№ 2-947/2012 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.



Дело № 2-947/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 октября 2012 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.,

с участием истицы Хроминой И.В., представителя ответчика Куриневской Н.Б., представителя ФГБУЗ КБ № 81 ФМБА России Холоповой С.Г.,

при секретаре Емельяновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Хроминой И.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения об отказе в зачете в специальный трудовой стаж периода работы в льготном исчислении, назначении и выплате пенсии,

у с т а н о в и л :

Хромина И.В., с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области, ссылаясь на то, что 09.04.2012 она обратилась в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ. Однако, решением УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 18.04.2012 № ** ей было отказано в назначении пенсии. С решением ответчика она не согласна. Считает необоснованным отказ ответчика включить в ее медицинский стаж в льготном исчислении периоды работы с 07.09.2004 по 31.12.2007 в должности ** отделения судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № **, затем – ФГУЗ ЦМСЧ № **. В этот период она работала в отделении судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № ** **, что дает ей право на зачет этого времени в медицинский стаж в льготном исчислении. Согласно должностной инструкции ** отдела судебно-медицинских исследований трупов Бюро судебно-медицинской экспертизы КБ № **, утвержденной 08.07.2008, в должностные обязанности ** входит обработка трупного материала. Ее должностные обязанности в период с 07.09.2004 по 31.12.2007 были такими же, как и должностные обязанности в период с 2008 г. по настоящее время, когда отделение судебно-медицинской экспертизы было переименовано в Бюро судебно-медицинской экспертизы. Ее условия и характер работы весь период работы в отделении СМЭ и Бюро СМЭ не менялись, оставались одинаковыми - обработка трупного материала. Рабочее место также не менялось. Просила суд: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ от 18.04.2012 № ** о включении в ее медицинский стаж в календарном исчислении периоды работы с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007, отказе в назначении и выплате ей пенсии по подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ГУ УПФ РФ зачесть в ее медицинский стаж в льготном исчислении периоды работы с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007; назначить и выплатить ей досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 09.04.2012.

В судебном заседании истица Хромина И.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что спорные периоды она работала в отделении, в 2008 году отделение переименовали в бюро, характер ее работы не изменился. На работу в отделение она устроилась с 07.09.2004.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от **.**.****, исковые требования не признала по доводам, изложенным в решении ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 18.04.2012. Пояснила, что Пенсионный фонд не вникает в характер работы, провести аналогию не имеет права. Если спорные периоды засчитать в льготном исчислении, то у истицы возникнет право на пенсию.

Представитель третьего лица ФГБУЗ КБ № 81 ФМБА России Холопова С.Г., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании исковые требования Хроминой И.В. считала обоснованными. Пояснила, что в 2008 году отделение было переименовано в бюро. Руководствовались приказами Минздрава от 27.02.1991, 09.06.2010. Судебно-медицинская экспертиза может быть только бюро, а не отделением. Изменения должностных обязанностей у истицы не произошло.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения истицы Хроминой И.В., представителя ответчика Куриневской Н.Б., представителя третьего лица Холоповой С.Г., полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается до достижения общеустановленного воз­раста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья насе­ления в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей, и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия в связи с медицинской деятельностью, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время действует Список должностей и учреждений, работа в кото­рых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность, и Правила ис­числения периодов работы для назначения данной пенсии, утвержденные постановлени­ем Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее Список № 781 и Правила № 781).

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение тру­довой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее Правила № 516).

Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Приказом МЗ и СР РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица под­тверждаются справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выда­ются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа и должны содержать сведения о периодах работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, а также о периодах и причинах отвлечения от такой ра­боты.

По пункту 3 Правил № 781 наличие в наименовании указанных в Списке учре­ждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Абзацем 1 пункта 56 Правил № 781 предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответ­ствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой меди­цинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил № 781 в стаж работы засчитывается на общих основа­ниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, ука­занных в списке, в том числе, в лечебно-профилактических структурных подразделени­ях территориальных медицинских объединений.

Согласно разделу «Наименование должностей» Списка № 781 правом на досроч­ное пенсионное обеспечение пользуется средний медицинский персонал по перечню должностей, в т.ч. **.

Пунктом 5 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены центральные медико-санитарные части, пунк­том 1 — больницы всех наименований, пунктом 8 - центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в т.ч. государственного санитар­но-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности).

Постановлением № 781 утверждено Приложение к Правилам № 781 - Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и сред­него медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж ра­боты, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее - Перечень № 781).

Пунктом 4 раздела «Наименование должностей» Перечня № 781 предусмотрен средний медицинский персонал, проводящий судебно-медицинские вскрытия, исследо­вания трупов и трупного материала, обработку трупного материала, работающий в отде­лах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, централь­ной судебно-медицинской лаборатории, судебно-медицинской лаборатории, предназна­ченные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

В судебном заседании было установлено, что 09.04.2012 Хромина И.В. обратилась к ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 18.04.2012 Хроминой И.В. отказано в назначении пенсии по подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием 30 лет стажа на соответствую­щих видах работ. Хроминой И.В. засчитаны в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью, периоды с 01.11.2002 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007; Хроминой И.В. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с медицинской деятельностью, не засчитаны периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы 19.09.2005, 04.10.2005, так как данный вид отпуска не предусмотрен пунктом 5 Правил № 516. Кроме того в решении указано, что период работы Хроминой И.В. с 07.09.2004 по 31.12.2007 в должности ** отделения судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № **, затем - ФГУЗ «ЦМСЧ № ** Федерального Медико-Биологического Агентства (ФМБА России)» не может быть засчитан в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев), так как такой порядок исчисления для среднего медицинского персонала предусмотрен Перечнем № 781 только в отделениях всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, наименование «бюро» отсутствовало в рассматриваемый период в представленных документах, такое наименование, согласно документам КБ № **, появилось с 01.01.2008 (л.д. 6-8).

В судебном заседании установлено, что в период с 07.09.2004 по 31.12.2007 истица работала в должности ** отделения судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № **, затем – ФГУЗ «ЦМСЧ № ** Федерального Медико-Биологического Агентства» (ФМБА России), что подтверждается трудовой книжкой истицы от 06.04.1982 (л.д. 9-18).

Согласно должностной инструкции ** отдела судебно-медицинских исследований трупов Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ КБ № ** ФМБА России ** обязана знать цели и задачи судебно-гистологических экспертиз (исследований); основы нормальной и патологической анатомии и физиологии человека, учение о клетке, виды тканей человека и их гистологическое строение; общее понятие о патологических процессах; инструкцию по судебно-медицинской экспертизе трупа; методику проведения судебно-медицинского исследования трупа, и его особенности при различных видах смерти; требования, предъявляемые к взятию и направлению трупного материала на судебно-гистологическую экспертизу (исследование); инструкцию по фиксации гистологического материала; технику приготовления гистологических препаратов; ос­новные виды проводок биологического материала: спиртовая, ацетоновая; мето­дику приготовления целлоидина и парафина для уплотнения тканей; методы заливки гистологического материала в застывающие среды: целлоидин, парафин; виды заливок гистологического материала; устройство микротомов (санного роторного замораживающего) и правила работы на них; способы обра­ботки предметных стекол для наклейки парафиновых и целлоидиновых срезов; жировку стекол; технику приготовления и окраску гистологических препара­тов, виды и группы красителей. ** обязана: фиксировать и обезвоживать гистологический материал; осуществлять заливку гистологического материала в соответствующие застывающие среды (л.д. 19-21).

В соответствии со справкой ФМБА ФГБУЗ КБ № ** от 14.08.2012 должностная инструкция ** отделения судебно-медицинской экспертизы за период до 2008 г. в КБ № ** не сохранилась, т.к. срок хранения должностных инструкций составляет 5 лет. Должностные обязанности ** отделения судебно-медицинской экспертизы были теми же самыми, что и должностные обязанности ** бюро судебно-медицинской экспертизы, предусмотренные должностной инструкцией, утвержденной 08.07.2008 (л.д. 22).

Согласно справке ФМБА ФГБУЗ КБ № ** от 14.08.2012 в период с 01.10.1989 по 21.12.2007 в штатном расписании ЦМСЧ № ** (в настоящее время – КБ № **) имелось отделение судебно-медицинской экспертизы. Бюро судебно-медицинской экспертизы в данный период в штатном расписании отсутствовало.

Как следует из справки ФГБУЗ КБ № ** ФМБА России № ** от 18.04.2012, Хромина И.В. с 07.09.2004 (приказ № ** от 06.09.2004) по 31.12.2007 (приказ № ** от 28.12.2007) работала ** отделения судебно-медицинской экспертизы «Центральной медико-санитарной части № **». В данный период действительно участвовала в выполнении ежедневных цитологических, гистологических лабораторных исследований, в том числе в выполнении срочных интраоперационных исследований, и исследований трупного материала.

Доводы Хроминой И.В. о том, что переименование в 1989 г. в ЦМСЧ № ** бюро судебно-медицинской экспертизы в отделение судебно-медицинской экспертизы было ошибочным, подтверждается номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом МЗ СССР от 23.10.1978, приказом МЗ РФ от 03.11.1999 № 395, приказом Минздравсоцразвиятия РФ от 07.10.2005 № 627, к учреждениям особого типа относятся бюро судебно-медицинской экспертизы, а отделения судебно-медицинской экспертизы не предусмотрены.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характере деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что трудовые функции, выполняемые истицей Хроминой И.В. в период с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007 в должности ** отделения судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № **, затем – ФГУЗ «ЦМСЧ № ** Федерального Медико-Биологического Агентства (ФМБА России) тождественны трудовым функциям ** в бюро судебно-медицинской экспертизы и связаны с обработкой трупного материала.

Следовательно, периоды работы Хроминой И.В. с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007 в должности ** отделения судебно-медицинской экспертизы ЦМСЧ № **, затем – ФГУЗ «ЦМСЧ № ** Федерального Медико-Биологического Агентства» (ФМБА России) подлежат зачету в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев), а решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 18.04.2012 о зачете периодов работы Хроминой И.В. с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007 в календарном исчислении и в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» является незаконным.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истица имела необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, не во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При изложенных обстоятельствах, требование истицы о возложении обязанности на ответчика назначить ей досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью с 09.04.2012 подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Хроминой И.В. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Хроминой И.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 18.04.2012 о зачете периодов работы Хроминой И.В. с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007 в календарном исчислении и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2011 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Хроминой И.В. периоды работы с 07.09.2004 по 18.09.2005, с 20.09.2005 по 03.10.2005, с 05.10.2005 по 31.12.2007 в льготном исчислении - один год работы как один год и шесть месяцев; досрочно назначить и выплачивать Хроминой И.В. трудовую пенсию по старости с момента обращения – 09.04.2012.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Хроминой И.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Т.А.Глумова