Дело № 2-704/2012 27 июля 2012 года г. Северск Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Лариной Е.Е., при секретаре Соловьевой Т.А., с участием представителя истца – Новиковой М.Е., действующей на основании доверенности от **.**.****, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации – Куриневской Н.Б., действующей на основании доверенности от **.**.****, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Старинщикова В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области № ** от 07.02.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; о возложении обязанности по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, У С Т А Н О В И Л: Истец Старинщиков В.А. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что он работал на ** с 18.07.1975 по 16.01.2012 и его общий страховой стаж работы на ** – в **, составляет 36 лет 05 месяцев, из них 17 лет 00 месяцев в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «Онеотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ». 06.03.2012 он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера ДМО, однако своим решением № ** от 07.02.2012 ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области отказало ему в перерасчете ДМО, со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 17 лет 00 месяцев учтен при исчислении размера ДМО по его заявлению от 18.01.2012 и оснований для перерасчета размера ДМО по заявлению от 06.03.2012 не имеется. Учитывая, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса РФ влияет на размер ДМО, просит суд: признать незаконным назначение ДМО, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в **; признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области № ** от 07.02.2012 об отказе ему в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа 36 лет 05месяцев работы в **; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в ** и произвести перерасчет размера ДМО с учетом страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в ** на основании справки № ** от 13.02.2012 со дня установления ДМО – с 18.01.2012; взыскать с ответчика в его пользу в возврат госпошлины – 200 рублей, оплату услуг представителя в размере 7000 рублей. В настоящее судебное заседание истец Старинщиков В.А. не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Новиковой М.Е. Представитель истца Новикова М.Е. требования Старинщикова В.А. поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Куриневская Н.Б. в судебном заседании требования истца не признала, основываясь на своих письменных возражениях, приобщенных к делу (л.д. 33-36). Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает исковые требования Старинщикова В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. Согласно пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. В судебном заседании установлено и подтверждается копией удостоверения № **, выданного Старинщикову В.А. 02.03.2006 (л.д.13), что с 07.01.2006 ему назначена пенсия по пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. Как следует из копии трудовой книжки Старинщикова В.А. ** № ** (л.д. 6-8), Старинщиков В.А. работал на **: с 18.07.1975 по 16.01.2012, из них: с 18.07.1975 по 31.08.1988 – **, с 01.09.1988 по 31.12.1992 – **, с 01.01.1993 по 31.12.1996 – **, с 01.01.1997 по 14.06.2010 – **, с 15.06.2010 по 15.01.2012 – **; с 16.01.2012 уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю п.5 ч.1 ст.77 ТК РФ. Как установлено в судебном заседании, 18.01.2012 Старинщиков В.А. обратился в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении дополнительного пожизненного материального обеспечения (далее - ДМО) (л.д. 38). В подтверждение трудового стажа Старинщикова В.А. для исчисления ДМО, ОАО «**» представило в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области справку № ** от 15.02.2012 (л.д.15), из которой следует, что размер среднемесячного заработка Старинщикова В.А. составлял ** рублей, справку № ** от 13.02.2012 (л.д.12), из которой следует, что Старинщиков В.А. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 17 лет 00 месяцев на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними; страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации – 36 лет 05 месяцев. ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области своим распоряжением № ** от 24.02.2012 установило Старинщикову В.А. выплату ДМО в сумме ** рублей ** копеек, исходя из страхового стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - 17 лет 00 месяцев (л.д. 39), и решением № ** от 07.02.2012 отказало Старинщикову В.А. в перерасчете размера ДМО за работу в ** по его заявлению от 06.03.2012, со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 17 лет 00 месяцев учтен при исчислении размера ДМО по его заявлению от 18.01.2012 и оснований для перерасчета размера ДМО по заявлению от 06.03.2012 не имеется (л.д. 9-11). Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании и подтверждаются указанными выше документами, а также копией расчета от 07.03.2012 № ** (л.д.15), из которого следует, что на дату обращения размер назначенного Старинщикову В.А. ДМО составил ** рублей ** копеек, его средний заработок – ** рублей, по состоянию на 01.02.2012 55%-75% ДМО + страховая часть пенсии (включая ФБР) равны ** рублей. ** копеек, суммарный размер 62 % - ** рублей ** копеек. Суд не может согласиться с выводом ответчика об обоснованности установления Старинщикову В.А. выплаты ДМО в сумме ** рублей ** копеек, исходя из страхового стажа работы дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» – 17 лет 00 месяцев, по следующим основаниям. Действительно, определяющим моментом при разрешении вопроса о праве лица на ДМО является назначение гражданину досрочной трудовой пенсии по старости и прекращение трудовой деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, при этом, при назначении ДМО гражданину учитываются периоды осуществления им видов деятельности, предусмотренных Перечнем. Однако при определении размера назначенного гражданину ДМО следует исходить из следующего. В соответствии с п. «б» ч.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения. Согласно п.9 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 549 от 01.09.2005 минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве. Согласно п.10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения. Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Таким образом, вышеприведенными нормами права установлено влияние продолжительности страхового стажа работы в ** на размер ДМО и каких-либо ограничений, связанных с учетом стажа при определении размера ДМО действующим законодательством не установлено. Кроме того, в соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», целью установления дополнительного ежемесячного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. В ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено понятие страхового стажа застрахованного лица как суммарной продолжительности периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиямитруда, втечениекоторыхвего пользустрахователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Понятие трудового стажа, закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дополнительно включает не только рабочие места с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, а любые рабочие места, в течение работы на которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, вышеприведенными нормами права установлено, что при определении размера ДМО гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в **, учитывается не только стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но и общий страховой стаж работы в ** и данный вывод основан, в том числе на анализе сведений, которые были предоставлены работодателем и оформлены в виде справки №** от 13.02.2012, выданной Старинщикову В.А., являющейся приложением № 3 к Положению об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 549 от 01.09.2005 (л.д.12), из которой следует, что Старинщиков В.А. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 17 лет 00 месяцев на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними; страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации – 36 лет 05 месяцев. Следовательно, в судебном заседании установлено, что страховой стаж работы Старинщикова В.А. в организации ядерного оружейного комплекса РФ составляет 36 лет 05 месяцев и превышает необходимый для назначения трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» двадцатилетний страховой стаж на 16 лет 05 месяцев, в связи с чем суммарный размер ДМО и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 10 Положения подлежит увеличению с учетом превышения необходимого страхового стажа на 16 лет. Оценив все вышеприведенные обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Старинщикова В.А. к ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначение ДМО, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563, без учета страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 07.02.2012 об отказе в перерасчете размера ДМО с учетом данного стажа и возложении обязанности по назначению ДМО, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, с учетом страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ. Учитывая, что право истца Старинщикова В.А. на установление размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в ** было нарушено с момента установления ему ДМО, суд считает возможным удовлетворить также и исковые требования Старинщикова В.А. к ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области о возложении обязанности по перерасчету размера ДМО с учетом страхового стажа его работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ продолжительностью 36 лет 05 месяцев со дня установления ему ДМО – с 18.01.2012. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Из материалов дела следует, что расходы на оплату услуг представителя Новиковой М.Е. составили 7000 рублей. Данное обстоятельство подтверждается наряд - заказом №** от 18.06.2012 (л.д. 17). Определяя размер расходов по оплате услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, исходит из разумности пределов, и с учетом соотносимости понесенных расходов с объемом защищаемого права, и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оплату услуг представителя сумму в размере 3000 рублей. Суд также считает необходимым удовлетворить требование Старинщикова В.А. о взыскании с ответчика 200 руб. – в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления (л.д. 2), поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Старинщикова В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области – удовлетворить. Признать незаконным назначение Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Старинщикову В.А. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ (на Сибирском химическом комбинате). Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 07.02.2012 об отказе Старинщикову В.А. в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в ** (на **). Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Старинщикову В.А. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563, с учетом страхового стажа 36 лет 05 месяцев работы в ** и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы Старинщикова В.А. в ** (на **) – 36 лет 05 месяцев со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения – с 18.01.2012. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Старинщикова В.А. в возврат государственной пошлины 200 рублей. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области в пользу Старинщикова В.А. расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 3000 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области. Судья Е.Е. Ларина