Дело № 2-402/2012 именем Российской Федерации 05 мая 2012 г. Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Глумовой Т.А. с участием представителя истца Шестаковой Н.М., представителя ответчика – Администрации ЗАТО Северск Брагиной Е.А. при секретаре Соловьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Степанова С.Ю. к Администрации ЗАТО Северск о возложении обязанности восстановить на учете в списках нуждающихся в жилых помещениях, у с т а н о в и л : Истец Степанов С.Ю. обратился в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск, ссылаясь на то, что 30.10.2000 он обратился в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и был принят на учет с даты подачи заявления. На момент постановки на указанный учет общая площадь квартиры, в которой он проживал, составляла ** кв. м, жилая площадь ** кв. м. В данной квартире было зарегистрировано шесть человек. В 2004 г. его мать Шестакова Н.М. расторгла брак с В., в связи с чем последний членом их семьи не является. В настоящее время он – Степанов С.Ю., снят с учета в связи с тем, что В. приобрел в собственность квартиру общей площадью ** кв. м, жилой площадью ** кв. м, по адресу: г. С., ул. Ч., д.**, кв.**, ввиду чего суммарная жилая площадь на одного члена его семьи, по мнению Администрации ЗАТО Северск, составила ** кв. м, то есть основания, по которым он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, им были утрачены. С таким решением комиссии он не согласен. На сегодняшний день его семья состоит из восьми человек. Все члены его семьи проживают по адресу: г. С., ул. Н., д.**, кв.**. Кроме того, он является участником боевых действий в республике Чечня. Таким образом, снятие его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении нарушает его права на достойное жилье. Просил суд: обязать Администрацию ЗАТО Северск восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30.10.2000. Истец Степанов С.Ю. в установленном порядке был извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 42), однако в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя. Представитель истца Шестакова Н.М., действующая на основании доверенности № ** от **.**.**** (л.д. 9), исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в период с 1994 г. по 1995 г. ее сын Степанов С.Ю. принимал участие в боевых действиях в республике Чечня. В 2000 г. Степанов С.Ю. проживал в квартире по адресу: г. С., ул. Н., д.**, кв.**. На сегодняшний день в указанной квартире зарегистрированы восемь человек вместе с ее бывшим мужем В. Последний не живет в данной квартире с октября 2004 г., но с регистрационного учета не снялся, так как не имел другого жилья, в настоящее время он проживает в г. Т. Когда Степанов С.Ю. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в указанной квартире было зарегистрировано шесть человек, затем родился внук, приехала ее мать, которых также зарегистрировали в данной квартире. В настоящее время собственниками квартиры по адресу: г. С., ул. Н., д.**, кв.**, являются она и ее внук. Представитель ответчика – Администрации ЗАТО Северск Брагина Е.А., действующая на основании доверенности от **.**.**** №** (л.д. 14), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в ее письменном отзыве (л.д. 31-32), из которого следует, что 30.10.2000 Степанов С.Ю. обратился в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и был принят на учет с даты подачи заявления, как проживающий в составе семьи из шести человек в квартире по адресу: ул.Н., **-**. Общая площадь данной квартиры составляет ** кв. м, жилая - ** кв. м. В 2000 г. порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, регулировался Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений, утвержденных Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 17.07.1997 № 71/1, согласно которым норма постановки на учет составляла менее 7 кв. м на одного человека жилой площади. На момент постановки на учет в указанном жилом помещении были зарегистрированы Шестакова Н.М. - наниматель жилого помещения, ее муж В., дочь Е., сын Степанов С.Ю., жена сына А., внук С. В 2005 г. у Степанова С.Ю. были истребованы документы о том, что он является ветераном боевых действий, поскольку начала действовать федеральная программа о предоставлении социальных выплат. Однако очередь на получение жилья существует только одна. В связи с приобретением В. в собственность *** квартиры общей площадью ** кв. м, жилой площадью ** кв. м по адресу: ул.Ч., **-**, основания, по которым был поставлен на учет Степанов С.Ю., были утрачены, поскольку суммарная жилая площадь двух помещений по адресу: ул. Н., **-**, и ул. Ч., **-**, (**+**=**/6=** кв. м) больше нормы площади постановки на учет, дававшей право на получении жилых помещений в 2000 г. На заседании жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск от 21.09.2011 № ** было принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Степанова С.Ю., проживающего по адресу: ул. Н., **-**, в жилом помещении жилой площадью ** кв. м, общей площадью ** кв. м, имеющего состав семьи из шести человек, из которых В. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Ч., **-**, жилой площадью ** кв. м, общей площадью ** кв. м, так как отпали основания, по которым он был принят на учет. Таким образом, рассмотрев протокол заседания жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск, на основании ч. 2 ст. 6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Администрация ЗАТО Северск издала Постановление от 30.09.2011 № **, согласно которому Степанов С.Ю. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не противоречит ему. Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца Шестаковой Н.М., представителя ответчика Брагиной Е.А., считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ч. 1 ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Как следует из ч. 1 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. По правилам п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. На основании частей 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 № 73/7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет для улучшения жилищных условий 12 квадратных метров общей площади на одного человека. С 30.10.2000 Администрация ЗАТО Северск включила Степанова С.Ю. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается заявлением Степанова С.Ю. от 30.10.2000 (л.д. 33), а также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. В соответствии со ст. 3. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся в том числе военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Степанов С.Ю. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии ** № ** от 01.01.2004 (л.д. 49), а также справкой о прохождении Степановым С.Ю. в период с 30.11.1993 по 10.04.1995 военной службы на территории республики Чечня и принятии им участия в боевых действиях в составе в/ч ** с 31.12.1994 по 14.02.1995 (л.д. 6). Законом Томской области от 06.06.2006 №116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" предусмотрены меры социальной поддержки по обеспечению жильем в том числе ветеранов боевых действий. Исходя из ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане подлежат снятию с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 2 указанной статьи решение о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основание принятия таких решений. 30.09.2011 Глава Администрации ЗАТО Северск, рассмотрев протокол заседания жилищной комиссии от 21.09.2011 № **, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» постановила снять Степанова С.Ю. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 37). Анализ норм ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.56 ЖК РФ позволяют сделать вывод, что при принятии решения о снятии гражданина с учета необходимо учитывать не только основания постановки его на учет, но и наличие иных оснований нахождения его на учете. В момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Степанова С.Ю. в квартире по адресу: Т. область, г. С., ул. Н., д.**, кв.**, помимо самого Степанова С.Ю. были зарегистрированы и проживали наниматель жилого помещения Шестакова Н.М., ее муж В., дочь Е., жена сына А., внук С., что подтверждается справкой из МП ЖЭУ № ** от 13.10.2000 (л.д. 34). В судебном заседании установлено, что **.**.**** брак между Шестаковой Н.М. и В. был расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии ** № ** (л.д. 5). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13) В. приобрел в собственность *** квартиру по адресу: Т. область, г. С., ул. Ч., д.**, кв.**, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.03.2006 сделана запись регистрации № **. Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и до настоящего времени жилищные условия истца Степанова С.Ю. не изменились. Также в судебном заседании установлен и не оспаривался сторонами тот факт, что каких-либо иных жилых помещений в собственности Степанова С.Ю. не имеется. Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что на момент снятия с учета истец являлся нуждающимся в жилых помещениях и находился на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. В связи с вышеуказанным, суд приходит к выводу, что постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 30.09.2011 в части снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях было принято незаконно и считает необходимым в данной части указанное постановление отменить, восстановив Степанова С.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 30.10.2000. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Степанова С.Ю. понесенные им расходы, связанные оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 руб. (л.д. 2). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Степанова С.Ю. к Администрации ЗАТО Северск удовлетворить. Возложить на Администрацию ЗАТО Северск обязанность восстановить Степанова С.Ю. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 30.10.2000. Взыскать с Администрации ЗАТО Северск в пользу Степанова С.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Северский городской суд Томской области. Председательствующий Т.А. Глумова