Дело № 2-391/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 марта 2012 г. Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Галановой Л.В. при секретаре Зуевой О.В., с участием представителя заявителя Кузенковой О.Г., представителей заинтересованных лиц С., Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дебелова Д.А. о признании незаконным бездействие призывной комиссии Томской области, установил: Дебелов Д.А. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что по результатам медицинского освидетельствования, как гражданина, подлежащего призыву на военную службу, призывной комиссии г. Северска Томской области и принятого в отношении него решения, он подлежал контрольному медицинскому освидетельствованию призывной комиссией Томской области. Организация контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется согласно Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно–оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3 к приказу Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 № 240/168). Призывная комиссия Томской области обязанность по проведению контрольного медицинского освидетельствования и принятию решения об утверждении либо отмене решения нижестоящей призывной комиссии города Томска в отношении него в срок до 31.12.2011 не исполнила, то есть незаконно и необоснованно бездействовала. Факт бездействия призывной комиссии Томской области подтверждается письмом военного комиссара Томской области № ** от 17.02.2012 г., из содержания которого следует, что врач-хирург - член призывной комиссии Томской области с заключением врача-специалиста, проводившего освидетельствование в г. Северске, не согласился и направил его на контрольное медицинское освидетельствование, которое он не прошел, и по нему призывной комиссией Томской области решение не принято. Однако он не прошел медицинское освидетельствование по вине призывной комиссии Томской области, не организовавшей освидетельствование, что указывает на незаконный и необоснованный характер бездействия. После принятия призывной комиссией г. Северска 15.11.2011 решения об установлении ему категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе и освобождении от призыва, ему была выдана повестка для явки на контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию Томской области 30.11.2011. Он 30.11.2011 явился в призывную комиссию Томской области по адресу: г. Т., пос. П., ул. М., **, на контрольное медицинское освидетельствование, однако, осмотрен был только врачом-хирургом призывной комиссии Томской области. Остальные врачи-специалисты - члены призывной комиссии Томской области контрольное медицинское освидетельствование ему не провели по неизвестным ему причинам. В дальнейшем проведение медицинского освидетельствования также не было организовано и проведено. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в частности, на контрольное медицинское освидетельствование в период с 1 декабря по 31 декабря 2011 года он повестками военного комиссариата не вызывался. Несмотря на это, он неоднократно лично обращался в отдел военного комиссариата Томской области с просьбой сообщить о причинах неоповещения его о дате и времени проведения контрольного медицинского освидетельствования, однако ответа не получил. Письмо военного комиссара Томской области № ** от 17.02.2012 не содержит каких-либо сведений о причинах, объективно препятствовавших проведению его контрольного медицинского освидетельствования в период с 1 декабря по 31 декабря 2011 года, не опровергает вывода о необоснованном и незаконном бездействии призывной комиссии Томской области, не организовавшей его контрольное медицинское освидетельствование и не принявшей решение. Поскольку непроведение призывной комиссией Томской области его контрольного медицинского освидетельствования и непринятие решения по утверждению или отмене решения призывной комиссии города Томска в отношении него нарушает его право на освобождение от военной службы по призыву, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то указанное бездействие может быть обжаловано в суде. Ссылаясь на п.п. 22, 24, 30, 31, 51 Инструкции, просил суд: признать незаконным бездействие призывной комиссии Томской области, выразившееся в непроведении контрольного медицинского освидетельствования и непринятии решения по результатам контрольного медицинского освидетельствования. В судебное заседание заявитель Дебелов Д.А. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя (л.д. 56). Представитель заявителя Дебелова Д.А. – Кузенкова О.Г., действующая на основании нотариальной доверенности от **.**.**** сроком полномочий на ** года (л.д. 11), в судебном заседании требования Дебелова Д.А. поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Всё, что там указано, просила считать за её пояснения в судебном заседании. Просила признать незаконным бездействие призывной комиссии Томской области, выразившееся в непроведении контрольного медицинского освидетельствования Дебелова Д.А. и непринятии решения по результатам контрольного медицинского освидетельствования. Бездействие заключается в том, что должна была сделать призывная комиссия, но не сделала. В рамках ст. 255 ГПК РФ бездействиями призывной комиссии Томской области нарушены права и свободы Дебелова Д.А. в связи с непроведением контрольного медицинского освидетельствования, и тем самым было нарушено право на освобождение от призыва на военную службу, предусмотренное п.«а» ч. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Дебелов Д.А. обжалует бездействие призывной комиссии Томской области, которой решение в отношении Дебелова Д.А. принято не было. Сейчас с 01.04.2012 будет новый призыв, Дебелова Д.А. будут вызывать на комиссию, он будет вынужден отвлекаться от работы. Нарушено право на освобождение от военной службы по призыву. Призывная комиссия г.Северска признала Дебелова Д.А. ограниченно годным к военной службе (категория «В»). Освобождение от военной службы дает призывная комиссия г. Северска, но подтверждение должно проходить через контрольное медицинское освидетельствование, которое проведено не было, поэтому нарушено право Дебелова Д.А. на освобождение от военной службы по призыву. Считает, что Военный комиссариат Томской области не может представлять интересы призывной комиссии Томской области. Представитель призывной комиссии Томской области в лице Военного комиссариата Томской области Н., действующий на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком полномочий на ** год, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, поддержав возражения на заявление Дебелова Д.А. Дополнительно пояснил, что после того, как призывная комиссия г. Северска выносит решение о том, что призывник ограниченно годен к военной службе, документы призывника отправляются в призывную комиссию Томской области для проверки обоснованности принятия такого решения. В данном случае документы представлены врачу – хирургу- члену призывной комиссии Томской области, который сделал вывод, что заключение не обоснованно и направил призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Категория годности «В» - ограниченно годен, что является основанием для освобождения от призыва. Согласно личному делу призывника Дебелова, его трижды проверяли врачи-хирурги, было дано заключение «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. При прохождении контрольного медицинского освидетельствования нет гарантии, что он будет годен к военной службе. Заинтересованности призывной комиссии в этом нет. Согласно постановлению Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ», призывник должен представить все медицинские документы, но у Дебелова Д.А. их не оказалось. 26.12.2011 контрольное медицинское освидетельствование Дебелова не было проведено, и перенесли освидетельствование на весну 2012 года. В настоящее время у Дебелова категория годности не определена. Если бы призывная комиссия Томской области установила у Дебелова категорию годности «В», то его в армию не взяли. Для проведения медицинского освидетельствования и контрольного медицинского освидетельствования набираются специалисты из больниц г. Томска. Сейчас снимок *** стоит 15000 руб. Если комиссия не может вынести решение, она направляет призывника к врачам. Степень *** врач может определить, но снимок необходим, обычно на снимок направляют в областную больницу. У них сложная обстановка, врач при медицинском освидетельствовании может проверить 50 человек в день. Им необходимо выполнить план призыва, в первую очередь направляются на комиссию молодые люди, которых они должны укомплектовать в команду, а потом проверяют контрольников, которых оставляют на конец призыва. Дебелов приглашался повесткой на 30.11.2011, но председатель отменил вызов и сказал, что переноситься комиссия на конец декабря 2011 г. Контрольное медицинское освидетельствование было назначено на 28.12.2011, но Дебелова известить не смогли. 01.12.2011 Дебелов был у врача для уточнения диагноза и 26.12.2011 был, если стоит штамп врача. Наверное, повестка ему выдавалась. На обоснованности диагноза врач вынес заключение, что диагноз не обоснован, и направил Дебелова на контрольное медицинское освидетельствование в медицинскую комиссию Томской области. Согласно списку, Дебелов Д.А. должен был пройти освидетельствование 28.12.2011, так как 26.12.2011 он прошел обоснованность диагноза, поскольку повестку должны вручать, как правило, за три дня. Ему неизвестно, знал ли Дебелов, что надо было явиться 28.12.2011. В этот день призывная комиссия собиралась, но Дебелова Д.А. 28.12.2011 не было, и сам он не приходил. Бывают такие случаи, когда призывники сами приходят на призывные комиссии вместе с родителями. Есть обязанность провести контрольное медицинское освидетельствование именно в эту призывную компанию, 103 человека не успели пройти освидетельствование, поэтому оно переносится на следующий призыв, ответственности за это никакой не возлагается. Дебелов, наверное, был на обоснованности диагноза, врач обязан проверить документы, так как часто бывают случаи подделки документов, и иногда привозят призывников. Если невозможно вручить повестку, то обоснованность диагноза проверяют только по документам. Если заявитель захотел бы явиться с документами, то провели бы освидетельствование. Комиссия закончила работать 30.12.2011. Дебелов имел возможность самостоятельно явиться на комиссию. Начальник отделения по призыву в г. Северске сообщил, что ни один призывник самостоятельно не приходил 28.12.2011, и Дебелов тоже. Призывник направляется на освидетельствование, если комиссия сомневается, а врач ВВК направляет призывника в больницу г. Томска (в ОКБ, психиатрическую больницу, в ГБ № 3 и др.). Если невозможно вынести категорию годности, то призывник направляется в медицинскую организацию на дополнительное освидетельствование. В любой призывной компании может быть принято решение о призыве молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет, бывает, что призыв длится несколько лет, если временно годен, то в медицинских учреждениях проводится лечение. Представитель Военного комиссариата Томской области С., действующая на основании доверенности № ** от **.**.**** сроком полномочий на ** год (л.д. 17), в судебном заседании просила в удовлетворении требований Дебелова Д.А. отказать. Представила письменные возражения (л.д. 48-51), поддержав в суде изложенные в них доводы. Дополнительно пояснила, что предмет и основание спора отсутствуют, так как права и свободы Дебелова Д.А. не нарушены, никакой обязанности на него не возложено. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не прибывающие в запасе. Если бы Дебелова не призывали на военную службу или он не получил бы освобождение от призыва, то данное заявление было бы уместно. Мероприятия, связанные с призывом, они проводят два раза в год: с 01 апреля по 15 июля, с 01 октября по 31 декабря. Согласно п. 7 ст.28 указанного закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством РФ срок со дня получения гражданином указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд. Поскольку такого решения нет, то и оснований его обжалования нет. Никакой обязанности на заявителя не возложено, никакие права и свободы его не нарушены. Решение будет по нему принято при проведении мероприятий, связанных с призывом, которые проходят два раза в год, в данном случае с 01.04.2012 по 15.07.2012. Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя Кузенкову О.В., представителей заинтересованных лиц С., Н., приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В частности по делам, вытекающим из публичных правоотношений, заявителем должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по его мнению, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Обязанность же по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Согласно пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Согласно п.п. 1, 5, 6 ст. 28 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. В силу п.п. 2, 3 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №663 от 11.11.2006, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Таким образом, призывные комиссии создаются при военном комиссариате Томской области работой которого руководит военный комиссар Томской области. Организация работы по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны РФ является одной из обязанностей военного комиссара, закрепленной за ним подп. 13 п. 16 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 №1132. Распоряжением Губернатора Томской области №303-р от 26.11.2011 «О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в октябре-декабре 2011 года» и в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», по представлению военного комиссара Томской области от 09.09.2011 N 1/765 в Томской области созданы: призывная комиссия Томской области и призывные комиссии муниципальных образований Томской области для осуществления призыва граждан 1984 - 1993 годов рождения на военную службу и направления граждан на альтернативную службу в октябре – декабре 2011 года и утверждены их составы, в том числе призывная комиссия городского округа ЗАТО Северск Томской области (комиссия № **). Врач-хирург ОГБУЗ Томской областной клинической больницы Щ. и врач–рентгенолог ОГБУЗ Томской областной клинической больницы Ш. утверждены в составе призывной комиссии Томской области в качестве врачей – специалистов, участвующих в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра. В ЗАТО Северск Томской области в составе призывной комиссии в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, утвержден заведующий отделением медицинских осмотров и профилактики клинико-диагностического центра № ** ФГУЗ «Клиническая больница № 81» ФМБА России К. (основной состав (по согласованию) и врач-терапевт ФГУЗ «Клиническая больница № 81» ФМБА России И. (резервный состав (по согласованию). Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 5.1 Федерального закона РФ от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами-членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию. Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Инструкция). В соответствии с п.п. 13, 15 Положения о призыве на военную службу граждан РФ призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Дебелов Д.А., **.**.**** года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Томской области по ЗАТО Северск Томской области с 25.01.2007. При прохождении медицинского освидетельствования для призыва на военную службу 12.10.2009 Дебелову Д.А. поставлен диагноз: ***, ***, и он был признан годным к военной службе в частях ВВС с незначительными ограничениями категории годности «Б-3», ст. 66г., ст. 68г., но решением призывной комиссии от 20.10.2008 на основании пп. а п. 2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ имел отсрочку от призыва на военную службу с июня 2009 по 30.06.2014. Указанное решение Дебеловым Д.А. не обжаловалось. Приказом по университету № ** от 05.07.2011 Дебелов Д.А. был отчислен из числа студентов --- факультета --- университета --- отделения за академическую неуспеваемость, в связи с чем подлежал призыву на военную службу. Указанные обстоятельства подтверждаются: учетной картой призывника (л.д. 18-21), извещением ** № ** от 14.07.2011 (л.д. 31). Из раздела II «Результаты медицинского освидетельствования гражданина» учетной карты призывника (л.д. 22-23), следует, что Дебелов Д.А. при прохождении медицинской комиссии был осмотрен врачами – терапевтом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, невропатологом, дерматологом, наркологом, а также хирургом, которым заявителю поставлен диагноз: ***, ***. Данный диагноз был поставлен 15.11.2011 при прохождении Дебеловым Д.А. медицинского освидетельствования (л.д. 39-40). На основании заключения врача-хирурга решением призывной комиссии ЗАТО Северск Томской области от 15.11.2011 Дебелов Д.А. признан ограниченно годным к военной службе по категории годности «В» ст. 66 в. Для подтверждения обоснованности поставленного диагноза и категории годности к военной службе личное дело Дебелова Д.А. с результатами его медицинского освидетельствования направлено в призывную комиссию Томской области. Врачом – специалистом - хирургом призывной комиссии Томской области Щ. выдано Дебелову Д.А. направление в рентгенологический кабинет ВВК ВКТО для уточнения поставленного призывной комиссией ЗАТО Северск диагноза (л.д. 28). Врачом – рентгенологом призывной комиссии Томской области Ш. от 01.12.2011 дано заключение по диагнозу Дебелова Д.А.: *** (л.д. 28). В соответствии со ст. 66 «Расписания болезней» (приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123) указанное заболевание относится к пункту «г» графы 1 Постановления Правительства № 123 от 25.02.2003 – «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а, следовательно, призывник с данным заболеванием не подпадает под действие пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В ходе медицинского освидетельствования Дебелова Д.А., с учетом заключения по диагнозу, данного врачом–рентгенологом, врачом–специалистом - хирургом призывной комиссии Томской области Щ. 26.12.2011 дано заключение, что Дебелов Д.А. годен к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б») (л.д. 24-25). Статьей 31 Инструкции предусмотрено, если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе II "Б" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва). Результаты освидетельствования записываются в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва). Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в деле с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва). В военный комиссариат направляется служебное письмо (форма N 29 к Инструкции по подготовке и проведению призыва), в котором указывается основание, послужившее причиной отмены решения призывной комиссии, и личное дело призывника. Военный комиссар принимает меры по вызову призывника, освобожденного от призыва или не согласного с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, на призывную комиссию для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств. Как следует из учетной карты призывника Дебелова Д.А. (л.д. 23), в разделе II "Б" учетной карты указано заключение врача-специалиста Щ. от 26.12.2011, а именно стоит категория годности и диагноз заболевания, а в разделе II «В» учетной карты имеется решение призывной комиссии только от 15.11.2011, а от 28.12.2011 призывной комиссией решение по Дебелову Д.А. не принято. Согласно протоколу № ** от 29.12.2011, Дебелов Д.А. прошел в призывной комиссии ЗАТО Северск Томской области медицинское освидетельствование, по результатам которого врачом - хирургом выставлен диагноз: ***, ***. Врачом – членом призывной комиссии Томской области сделан вывод о том, что диагноз, заключение о категории годности Дебелова Д.А. к военной службе не обоснованы, и его следует представить на контрольное медицинское освидетельствование. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Как установлено выше, Распоряжением Губернатора Томской области №303-р от 26.11.2011 «О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в октябре-декабре 2011 года» по представлению военного комиссара Томской области от 09.09.2011 N 1/765 утверждена призывная комиссия Томской области на период октябрь-декабрь 2011 года. Таким образом, контрольное медицинское освидетельствование в отношении призывника Дебелова Д.А. призывной комиссией Томской области должно было быть проведено, и соответствующее решение по его результатам должно было быть принято до 31.12.2011. Как следует из письма военного комиссара Томской области от 17.02.2012 № ** (л.д. 6), врач –хирург – член призывной комиссии Томской области, не согласившись с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование в г.Северске, направил Дебелова Д.А. на контрольное медицинское освидетельствование. Данный факт подтверждается пояснениями самого Дебелова Д.А. Однако контрольное медицинское освидетельствование Дебелов Д.А. не прошел и призывной комиссией Томской области решение по нему не принято. Из пояснений представителя заинтересованного лица Н. следует, что контрольное медицинское освидетельствование призывников было проведено 28.12.2011, и Дебелов Д.А. должен был явиться для освидетельствования с целью уточнения его годности к военной службе. Однако Дебелов Д.А. не явился, в связи с чем принять решение о его годности не представляется возможным, и без данного решения Дебелов не может быть призван на военную службу. Знал ли Дебелов Д.А. о проведении 28.12.2011 контрольного медицинского осмотра ему неизвестно. Из заявления Дебелова Д.А. следует, что о дате и времени проведения контрольного медицинского освидетельствования ему не было известно. Достоверных доказательств о надлежащем извещении Дебелова Д.А. о времени и месте проведения контрольного медицинского освидетельствования суду не представлено и материалы дела не содержат. Таким образом, суд приходит к выводу, что военный комиссариат не принял меры по вызову Дебелова Д.А. на призывную комиссию Томской области для повторного медицинского освидетельствования и принятия заключения о категории его годности к военной службе с учетом вновь выявленных обстоятельств, в связи с чем в установленный срок призывная комиссия Томской области не приняла решение о категории годности Дебелова Д.А. к военной службе. Вместе с тем, оценив представленные суду и изложенные выше обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что допущенными бездействиями призывной комиссии Томской области право Дебелова Д.А. на освобождение от военной службы по призыву, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не нарушено, поскольку он до настоящего времени не призван на военную службу, окончательного решения о его годности к военной службе призывной комиссией не принято, и Дебелов Д.А. не лишен возможности пройти медицинское освидетельствование в ходе следующего призыва на военную службу с целью установления категории годности. Кроме того, сам по себе факт ненаправления на прохождение комплексной медицинской комиссии не нарушает прав призывника, т.к. непосредственно порождает обязанности для заявителя лишь решение призывной комиссии. Порядок обжалования результатов медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, предусмотрен п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. В связи с несогласием с заключением, выставленным врачом - хирургом призывной комиссии ЗАТО Северск, в личном деле призывника имеется рекомендация врача – специалиста – хирурга призывной комиссии Томской области Щ. о представлении Дебелова Д.А. на контрольное медицинское освидетельствование, которое заявителем не было пройдено. Без определения категории годности к службе призывная комиссия не может вынести решение о годности Дебелова Д.А. к военной службе. Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574. Положения приведенного нормативного акта соответствуют правовому значению заключений различных медицинских комиссий: заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) непосредственно может повлечь правовые последствия для военнослужащих, в то время как для лица, призываемого на военную службу, правовые последствия влечет лишь решение призывной комиссии. Независимо от того, будут ли признаны незаконными оспариваемые заявителем бездействия призывной комиссии Томской области, согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15июля и с 01 октября по 31 декабря на основании Указа Президента Российской Федерации. Таким образом, судом установлено, что в силу закона 31 декабря 2011 года призыв закончен. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в частности, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. В соответствии со статьей 31 того же закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Приведенные положения Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" свидетельствуют о том, что как заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, так и решение призывной комиссии по окончанию призыва утрачивают свое значение, и в следующий призывной период заявитель будет вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Ранее принятые решения не будут иметь значения в следующий призывной период и будет вновь исследоваться вопрос о наличии оснований для отсрочки или освобождения от призыва в отношении призывника. Довод представителя заявителя Кузенковой О.Г. о том, что военный комиссариат Томской области не может представлять интересы призывной комиссии Томской области, суд признает несостоятельным, поскольку в силу ст.ст. 26-28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» организация призыва на военную службу лежит на военных комиссариатах, призывная комиссия осуществляет свою деятельность при непосредственном участии должностных лиц военных комиссариатов и под их контролем. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем бездействие призывной комиссии Томской области, выразившееся в непроведении его контрольного медицинского освидетельствования и непринятии решения по результатам контрольного медицинского освидетельствования с момента окончания срока призыва не нарушает права Дебелова Д.А., в том числе на освобождение от военной службы по призыву, следовательно, не может быть признанным незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Заявление Дебелова Д.А. о признании незаконным бездействие призывной комиссии Томской области оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. Галанова