№ 2-563/2012 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу



Дело № 2-563/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июня 2012 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Прохоровой Н.В.,

с участием истицы Чепкуновой Г.Ю., представителя третьего лица – ФГБУЗ КБ № 81 ФМБА России – Холоповой С.Г., представителя ответчика Куриневской Н.Б.,

при секретаре – Поповой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Чепкуновой Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью как в городе, так и в сельской местности период периодов работы в **, в том числе, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, периодов работы в городской поликлинике № ** г. Б. и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в календарном исчислении, возложении обязанности начислить и выплатить досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии,

у с т а н о в и л :

Чепкунова Г.Ю. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что 01.03.2012 она обратилась в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 05.03.2012 № ** в связи с отсутствием необходимого льготного стажа - 30 лет ** стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа, в удовлетворении заявления ей было отказано. Указанное решение является незаконным и необоснованным. Ответчик засчитал периоды работы в ** в качестве ** с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988; с 28.03.1989 по 31.10.1989) в календарном исчислении, не обосновав данное решение. В период с 03.08.1985 по 01.01.1990 действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (за периоды работы до 01.11.1999), где в п. 2 указано, что работникам здравоохранения согласно прилагаемому Списку, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считался за 1 год и 3 месяца. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, указаны и Центральные районные больницы. Как **, она ездила по ** Б. района и обслуживала именно сельское население. Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком, имевшие место до 06.10.1992 включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. Таким образом, период нахождения в отпусках по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988 г; с 28.03.1989 по 31.10.1989 необходимо засчитать в льготном исчислении - 1 год как 1 год 3 месяца. Период работы со 02.01.1990 по 01.03.1992 в качестве ** не засчитан в ** стаж. Ссылка ответчика на Список № 781, утвержденный Постановлением Правительства РФ лишь 29.10.2005, является несостоятельной, т.к. данный нормативный акт не может быть применим к периоду ее работы с 1990 г. по 1992 г. Между тем, в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от. 06.09.1991 № 464, в п. 1 указаны врачи лечебно-профилактических учреждений, независимо от наименования должности. Заместители главного врача по различным направлениям также имели право на пенсию по выслуге лет. Она выполняла все обязанности **, но только в районной больнице. Таким образом, указанный период работы необходимо засчитать в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца. Период работы с 02.03.1992 по 24.01.1993 в качестве ** и на 0,5 ставки ** в **, ответчик засчитал календарно, ничем не мотивируя. Она работала в **, обслуживала сельское население Б. района, и соответственно, указанный период также должен быть зачтен 1 год как 1 год 3 месяца. Период работы с 03.05.1993 до 26.01.1998 ** по совместительству на 0,5 ставки должен быть засчитан в льготном размере, 1 год как 1 год 3 месяца. Не подкреплен никакой нормативно-правовой базой отказ ответчика засчитать период работы с 01.02.1995 по 27.01.1998 в качестве ** в льготном исчислении (ответчик засчитал в календарном). Не принята во внимание Справка № ** от 19.08.2010, в которой указано, что данная больница обслуживала сельское население Б. района. Ответчик не засчитал в ** стаж период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 ** города Б. Она не согласна с данным пунктом. Начав свою трудовую деятельность ** в ** города Б. с 02.02.1998 по 03.07.2003 на 1,0 ставку, размер ее должностного оклада не менялся, ее заработная плата с 1998 г. по 2003 г. не только не снижалась, но и увеличивалась, а также производились отчисления в Пенсионный фонд. Неправомерно отказано зачесть в специальный стаж период работы с 01.01.2002 по 03.07.2003 **, т.к. не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд У. Ответчик не принял во внимание архивную справку **** от 19. 01. 2012 года, где указаны суммы отчислений в пенсионный фонд У. за периоды работы с 1998 г. по 2003 г. Данная справка была ею предъявлена ответчику при подаче заявления о назначении пенсии, но не была учтена при вынесении решения об отказе в досрочной пенсии. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 04.09.1990 по 29.10.1990; с 04.01.1996 по 31.01.1996 г.; с 20.03.2006 по 20.05.2006 г.; с 05.04.2011 по 18.06.2011 не засчитаны в ** стаж. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и медицинские работники, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Ответчику были предоставлены документы, а именно, выписка из индивидуального лицевого счета, в которой периоды с 20.03.2006 по 20.05.2006; с 05.04.2011 по 18.06.2011 указаны, как обычные условия труда. Таким образом, время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 04.09.1990 по 29.10.1990; с 04.01.1996 по 31.01.1996; с 20.03.2006 по 20.05.2006; с 05.04.011 по 18.06.2011 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с ** деятельностью в календарном исчислении. Решением Пенсионного фонда в стаж, дающий право на досрочную пенсию засчитано 21 год 27 дней. При зачете в льготном исчислении периодов работы: в ** с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988; с 28.03.1989 по 31. 0.1989) -1 год 1 месяц 15 дней; с 02.01.1990 по 01.03.1992 ** - 2 года 8 месяцев; с 02.03.1992 по 24.01.1993 ** и на 0,5 ставки ** - 2 месяца 18 дней; с 03.05.1993 по 31.01.1995 ** на 0, 5 ставки - 2 года 1 месяц 29 дней; с 01.02.1995 по 27.01.1998 ** - 8 месяцев 26 дней и зачете в календарном исчислении: с 01.11.1999 по 31.12.2001 ** города Б.- 2 года 2 месяца; с 01.01.2002 по 03.07.2003 ** - 1 год 6 месяцев 2 дня; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 04.09.1990 по 29.10.1990; с 04.01.1996 по 31.01.1996; с 20.03.2006 по 20.05.2006; с 05.04.2011 по 18.06.2011 - 7 месяцев 18 дней (итого 11 лет 2 месяца 18 дней) стаж ** деятельности составит 32 года 3 месяца 15 дней. Таким образом, она имеет стаж ** лет, необходимый для досрочного назначения пенсии в связи с ** деятельностью, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с чем Чепкунова Г.Ю. просила суд: признать отказ ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в назначении досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в РФ незаконным; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с ** деятельностью как в городе, так и в сельской местности, следующие периоды работы в льготном исчислении: в ** с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988 г; с 28.03.1989 по 31.10.1989); со 02.01.1990 по 01.03.1992 **; со 02.03.1992 по 24.01.1993 ** и на 0,5 ставки **; с 03.05.1993 до 26.01.1998 ** на 0, 5 ставки. В календарном исчислении: с 01.11.1999 по 31.12.2001 ** города Б.; с 01.01.2002 по 03.07.2003 **; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 04.09.1990 по 29.10.1990; с 04.01.1996 по 31.01.1996; с 20.03.2006 по 20.05.2006; с 05.04.2011 по 18.06.2011; обязать ответчика начислить и выплачивать досрочную трудовую пенсию с момента, когда у нее возникло право на назначение трудовой пенсии, т.е. с 01.03.2012 (со дня обращения за назначением пенсии); взыскать в возврат государственную пошлину 200 руб.

В судебном заседании истица Чепкунова Г.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУЗ КБ № 81 ФМБА России – Холопова С.Г. действующая на основании доверенности от **.**.****** (л.д. 65), поддержала заявленные Чепкуновой Г.Ю. исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ ЗАТО Северск Томской области - Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 66), исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в решении ГУ УПФ РВ в ЗАТО Северск Томской области № ** № 05.03.2012.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон и их представителей, считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что 01.03.2012 Чепкунова Г.Ю. обратилась в ГУУПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д. 71-72).

Решением ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 05.03.2012 № ** (л.д. 11-15) Чепкуновой Г.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ по заявлению от 01.03.2012 в связи с отсутствием ** лет ** стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан бывших союзных республик СССР, регулируются Соглашениями, заключенными между Правительством РФ и правительствами иных государств. Соглашение о пенсионном обеспечении с Узбекистаном, ранее входившим в состав СССР, было заключено 13.03.1992.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № **).

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности, и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования необходимый стаж полностью или частично.

Следовательно, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

В судебном заседании установлено, что c 03.08.1985 по 01.01.1990 Чепкунова Г.Ю. работала в должности **. Данные обстоятельства подтверждаются записью в трудовой книжке Чепкуновой Г.Ю. серии **** (л.д. 16-30) и справкой Министерства здравоохранения республики У. Б. области Б. районного медицинского объединения от 20.08.2010 (л.д.41-43).

Решением от 05.03.2012 № ** указанный период работы истицы засчитан в специальный стаж в календарном исчислении.

Истица просила суд обязать ответчика засчитать указанный период работы в льготном исчислении (один год как дин год и 3 месяца), ссылаясь на то, что в указанный период она осуществляла медицинскую деятельность в сельской местности.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (с изменениями от 19 февраля 2001 г.), (в настоящее время утратило силу, в связи с изданием Постановления Правительства от 29.10.2002 №781), установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должностей лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы юридически значимым обстоятельством в целях исчисления стажа на соответствующих видах работ с учетом льготного порядка, является факт осуществления трудовой деятельности в учреждении, обслуживающим непосредственно сельское население при соблюдении прочих условий, установленных указанными Правилами.

В соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно справки Министерства здравоохранения Республики У. Б. область, Б. районное объединение от 19.08.2010 № ** (л.д. 39-40) Чепкунова Г.Ю. в период с 03.08.1985 по 27.01.1998 работала в ** Б. области Республики У., которая обслуживала сельское население Б. района.

Сведения, содержащиеся в справке, подтверждают факт того, что в оспариваемый период истица осуществляла трудовую деятельность по обслуживанию сельского населения.

Каких-либо доказательств, объективно опровергающих указанные обстоятельства, суду представлено не было.

Представить дополнительно доказательства, подтверждающие факт работы в сельской местности истица лишена возможности по независящим от неё причинам.

Учитывая изложенные обстоятельства и доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании подтвержден факт осуществления истицей лечебной деятельности в сельской местности в период c 03.08.1985 по 27.01.1998, в том числе подтверждено право истицы на включение периода работы в должности ** Б. области Республики У. в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.

Кроме того, указанным решением от 05.03.2012 № ** (л.д. 11-16) Чепкуновой Г.Ю. не засчитаны в ** стаж в льготном исчислении (один год, как год и три месяца) периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988, с 28.03.1989 по 31.10.1989.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. "3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Как следует из разъяснений п. 15 Постановления Пленума ВС РФ (от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы до 6 октября 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а также учитывая, что работа истицы в спорный период засчитана в специальный стаж работы в льготном исчислении, то в таком же исчислении засчитывается и приходящийся на этот период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 04.03.1987 по 07.01.1988, период отпуска по уходу за ребенком с 28.03.1989 по 31.10.1989 подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении.

Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт осуществления истицей медицинской деятельности в сельской местности, связанной с обслуживанием сельского населения в период 03.08.1985 по 01.01.1990, суд находит законными и обоснованными исковые требования Чепкуновой Г.Ю. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью в льготном исчислении (один год как один год и 3 месяца) периоды работы в ** в льготном исчислении: с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988 и с 28.03.1989 по 31.10.1989) **.

Как следует из записи в трудовой книжке Чепкуновой Г.Ю. серии **** (л.д. 16-30) и справки от 20.08.2010 № ** (л.д. 41-43) c 02.01.1990 по 01.03.1992 Чепкунова Г.Ю. работала в должности **.

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. не засчитан в медицинский стаж период работы с 02.01.1990 по 01.03.1992 в качестве **, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком № 781 и Списком № 464.

Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям.

В указанный период деятельности истицы действовал приказ Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981 № 1000.

Согласно Положению о заместителе главного врача городской поликлиники по экспертизе временной нетрудоспособности (Приложение № 41 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 23.09.1981 № 1000), заместитель главного врача поликлиники по экспертизе временной нетрудоспособности руководит и несет ответственность за организацию и проведение всех необходимых мероприятий по правильной постановке экспертизы трудоспособности, в том числе на работе ВКК. Для выполнения этих задач он, в том числе, обязан: по предоставлению заведующих отделениями, а там, где их нет – по предоставлению лечащего врача, консультировать больных со сложными с отношении определения трудоспособности случаях врачей других специальностей, решать вопросы о продлении листков нетрудоспособности; периодически, совместно с лечащими врачами, особенно с молодыми специалистами, непосредственно на рабочем месте врача осуществлять прием амбулаторных больных с целью повышения квалификации врачей по экспертизе временной нетрудоспособности.

Таким образом, истица, работая в должности **, в силу своих должностных обязанностей, осуществляла врачебную деятельность.

Кроме того, в силу пункта 1 Списка, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на пенсию за выслугу лет дает работа в должности ** независимо от наименования должности.

В связи с чем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Чепкуновой Г.Ю., включить период работы истицы с 02.01.1990 по 01.03.1992 в льготный стаж работы.

Поскольку в судебном заседании установлено, что в указанный период истица обслуживала сельское население, суд считает возможным обязать ответчика засчитать период работы истицы с 02.01.1990 по 01.03.1992 в льготном исчислении (один год как один год и 3 месяца).

В период с 02.03.1992 по 24.01.1993 Чепкунова Г.Ю. работала в должности ** на 0,5 ставки и на 0,5 ставки **. Данные обстоятельства подтверждаются справкой от 20.08.2010 № ** (л.д. 41-43) и приказом по ** от 03.05.1993 № ** (л.д. 33-34).

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. засчитан в ** стаж в календарном исчислении период работы с 02.03.1992 по 24.01.1993 в качестве ** и на 0,5 ставки **.

Однако, как указано выше, в судебном заседании установлено, что работая в **, истица обслуживала сельское население, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Чепкуновой Г.Ю. и обязать ответчика при подсчете специального стажа истицы зачесть период работы истицы с 02.03.1992 по 24.01.1993 в льготном исчислении (один год как год и 3 месяца).

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. не засчитан в медицинский стаж период работы с 03.05.1993 по 26.01.1998 в качестве ** на 0,5 ставки; в том числе период с 03.05.1993 по 31.01.1995 не зачтен в ** стаж, поскольку отсутствуют сведения о периоде работы истицы; период с 01.02.1995 по 27.01.1998 засчитан в календарном порядке.

Доводы ответчика об отказе во включении в ** стаж период работы с 03.05.1993 по 31.01.1995 суд считает необоснованными, т.к. с 03.05.1993 Чепкуновой Г.Ю. разрешено совместительство 0,5 ставки на должности **, что подтверждается приказом по ** от 03.05.1993 № ** (л.д. 33-34).

Согласно справке** от 20.08.2010 (л.д. 41-43) в указанной должности истица работала по 31.01.1995.

Таким образом, период работы истицы в должности ** определен, истица работала в указанной должности в период с 03.05.1993 по 31.01.1995.

Поскольку в соответствии с п. 4 Правил № 781, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы, выполнявшейся до 01.11.1999, в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения нормы рабочего времени, а после 01.11.1999 – при условии выработки рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Чепкуновой Г.Ю., обязать ответчика засчитать указанный период работы истицы в стаж медицинской деятельности.

Учитывая, что в период с 03.05.1993 по 26.01.1998 истица осуществляла медицинскую деятельность и обслуживала сельское население, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истицы, обязать ответчика исчислить период работы с 03.05.1993 по 26.01.1998 в льготном исчислении (один год как один год и три месяца).

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. не засчитан в медицинский стаж период с 01.11.1999 по 31.12.2001 в качестве ** при отделе здравоохранения г. Б. в страховой и специальный стаж, поскольку отсутствует подтверждение работы на полную ставку заработной платы в данный период.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как усматривается из справки ** г. Б. от 05.09.2003 № ** (л.д. 36-37) с 02.02.1998 Чепкунова Г.Ю. была принята на должность **, с 02.10.2002 переведена на должность **.

Согласно архивной справке Министерства здравоохранения Республики У. ** от 19.01.2012 № ** (л.д. 47-48) с 02.02.1998 Чепкунова Г.Ю. была принята на работу на должность ** 1,0 ставку в терапевтическое отделение.

Каких-либо данных о том, что в указанный период условия труда истицы изменялись и истица работала на неполную ставку заработной платы, указанные документы не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании подтвержден факт работы истицы в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 на полную ставку заработной платы. В связи с чем исковые требования истицы о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью в календарном исчислении период с 01.11.1999 по 31.12.2001 ** г. Б. подлежат удовлетворению.

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. не засчитан в ** стаж период работы с 01.01.2002 по 03.07.2003 в качестве ** г. Б. в страховой и специальный стаж, поскольку представленными документами не подтверждена уплата взносов в Главное управление по труду и социальной защите населения Республики У.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как следует из архивной справки Министерства здравоохранения Республики У. ** от 19.01.2012 № ** (л.д. 49-50) работодатель истицы в период с 1998 г. по 2003 г. произвел отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.

Согласно справке Б. городского отдела Управления внебюджетного пенсионного фонда Б. области при Министерстве Финансов Республики У. от 25.01.2012 № ** (л.д. 51-52) на основании Постановления Кабинета Министров Республики У. № 595 от 21.12.2004 О мерах по реализации закона Республики У. «О накопительном Пенсионном Обеспечении Граждан» и в целях создания условий для дополнительного повышения благосостояния пенсионеров Кабинет Министров постановил ввести с 01.01.2005 накопительную пенсионную систему в дополнение к действующей системе государственного пенсионного обеспечения граждан.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в спорный период в Пенсионный фонд Республики У. уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, суд приходит к выводу о том, что период работы истицы с 01.01.2002 по 03.07.2003 в качестве ** подлежит включению в страховой и специальный стаж в календарном исчислении.

Решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. не засчитаны в медицинский стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 04.09.1990 по 29.10.1990, с 04.01.1996 по 31.01.1996, с 20.03.2006 по 20.05.2006, с 05.04.2011 по 18.06.2011, поскольку включение курсов в специальный стаж не предусмотрено п. 5 Правил № 516.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как ранее действующее трудовое законодательство – ст. 112 КЗоТ РСФСР, так и ныне действующее – ст. 187 ТК РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от производства, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.

В судебном заседании установлено, что с 04.09.1990 по 29.10.1990, с 04.01.1996 по 31.01.1996, с 20.03.2006 по 20.05.2006, с 05.04.2011 по 18.06.2011 истица находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, что подтверждается справкой № ** от 23.08.2011 (л.д. 45-46) и справкой ФМБА ФГБУЗ Клиническая больница № 81 от 18.04.2012 (л.д. 59).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Чепкуновой Г.Ю. (л.д. 53-58) периоды с 20.03.2006 по 20.05.2006, с 05.04.2011 по 18.06.2011 указаны как обычные условия труда.

Таким образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, соответственно обучение для неё являлось обязательным. В период прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место. Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

В связи с чем, суд считает законными и обоснованными требования истицы о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в календарном исчислении.

В судебном заседании установлено, что решением от 05.03.2012 № ** Чепкуновой Г.Ю. зачтено в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью в календарном исчислением 21 год 27 дней.

Принимая во внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж в льготном исчислении: с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988 и с 28.03.1989 по 31.10.1989) ** (1 год 1 месяц 15 дней); с 02.01.1990 по 01.03.1992 ** (2 года 8 месяцев); с 02.03.1992 по 24.01.1993 ** и на 0,5 ставки ** (2 месяца 18 дней); с 03.05.1993 по 31.01.1995 ** на 0,5 ставки (2 года 1 месяц 29 дней), с 01.02.1995 по 26.01.1998 (8 месяцев 26 дней) и в календарном исчислении: с 01.11.1999 по 31.12.2001 ** (2 года 2 месяца); с 01.01.2002 по 03.07.2003 **(1 год 6 месяцев 2 дня); с 04.09.1990 по 29.10.1990, с 04.01.1996 по 31.01.1996, с 20.03.2006 по 20.05.2006, с 05.04.2011 по 18.06.2011 периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (7 месяцев 18 дней), Чепкунова Г.Ю. на момент обращения в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области имела стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет.

В связи с чем, суд в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» считает необходимым удовлетворить исковые требования Чепкуновой Г.Ю. и обязать ответчика начислить и выплатить Чепкуновой Г.Ю. досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии – с 01.03.2012.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Чепкуновой Г.Ю. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области в назначении Чепкуновой Г.Ю. досрочной трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с ** деятельностью как в городе, так и в сельской местности, следующие периоды работы в Б. районной больнице в льготном исчислении: с 03.08.1985 по 01.01.1990 (в том числе отпуска по уходу за детьми с 04.03.1987 по 07.01.1988 и с 28.03.1989 по 31.10.1989) **; с 02.01.1990 по 01.03.1992 **; с 02.03.1992 по 24.01.1993 ** и на 0,5 ставки **; с 03.05.1993 по 26.01.1998 ** на 0,5 ставки.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью в календарном исчислении: с 01.11.1999 по 31.12.2001 **; с 01.01.2002 по 03.07.2003 **; с 04.09.1990 по 29.10.1990, с 04.01.1996 по 31.01.1996, с 20.03.2006 по 20.05.2006, с 05.04.2011 по 18.06.2011 периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области начислить и выплатить Чепкуновой Г.Ю. досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии – с 01 марта 2012.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Чепкуновой Г.Ю. в возврат государственной пошлины 200 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Прохорова