Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.12.2011 и в решении комиссии не указано, какие именно основания повлекли снятие ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Следовательно, по ее мнению, постановление не отвечает требованиям ч. 2 ст. 56 ЖК РФ. Действий, предусмотренных п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ссылка на которые содержится в ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, она не совершала, обстоятельства, предусмотренные указанными пунктами ЖК РФ, не наступали, и по-прежнему имеет место обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Истица просила суд: признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск от 28.12.2011 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, отменить постановление Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.12.2011 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и восстановить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с сохранением очередности.

Истица Тихонова Е.Ю. в установленном порядке была извещена о времени и месте судебного заседания (л.д. 34), однако, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя (л.д. 38).

Представитель истицы Изванова А.В., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 36), исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что жилищные условия Тихонова Е.Ю. не улучшила, в настоящий момент обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Тихоновой Е.Ю. менее учетной нормы общей площади, составляющей ** кв. м на человека.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО Северск Брагина Е.А., действующая на основании доверенности от **.**.****** (л.д. 39), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в ее письменном отзыве (л.д. 43), из которого следует, что 30.07.2002 Тихонова Е.Ю. обратилась в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и была принята на учет с даты подачи заявления. В 2002 г. порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, регулировался Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утвержденных Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 17.07.1997 № 71/1. Согласно указанным Правилам норма постановки на учет составляла менее 7 кв. м на одного человека жилой площади. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, снимаются с данного учета, если утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получении жилых помещений по договорам социального найма. На момент постановки на учет Тихонова Е.Ю. была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ул. Н., **-**, жилой площадью ** кв. м, вместе с ней были зарегистрированы ее муж и двое детей. То есть на одного человека приходилось менее учетной нормы жилой площади. В связи с приобретением в собственность жилого помещения по адресу: пр.Ж., **-**, жилой площадью ** кв. м, основания, по которым Тихонова Е.Ю. была принята на учет в 2002 г., утрачены, поскольку на одного члена семьи приходилось ** кв. м, что больше учетной нормы жилой площади, действовавшей в 2002 г. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск от 28.12.2011 № ** принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Тихоновой Е.Ю., поскольку отпали основания, по которым последняя была принята на учет. Таким образом, рассмотрев протокол заседания жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск, и на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Администрация ЗАТО Северск в соответствии с действующим законодательством издала Постановление от 30.12.2011 №**, согласно которому Тихонова Е.Ю. была снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истицы Извановой А.В., представителя ответчика Брагиной Е.А., считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В судебном заседании было установлено, что Решением городского собрания народных представителей г. Северска № 7/1 от 17.07.1997 утверждены «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЗАТО Северск». Согласно п.1.2. данных Правил на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в ЗАТО городе Северск и имеющие обеспеченность в жилой площади на одного члена семьи менее 8 кв. м.

Решением собрания народных представителей ЗАТО Северск № 21/11 от 20.06.2002 признано утратившим силу решение Собрания народных представителей г. Северска № 7/1 от 17.07.1997 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЗАТО г. Северск».

Согласно п. 4 решения исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 кв. м и менее. Постановлением Администрации Томской области от 09.06.2005 № 61а указанное решение утратило силу.

В судебном заседании также установлено, что с 30.07.2002 Администрация ЗАТО Северск включила Тихонову Е.Ю. (добрачная фамилия К.) в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается заявлением Ш. Е.Ю. от 30.07.2002 (л.д. 24), распоряжением начальника управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (л.д. 21), актом проверки жилищных условий заявителя (л.д. 22), справкой МП ЖЭУ-** от 26.07.2002 (л.д.23), справкой МП ЗАТО Северск «ЕРКЦ» от 11.03.2009 (л.д. 20).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане подлежат снятию с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 2 указанной статьи решение о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основание принятия таких решений.

Таким образом, само по себе наличие основания, при котором гражданин снимается с учета, автоматически не прекращает учетное правоотношение. Помимо соответствующего основания необходимо решение компетентного органа о снятии гражданина с учета.

28.12.2011 жилищная комиссия Администрации ЗАТО Северск приняла решение о снятии с учета Тихоновой Е.Ю., поскольку отпали основания, по которым она была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, ввиду того, что на одного члена семьи Тихоновой Е.Ю. приходится более 7 кв. м (л.д. 44).

Вышеназванное решение жилищной комиссии послужило основанием к принятию постановления Администрации ЗАТО Северск 30.12.2011 о снятии Тихоновой Е.Ю. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 5).

Анализ норм ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.56 ЖК РФ позволяют сделать вывод, что при принятии решения о снятии гражданина с учета необходимо учитывать не только основания постановки его на учет, но и наличие иных оснований нахождения его на учете.

Так, решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 № 73/7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет для улучшения жилищных условий 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

В судебном заседании установлено, что на дату вынесения постановления, которым истица Тихонова Е.Ю. была снята с учета, ее семья состояла из четырех человек: она, ее дочери А. и В., сын И., и на каждого члена семьи Тихоновой Е.Ю. приходилось ** кв. м, то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения (12 кв. м).

Указанные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика и подтверждаются:

- справкой МП ЗАТО Северск «ЕРКЦ» № ** от 07.12.2011 (л.д. 26);

- свидетельством о рождении А., **.**.**** г. рождения (л.д. 40);

- свидетельством о рождении В., **.**.**** г. рождения (л.д. 42);

- свидетельством о рождении И., **.**.**** г. рождения (л.д.41);

- договором купли-продажи квартиры от 13.10.2011, согласно которому А. передал в общую долевую собственность Тихоновой Е.Ю., В., А., И. по 1/4 доли каждому ** квартиру, находящуюся на ** этаже в доме по адресу: Т. область, г. С., пр. Ж., д. **, кв.**, общей площадью ** кв. м, жилой площадью ** кв. м (л.д. 9-11);

- выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 17).

Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что каких-либо иных жилых помещений в собственности Тихоновой Е.Ю. и членов ее семьи не имеется.

Оценив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент снятия с учета истица являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и находилась на учете в качестве нуждающейся, поскольку на каждого члена семьи истицы общая площадь жилого помещения приходилась менее учетной нормы (12 кв. м). Размер обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения представителем Администрации ЗАТО Северск не оспаривался.

В связи с вышеизложенным постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.12.2011 в части снятия истицы с учета нуждающихся в жилых помещениях принято незаконно и в данной части подлежит отмене, с восстановлением Тихоновой Е.Ю. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.07.2002.

В то же время требования Тихоновой Е.Ю. о признании незаконным решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск от 28.12.2011 о снятии Тихоновой Е.Ю. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.

Таким образом, поскольку Тихонова Е.Ю. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрацией ЗАТО Северск, решение жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск № ** от 28.12.2011 о снятии Тихоновой Е.Ю. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, вынесено органом, не наделенным полномочиями на принятие подобного решения, а, следовательно, не влечет для лица, в отношении которого вынесено такое решение, каких-либо негативных последствий, связанных с его принятием.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Тихоновой Е.Ю. понесенные ею расходы, связанные оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 руб. (л.д. 2).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Тихоновой Е.Ю. к Администрации ЗАТО Северск удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.12.2011 о снятии Тихоновой Е.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Восстановить Тихонову Е.Ю. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.07.2002.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации ЗАТО Северск в пользу Тихоновой Е.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Т.А. Глумова