№ 2-326/2012 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.



Дело № 2-326/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 апреля 2012 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.

с участием прокурора Бирюкова Е.В., ответчика Губина С.Н.

при секретаре Дмитренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г.Северск в интересах неопределенного круга лиц к Губину С.Н. о признании незаконными действий по самовольному строительству пристройки и навеса, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

Прокурор ЗАТО г. Северск в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований, обратился в суд с указанным иском к Губину С.Н., ссылаясь на то, что Губин С.Н. в мае-октябре 2011 г. самовольно, в отсутствии разрешения на строительство, без соблюдения процедуры предварительного выбора земельного участка для строительства и предоставления земельного участка для строительства организовал строительство пристройки к ранее построенному гаражу по адресу: г. С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж № **, путем возведения стен из красного кирпича и блоков, установки рамки ворот перед фасадом ранее возведенного гаража. Как следует из ответа Администрации ЗАТО Северск, каких-либо документов на пристройку к гаражу Губин С.Н. не оформлял, предварительный выбор земельного участка в соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ не производился, земельный участок для строительства не предоставлялся. Разрешение на строительство не выдавалось. Данное самовольное строение влечет нарушение прав органа местного самоуправления на распоряжение землей, отсутствие проверки соответствия проектной документации объекта требованиям градостроительного плана земельного участка может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Прокурор просил суд: признать незаконными действия Губина С.Н. по самовольному строительству 2-х этажной пристройки к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №**; обязать Губина С.Н. устранить допущенные нарушения - снести 2-х этажную самовольную постройку к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №** на земельном участке общего пользования площадью ** кв. м и навес на земельном участке общего пользования площадью ** кв. м.

В судебном заседании прокурор Бирюков Е.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в ходе проверки по заявлению Я. было установлено, что Губин С.Н. возводил незаконную постройку из красного кирпича и блоков. На момент проверки отсутствовала кровля, в настоящий момент строительство незаконной постройки завершено, возведена кровля и навес. С участием специалиста Администрации ЗАТО Северск установлены размеры незаконной постройки. Земельный участок под пристройкой из красного кирпича и навес расположен на земельном участке, который не принадлежит Губину С.Н. ни на праве собственности, ни на каком-либо ином праве. Ответчику земельный участок для возведения пристройки не предоставлялся, разрешение на строительство пристройки ответчиком не получено. Незаконная пристройка и навес ущемляют права неопределенного круга лиц и Администрации ЗАТО Северск.

Ответчик Губин С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что разрешительные документы у него имелись. Постановление Администрации ЗАТО Северск от 01.07.2002 является разрешением на расширение гаражных боксов. Договора аренды земельного участка, на котром он возвел пристройку – у него нет. Есть ли он в кооперативе, пояснить не сможет. Иных разрешительных документов на строительство нет. Пристройка – это самостоятельное помещение, это холодный бокс. У нее монолитный фундамент, арматура забурена в гаражный бокс, сделаны закладные, в плитах введена арматура. Навес не является капитальным строительством, он занимает на земле только две точки опоры. Земля перед гаражом это его собственность, на которой он может строить.

Представитель третьего лица Администрации ЗАТО Северск Г., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Бирюкова Е.В., ответчика Губина С,Н., специалиста У., полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" прокурор в публичных интересах вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Как следует из п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии с п. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Как следует из п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

В судебном заседании было установлено, что Губин С.Н. является собственником нежилого помещения – гаражного бокса, расположенного по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строение **, ряд № **, гараж № ** ГСПО «**», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ** от 19.07.2011 (л.д. 25), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.03.2012 (л.д. 53).

В соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск № ** от 23.12.2011 в собственность Губину С.Н. предоставлен бесплатно земельный участок с кадастровым номером **, площадью ** кв.м, расположенный на землях промышленности по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строение № **, ряд № **, гараж № ** (ГСПО «**»), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для эксплуатации гаражного бокса, что подтверждается также кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 41-42), выпиской из ЕГРП (л.д. 53).

В судебном заседании также установлено, что Губин С.Н. фактически использует земельный участок площадью ** кв.м, в то время как Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 23.12.2011 № ** Губину С.Н. предоставлен в собственность для эксплуатации гаражного бокса земельный участок площадью ** кв. м, расположенный на землях промышленности по адресу: г. С. Т. области, Автодорога,**, строение № **, ряд № **, гараж № ** (ГСПО «**»).

На самовольно используемом ответчиком земельном участке расположена 2-х этажная пристройка к гаражу на площади ** кв. метра и навес на площади ** кв. метра, общая площадь самовольно занятого земельного участка составляет ** кв. метр. Документы землепользования на данный земельный участок не оформлялись. Пристройка и навес расположены на землях общего пользования. Данные земли относятся к государственным землям, права на которые не разграничены. В соответствии с п. 10, статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Данные обстоятельства подтверждаются:

- актом № ** проверки землепользования на земельном участке Губина С.Н. по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строение № **, ряд № **, гараж № ** (ГСПО «**») от 19.04.2012,

- схемой земельного участка Губина С.Н., фототаблицей, кадастровым паспортом помещения от 28.06.2011 (л.д. 40),

-техническим паспортом нежилого помещения (л.д. 47-48).

В соответствии с сообщением Администрации ЗАТО Северск от 14.06.2011 Администрацией ЗАТО Северск разрешение на земельный участок, расположенный по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строения № № **, **, ** выдано домостроительному комбинату Управления «**». Земельный участок по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строение № **, ряд **, бокс ** находится в составе вышеназванного участка. Отдельное Постановление на данный земельный участок Администрация ЗАТО Северск не выдавала (л.д. 7-11).

Согласно сообщению Комитета Архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск от 21.06.2011 на пристройку к гаражному боксу в ГСПО «**» по адресу: г. С. Т. области, Автодорога, **, строение № **, ряд **, бокс ** Администрация ЗАТО Северск правоустанавливающие документы (предварительны выбор земельного участка, предоставление участка) и разрешение на строительство не выдавала (л.д. 12).

Согласно ответу Администрации ЗАТО Северск от 05.10.2011 на заявление о предоставлении земельного участка для пристройки индивидуальных гаражных боксов к ГСПО «**» сообщено следующее: данный вопрос не может быть рассмотрен на комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов, в связи с тем, что рассматриваемые индивидуальные гаражные боксы возведены самовольно, без разрешительных документов.

Согласно письму Администрации ЗАТО Северск от 14.03.2012 Губиным С.Н. произведено самовольное строительство пристройки к принадлежащему ему гаражному боксу в ГСПО «**»; правоустанавливающих документов на земельный участок для строительства пристройки Губину С.Н. Администрацией ЗАТО Северск не выдавалось. На коллективную жалобу от 31.01.2012 дан ответ в адрес Губина С.Н. о том, что вопрос по предоставлению земельного участка для строительства пристроек к гаражным боксам ГСПО «**» будет рассмотрен на Комиссии по выбору площадок Администрации ЗАТО Северск (л.д. 35).

Как следует из ответа Администрации ЗАТО Северск от 06.04.2012 заявление Губина С.Н. о рассмотрении на комиссии по выбору площадок для строительства, реконструкции и расширения объектов вопроса о размещении холодной пристройки к гаражным боксам ГСПО «**», поступившее в Администрацию ЗАТО Северск 29.03.2012, будет рассмотрено на ближайшей комиссии в 30-ти дневный срок со дня обращения. В настоящее время Администрацией ЗАТО Северск не принято никаких решений по поводу размещения данной холодной пристройки к ГСПО «**» (л.д. 65).

В соответствии с письмом Администрации ЗАТО Северск от 27.04.2012 о предоставлении земельного участка, по состоянию действующего Генерального плана ЗАТО Северск, в настоящее время на территории ЗАТО Северск отсутствуют зарезервированные земельные участки под индивидуальную гаражную застройку; поэтому рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для строительства пристройки к индивидуальным гаражным боксам «**» невозможно.

Ответчик Губин С.Н. в судебном заседании ссылался на Постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 01.07.2002 о разрешении на расширение гаражных боксов ГСПО «**», как на разрешение на строительство спорной пристройки.

Так, согласно Постановлению Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 01.07.2002 о разрешении на расширение гаражных боксов ГСПО «**» постановлено: разрешить ГСПО «**» расширение гаражных боксов согласно схеме инв. № **; КЗРиЗ (З.) отвести земельный участок под расширение гаражей по схеме инв. № **; ГСПО «**» (председатель К.) заключить договор аренды земли на период строительства в Управлении имущественных отношений (С.); ГСПО «**» приступить к строительству расширения гаражных боксов после оформления письменного разрешения на строительно-монтажные работы в инспекции Госархстройнадзор (Ю.) при Управлении архитектуры и градостроительства; по окончании строительства предъявить расширение гаражей приемочной комиссии при Администрации города для ввода в эксплуатацию; контроль за исполнением настоящего постановления возложить на УАиГ (М.), УИО (С.), УГХ (П.), КЗРиЗ (З.) (л.д. 43).

Суд не может согласить с указанным доводом ответчика Губина С.Н., поскольку указанное постановление не является разрешением на строительство, кроме того, в нарушение п. 3 и 4 указанного постановления договор аренды земли на период строительства в Управлении имущественных отношений заключен не был; письменного разрешения на строительно-монтажные работы в инспекции при Управлении архитектуры и градостроительства оформлено не было. Более того, согласно положениям п. 8 ст. 31 ЗК РФ указанное постановление было действительно в течение трех лет.

У., допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, пояснила, что является советником - Главным архитектором Комитета архитектуры и градостроительства ЗАТО Северск. Пристройка и навес, возведенные ответчиком – это незаконно возведенная постройка, являющаяся капитальным строением, которое прочно связано с землей, заглублено в землю фундаментной частью и является недвижимым. Это сооружение возведено путем строительства. К реконструкции это строение не относится, так как имеется раздельный фундамент с основным гаражом. Для возведения такого сооружения необходимы разрешительные документы. До начала строительства ответчик должен был обратиться в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка для строительства пристройки к гаражному боксу. В случае положительного решения комиссии и принятия решения о выборе земельного участка, готовится постановление, далее формируется земельный участок. Проверяется, чтобы границы отведенного участка не накладывались с соседними участками. Отведенный земельный участок ставится на кадастровый учет, на период строительства составляется договор аренды земельного участка, затем предоставляется проект на постройку, и уже после этого, выдается разрешение на строительство. Необходима проверка пристройки на соответствие градостроительным нормам и требованиям. Возведенные строения будут препятствовать вывозу снега, проезду снегоуборочной техники, противопожарной техники, существует угроза подтопления соседних боксов. Как правило, гаражные застройки имеют один этаж. Насколько правильно с конструктивной точки зрения двухэтажная гаражная постройка, без проектной документации определить сложно. В настоящее время Администрацией ЗАТО Северск не предоставляется земля для строительства гаражных боксов, т.к. отсутствует генеральный план, в котором были бы зарезервированы земли под гаражные боксы. Постановление Администрации от 01.07.2002 в настоящее время не действительно, поскольку срок действия таких постановлений – три года, согласно ст. 31 ЗК РФ.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Губин С.Н. самовольно, в отсутствии разрешения на строительство, без соблюдения процедуры предварительного выбора земельного участка для строительства и предоставления земельного участка для строительства, организовал строительство пристройки к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №**.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Прокурора ЗАТО г. Северск и признать действия Губина С.Н. по самовольному строительству пристройки к ранее построенному гаражу по адресу: г. С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №** на земельном участке общего пользования ** кв. м и навеса на земельном участке общего пользования площадью ** кв. м незаконными; возложить на Губина С.Н. обязанность устранить допущенные нарушения - снести 2-х этажную самовольную постройку к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №** на земельном участке общего пользования площадью ** кв. м. и навес на земельном участке общего пользования площадью ** кв. м.

Учитывая, что прокурор в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, 14 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск государственную пошлину в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Северск в интересах неопределенного круга лиц к Губину С.Н. удовлетворить.

Признать незаконными действия Губина С.Н. по самовольному строительству пристройки к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №** на земельном участке общего пользования ** кв.м и навеса на земельном участке общего пользования площадью ** кв.м.

Возложить на Губина С.Н. обязанность устранить допущенные нарушения – снести 2-х этажную самовольную постройку к ранее построенному гаражу по адресу: г.С., Автодорога, **, строение **, ряд **, гараж №** на земельном участке общего пользования ** кв.м и навес на земельном участке общего пользования площадью ** кв.м.

Взыскать с Губина С.Н. в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд.

Председательствующий Т.А. Глумова