№ 2-747/2012 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу



Дело № 2-747/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 июля 2012 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Галановой Л.В.

при секретаре Швачко Н.Е.

с участием представителя истца Новиковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сорокина А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, и признании незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 № ** об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа; о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения,

у с т а н о в и л:

Сорокин А.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что он работал в Сибирском химическом комбинат с 18.03.1968 по 30.06.2011. Его общий страховой стаж работы на ** - в организации ядерного оружейного комплекса РФ составляет 43 года 03 месяца, из них 09 лет 02 месяца в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» (в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними), что подтверждается справкой ОАО «СХК» от 08.02.2012 №**, трудовой книжкой (с 01.09.2008 ** преобразовано в открытое акционерное общество «**»). Уволен он с ** 30.06.2011. Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 12а Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» назначена ему с 11.03.1999. Ему 19.01.2012 рассчитано дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, как специалисту ядерного оружейного комплекса. При назначении ему ДМО был учтен только стаж работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем, - 09 лет 02 месяца, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса продолжительностью 43 года 03 месяца. Он обратился 20.06.2012 в ГУ-УПФ с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа работы в ** на основании ранее представленной справки от 08.02.2012 № ** по форме приложения № ** к Указу Президента № 1563 от 23.08.2000, где указан его общий стаж работы в организации **. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 № ** ему было отказано в перерасчете ДМО с учетом общего стажа его работы в **. По мнению УПФ РФ, поскольку страховой стаж продолжительностью 09 лет 02 месяца на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера ДМО по заявлению от 19.01.2012, оснований для перерасчета ДМО по заявлению от 20.06.2012 не имеется. С данным решением и действиями ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск он не согласен и считает их незаконными, противоречащим подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 №1563, п.п. 9, 10 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в **, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию». Истец Сорокин А.И. просил суд: признать незаконным назначение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ему – Сорокину А.И. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы 43года 03 месяца в ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, признать незаконным решение ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 № ** об отказе в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа 43 года 03 месяца работы в **; обязать ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Сорокину А.И. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 43 года 03 месяца в ** (на **), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы продолжительностью 43 года 03 месяца работы в организации ** на основании справки от 08.02.2012 № ** с даты назначения Сорокину А.И. дополнительного материального обеспечения – с 08.02.2012.

В судебное заседание истец Сорокин А.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Новиковой М.Е. (л.д. 18).

Представитель истца Сорокина А.И. – Новикова М.Е., действующая на основании доверенности от **.**.**** сроком полномочий на ** год (л.д. 17), в судебном заседании требования истца Сорокина А.И. поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от **.**.**** сроком полномочий до 31.12.2012, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась. Представила письменные возражения, в которых просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, указав также, что с заявленными исковыми требованиями Сорокина А.И. ответчик не согласен по основаниям, изложенным в решении ответчика от 22.06.2012 № **, в связи с чем просит в заявленных требованиях отказать.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица и представителя ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, приходит к следующему.

В соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 Указа Президента № 1563 от 23.08.2000 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

Приведенные выше условия законодательно установлены в целях возникновения прав граждан на дополнительное материальное положение.

Однако при определении размера назначенного гражданину дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения следует исходить из следующего.

В соответствии с п. «б» ч. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день назначения дополнительного обеспечения.

Согласно п. 9 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.

Согласно п. 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается:

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения;

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:

сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;

сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, приведенные выше положения закона устанавливают прямую зависимость определения размера дополнительного материального обеспечения от продолжительности страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса.

При этом в силу ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страховой стаж застрахованного лица определяется как суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Понятие трудового стажа, закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» дополнительно включает не только рабочие места с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, а любые рабочие места, в течение работы на которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» целью установления ДМО является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер ДМО и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.

Дополнительное обеспечение согласно п. 5 Положения устанавливается на основании заявления гражданина, а также справки о размере среднемесячного заработка (по форме согласно Приложению № 1 к Положению) и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное обеспечение (по форме согласно Приложению № 3 к Положению).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с 11.03.1999 Сорокину А.И. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 12а Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», что подтверждается копией удостоверения Сорокина А.И. № **, выданного 21.04.1999 (л.д. 14).

Также судом установлено, что Сорокин А.И. с 18.03.1968 по 30.06.2011 работал в ОАО «**» из них: с 18.03.1968 – **; с 01.10.1973 в связи с переходом на новые условия оплаты труда считать **; с 01.11.1985 переведен **; 06.11.1986 переведен **; с 01.09.1988 переведен на новые условия отплаты труда **; с 01.09.1992 присвоен ** разряд; 13.12.2001 в связи с измерением штатного расписания переведен **; с 01.08.2010 переведен **; 01.10.2010 переведен **; 30.06.2011 уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, что подтверждается копией трудовой книжки Сорокина А.И. (л.д. 5-9).

Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Сорокину А.И. на основании справки от 08.02.2012 № ** установлено дополнительное обеспечение в соответствии с пп. «б» п. 2 Положения, т.к. он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Справка составлена по форме приложения 3 к Положению об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера ДМО, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549.

Указанная справка была выдана Сорокину А.И. на основании протокола заседания постоянно действующей комиссии по установлению права работников СХК на ДМО от 08.02.2012 № ** (л.д. 13).

Как усматривается из справки ОАО «**» от 08.02.2012 № **, выданной Сорокину А.И., специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, общение с ними у истца составил – 09 лет 02 месяца. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 43 года 03 месяца (л.д. 13).

Распоряжением начальника УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 20.02.2012 б/н на основании заявления от 19.01.2012 Сорокину А.И. назначена доплата как работнику ядерного оружейного комплекса РФ с 19.01.2012 и пожизненно в размере ** руб. ** коп..

Согласно выписке из пенсионного дела: ** суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55 % (л.д. 15). При исчислении размера ДМО ответчик учел только его стаж работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем, продолжительностью 09 лет 02 месяца, и не учел страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ продолжительностью 43 года 03 месяца.

Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 20.06.2012 Сорокин А.И. обратился в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением от 20.06.2012 № ** о перерасчете ДМО с учетом общего страхового стажа работы в области ядерного оружейного комплекса РФ – 43 года 03 месяца.

Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области 22.06.2012 № ** Сорокину А.И. отказано в перерасчете ДМО по его заявлению от 20.06.2012 № ** со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 09 лет 02 месяца учтен при исчислении размера ДМО по заявлению от 19.01.2012 и оснований для перерасчета ДМО по заявлению от 20.06.2012 не имеется.

Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абз. 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж при осуществлении работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.

Суд не может согласиться с выводом ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области об обоснованности установления Сорокину А.И. выплаты ДМО из расчета страхового стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости продолжительностью 09 лет 02 месяца, поскольку согласно абз. 4 п. 10 Положения суммарный размер ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости увеличивается на 1 % среднемесячного заработка гражданина за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом, учитывая положения преамбулы к Указу Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» применительно к абз. 4 п. 10 Положения следует учитывать общий страховой стаж гражданина в организации ядерного оружейного комплекса.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Поскольку ОАО «**» признало, что страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации у истца Сорокина А.И. составил 43 года 03месяца, что превышает необходимый для назначения трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» двадцатилетний страховой стаж на 23 года 03 месяца, и истцу назначена трудовая пенсия по старости по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», то суммарный размер ДМО и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацами 4 и 6 пункта 10 Положения подлежит увеличению с учетом превышения необходимого страхового стажа на 23 года 03 месяца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным определение размера назначенного Сорокину А.И. ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса; признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 № ** об отказе Сорокину А.И. в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения.

Учитывая, что право Сорокина А.И. на установление дополнительного материального дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса РФ было нарушено с момента установления ему указанной меры социальной поддержки – с 19.01.2012, суд считает возможным удовлетворить также и исковые требования о возложении обязанности на ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области осуществить перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса продолжительностью 43 года 03 месяца с даты установления ему дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения – с 19.01.2012.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку требование истца подлежит удовлетворению, то с ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу истца Сорокина А.И. подлежат взысканию расходы по уплате истцом государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 руб., что подтверждается квитанцией ** от 27.06.2012 (л.д. 2).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Сорокина А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск 22.06.2012 № ** об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.

Признать незаконным назначение Сорокину А.И. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа продолжительностью 43 года 3 месяца в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Сорокину А.И. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы продолжительностью 43года 3 месяца в ** и осуществить перерасчет Сорокину А.И. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом его страхового стажа работы 43 года 3месяца в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления ему дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения – с 19.01.2012.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск в пользу Сорокина Александра Ивановича в размере 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Северский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Галанова