№ 12-123-11 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу



Дело № 12-123-11

Р Е Ш Е Н И Е

Томская область, ЗАТО Северск 20 сентября 2011 года

г. Северск

Судья Северского городского суда Томской области Герасимов М.В.,

с участием защитника Дудоладова А.В. – Марисовой Т.С.,

рассмотрев жалобу Дудоладова А.В. на постановление государственного инспектора РФ по охране природы по Томской области от 22 июня 2011 года в отношении --- Закрытого акционерного общества «Северский стекольный завод» (далее ЗАО «Северскстекло») Дудоладова А.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Указанным постановлением Дудоладов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 2000 рублей за нарушение п.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды и п.1 ст.22, п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Государственным инспектором установлено, что --- ЗАО «Северскстекло» Дудоладов А.В., при руководстве текущей деятельностью ЗАО «Северскстекло», в период с 22.06.2010 по 10.06.2011, не обеспечил соблюдение требований природоохранного законодательства, в связи, с чем для ЗАО «Северскстекло» не проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и ЗАО «Северскстекло» при осуществлении хозяйственной деятельности на производственной площадке, расположенной по адресу: ул. Л., **, п. С., Т. область в период с 01.01.2010 по 10.06.2011, осуществляло негативное воздействие на окружающую среду путем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения от стационарных и передвижных источников, а именно: сушильный барабан доломита, лабораторные шкафы (7 шт.), линия обработки стеклобоя, линия транспортировки шихты и стеклобоя, труба от стекловаренной печи, аэрационный фонарь, участок ремонта форм, шлифовальные станки.

В жалобе поставлен вопрос о признании незаконными действия главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля, государственного инспектора по выне­сению постановления № ** от 22 июня 2011 года в отношении --- ЗАО «Северский стекольный завод» Дудоладова А.В. о привлечении его к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000,00 рублей за нарушение п.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды и п.1 ст.22, п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По мнению заявителя, вывод Росприроднадзора о несоблюдении «ЗАО «Северскстекло» экологических требований документального подтверждения не нашел, поскольку в материалах административной проверки отсутствуют подтвержденные надлежащим образом сведения о том, что предприятие не приняло мер по своевременному проведению инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для ЗАО «Северскстекло». В п.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22, п.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» отсутствуют четко оговоренные сроки для разработки проекта инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и тома предельно-допустимых выбросов. Договор на разработку проекта инвентаризации и тома предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «Северскстекло» заключен с проектной организацией ООО ПКБ «**» и действует до 31.12.2011 г., разработанный проект инвентаризации и том предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «Северскстекло» ожидается получить до 15.07.2011 г.

Заявитель, надлежаще извещенный о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела, в суд не явился, и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие Дудоладова А.В., в соответствии с требованиями, содержащимися в части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Дудоладова А.В. – Марисова Т.С. на удовлетворении жалобы настаивала по изложенным в ней основаниям, представила письменные пояснения, дополнив, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «Северский стекольный завод» был получен 15.07.2011 и утвержден 22.08.2011. 25.08.2011 указанный проект был направлен на согласование руководителю регионального управления №** ФМБА России В. Также материалами дела не подтвержден факт превышения ЗАО «Северскстекло» указанных в Постановлении источников загрязнения указанных норм или нарушения условий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, отсутствуют сведения о том, что сушильные барабаны, лабораторные шкафы, линии обработки стеклобоя, линии транспортировки шихты и стеклобоя, трубы от стекловаренной печи, аэрационный фонарь, участок ремонта форм, шлифовальные станки отнесены к источнику вредных выбросов, требующих получение разрешения.

Выслушав защитника Марисову Т.С., изучив доводы жалобы, материалы дела, отзыв, судья считает, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, по следующим основаниям.

Судьей проверена процедура привлечения к административной ответственности, нормы ст.ст. 1.6, 26.2, 28.2, 28.3, 29.4, 25.4 КоАП РФ не нарушены.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 8.1, вправе государственные инспектора субъектов РФ в области экологического контроля.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление об административном правонарушении вынесено государственным инспектором РФ по охране природы по Томской области в пределах предоставленных полномочий.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП ПФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, являются лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении в отношении --- ЗАО «Северский стекольный завод» Дудоладова А.В..

Дудоладов А.В. назначен --- ЗАО «Северскстекло» 25.09.2009, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Северскстекло» (л.д. 31 материалов дела об административном правонарушении). Согласно ст.14.1 Устава ЗАО «Северскстекло», --- осуществляет руководство текущей деятельностью Общества (л.д. 33).

Таким образом, Дудоладов А.В., являясь должностным лицом, при руководстве текущей деятельностью ЗАО «Северскстекло» должен был обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства, и принять должные меры для проведения ЗАО «Северскстекло» инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработки проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На основании п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

При проведении инспектором Ростехнадзора осмотра территорий, помещений ЗАО «Северскстекло» на производственной площадке, расположенной площадке по адресу: ул. Л., **, п. С., Т. область было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Северскстекло» использует оборудование (сушильный барабан; лабораторные шкафы - 7 шт.; линии обработки стеклобоя; линии транспортировки шихты и стеклобоя; трубы от стекловаренной печи; аэрационный фонарь; участок ремонта форм; шлифовальные станки), которое является источниками негативного воздействия на окружающую среду путем выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

-актом об осмотре территорий, помещений и находящихся там вещей и документов от 26.05.2011 № ** (л.д. 27-28),

-расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, 1 кв. 2011 года (л.д. 7-21),

-отчетом по форме 2-ТП (воздух) за 2010 год (л.д. 22-23),

-справкой о расходе топлива от 30.05.2011 № ** (л.д. 29),

-справкой о расходе сварочных электродов от 02.06.2011 № ** (л.д. 30),

-справкой о наличии автотранспорта от 02.06.2011 № ** (л.д. 31),

-справкой о расходе реактивов от 02.06.2011 № ** (л.д. 32),

-экспертным заключением ЦЛАТИ по Томской области от 06.06.2011 № ** (л.д. 33);

-протоколом № ** об административном правонарушении от 10 июня 2011 года (л.д. 1-6);

-копией Устава ЗАО «Северскстекло» (л.д. 25-26);

-копией протокола внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Северскстекло» от 25.09.2009 (л.д. 24).

Представленными в материалах дела документами подтверждается факт производства ЗАО «Северскстекло» выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в частности, отчетом по форме 2-ТП (воздух) за 2010 год, в котором отражены виды, количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, сведения о превышении предельно допустимых норм фактически выброшенных в атмосферу выбросов. Согласно экспертному заключению ЦЛАТИ по Томской области от 06.06.2011 №** были обследованы четыре источника загрязнения атмосферы ЗАО «Северскстекло», установлены величина выбросов и эффективность пылегазоулавливающих устройств данных источников.

ЗАО «Северскстекло», имеющее стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха, обязано обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

На момент проведения проверки – 26 мая 2011 года – ЗАО «Северскстекло» инвентаризация источников выброса вредных веществ не проведена, не разработаны предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

ЗАО «Северскстекло» заключило договор № ** от 23.07.2008 с проектной ООО ПКБ «**» на разработку проекта инвентаризации и тома предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ЗАО «Северскстекло» со сроком действия до 31.12.2011. Срок действия договора № 06 от 23.07.2008 был установлен сторонами на 4 месяца (120 дней) со дня подписания, т.е. до 23.11.2008 (л.д. 8-9). В материалах дела имеются сведения о пролонгации (продлении) указанного договора на создание проектной документации от 30.06.2009 до 01.02.2011 и от 01.02.2011 до 31.12.2011.

Указанные работы проводятся с 23.07.2008, продление договора, в том числе и после окончание срока его действия, по мнению судьи, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Дудоладовым А.В., как руководителя предприятия, обязанности по проведению инвентаризации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух и проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Заявителем указано, что в связи с разработкой Проекта организации санитарно-защитной зоны для ЗАО «Северский стекольный завод» с учетом работы на полную мощность 2-х очередей завода и получением Санитарно-эпидемиологического заключения № ** от 04.05.2011г. об установлении уменьшенной санитарно-защитной зоны, установлено, что нет превышений по данным натурных исследований приземной концентрации вредных химических веществ от выбросов ЗАО «Северский стекольный завод» на границе расчетной санитарно-защитной зоны и шумового воздействия на границе расчетной санитарно-защитной зоны, в связи с чем нарушений с его стороны нет.

Однако судья считает, что разработка Проекта организации санитарно-защитной зоны и получение Санитарно-эпидемиологического заключения, а также соблюдение предприятием установленных гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны не может влиять на квалификацию действий Дудоладова А.В. по ст. 8.1 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

ЗАО «Северскстекло» привлекается к административной ответственности за отсутствие инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Также судья считает не состоятельным довод Дудоладова А.В. о том, что в п.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды и п.1 ст.22, п.1 ст.30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отсутствуют четкие оговоренные сроки для разработки проекта инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферных воздух и тома предельно-допустимых выбросов.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В тоже время, в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовая оценка действиям --- ЗАО «Северский стекольный завод» Дудоладова А.В. инспектором Росприроднадзора дана правильно, он обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Наказание Дудоладову А.В. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, и в минимальном размере. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено. Оснований для признания действий Дудоладова А.В. малозначительными судья не усматривает.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ по охране природы по Томской области от 22 июня 2011 года о признании виновным Дудоладова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Дудоладова А.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Герасимов