Дело № 12-112/2012 Р Е Ш Е Н И Е Томская область, ЗАТО Северск 12 сентября 2012 года г. Северск Судья Северского городского суда Томской области Роммель В.Л., с участием защитника Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. Осиной Ю.А., действующей на основании доверенности от **.**.**** года за № **, рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда жалобу Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. на постановление № ** заместителя руководителя Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 9 июля 2012 года о привлечении к административной ответственности, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя руководителя Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России Б. от 9 июля 2012 года Глава Администрации ЗАТО Северск Томской области Волков И.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.9 К РФ о АП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. В жалобе защитник Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. выражает несогласие с данным постановлением по следующим основаниям. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.9 К РФ о АП, послужило решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 14 декабря 2011 года, которым дело о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения. А именно, постановлением Администрации ЗАТО Северск от 30 ноября 2011 года № ** были внесены изменения в Положение об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С. Считает, что нарушение антимонопольного законодательства не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, а именно, не ограничило и не создавало реальной угрозы ограничения конкуренции на рынке услуг по погребению и по текущему содержанию и ремонту объектов благоустройства на территории муниципальных общественных кладбищ, в связи с чем, по мнению заявителя, производство по делу подлежит прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также ссылается на то, что запрет на совершение действий, указанных в ч. 2 ст. 14.9 К РФ о АП, не носит безусловного характера и для данного состава требуется наличие или возможность наличия последствий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Отсутствие таких последствий, по мнению заявителя, подтверждается тем, что указанные работы осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», несмотря на положения, закрепленные на тот период времени в пунктах 13, 16, 72, 73 Положения, утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 21 декабря 2009 года № **. Поскольку участки территорий для захоронения Муниципальным предприятием «**» не отводились, ограничения, недопущения или устранения конкуренции на данном рынке услуг со стороны Администрации ЗАТО Северск не имелись. При этом, как указывает заявитель, пункты 13, 16 Положения касаются вопросов погребения, а не наделения МП «**» полномочиями по отводу участков муниципальных общественных кладбищ г. С. для погребения и мест под захоронение. Предоставление земельных участков под захоронение МП «**», как специализированной службой по вопросам похоронного дела, производилось в рамках текущей хозяйственной деятельности, бесплатно, что соответствует статье 7 ФЗ № 8 «О погребении». Настаивает, что отсутствие состава административного правонарушения подтверждается не только отсутствием последствий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по погребению, текущему содержанию и ремонту объектов благоустройства на территории муниципальных общественных кладбищ, но и тем, что для принятия Постановления Администрации ЗАТО Северск от 21 декабря 2009 года № ** «Об утверждении Положения об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С.» имелись предусмотренные федеральным законом случаи для принятия органом местного самоуправления соответствующих актов и (или) осуществления действий. В связи с изложенным, просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в соответствии с ч.2 ст. 24.5, ст. 2.9 К РФ о АП. В судебное заседание Глава Администрации ЗАТО Северск Томской области Волков И.Е. не явился, о времени, дате и месте слушания по делу был уведомлен должным образом и заблаговременно. Последний не просил об отложении дела, в связи с чем суд, в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КРФ о АП, определил рассмотреть дело в отсутствие Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. с участием его защитника. В судебном заседании защитник Главы Администрации ЗАТО Северск Волкова И.Е. Осина Ю.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Выслушав защитника, изучив материалы дела, судья считает, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 июля 2012 года о привлечении Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.9 К РФ о АП, вынесено законно и обоснованно. В судебном заседании установлено, что Волков И.Е., являясь Главой Администрации ЗАТО Северск Томской области, в нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации совершил действия: 1. по принятию Постановления Администрации ЗАТО Северск от 21 декабря 2009 года № ** (в редакции от 24 февраля 2011 года № 297), утверждающего Положение об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С., пункты 13, 16 которого недопустимы в соответствии с ч.3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», а пункты 72 и 73 являются недопустимыми в соответствии с ч.1 ст. 15 указанного Федерального закона, приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; 2. по наделению Специализированной службы по вопросам похоронного дела г. С., согласно пунктам 13, 16 Положения об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С. от 21 декабря 2009 года № ** (в редакции от 24 февраля 2011 года № **), полномочиями, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления, по отводу отдельных участков муниципальных общественных кладбищ г. С. для погребения и мест под захоронение, и согласно пунктам 72, 73 указанного Положения предоставил ей право осуществления работ по текущему содержанию и озеленению Аллей Почета муниципальных общественных кладбищах г. С. без проведения публичных процедур, что является нарушением ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О конкуренции». Вина Главы Администрации ЗАТО Томской области Волкова И.Е. в совершении указанного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: -протоколом № ** об административном правонарушении от 18 апреля 2012 года, в котором имеются пояснения защитника Осиной Ю.А. о том, что нарушение в целом признается и добровольно устранено Главой Администрации (л.д. 9-11); -решением Думы городского округа ЗАТО Северск от 25 ноября 2010 года № ** о назначении на должность Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. (л.д. 125); -контрактом № ** от 26 ноября 2010 года, согласно которому Волков И.Е. назначен на должность муниципальной службы – Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области с 26 ноября 2010 года на срок полномочий Думы ЗАТО Северск 2-го созыва (л.д. 126-131); -постановлением от 21 декабря 2009 года за № ** Главы Администрации ЗАТО Северск Волкова И.Е. об утверждении Положения об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С. (л.д. 21); -самим Положением (л.д. 22-31); -решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 14 декабря 2011 года № ** о нарушении антимонопольного законодательства, вступившим в законную силу, согласно которому Администрацией ЗАТО Северск было совершено нарушение Закона «О конкуренции» (л.д. 17-20); -копией постановления заместителя руководителя Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 27 декабря 2010 года о привлечении Врио Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КРФ о АП (л.д. 132-136). Правовая оценка действиям Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. заместителем руководителя Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России Б. дана правильно, он обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.9 К РФ о АП, как действия должностного лица органа местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, если такое должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Процессуальных нарушений при документировании правонарушения и составлении постановления не усматривается. Все представленные суду доказательства обладают признаками относимости и допустимости, согласуются друг с другом в деталях и в своей совокупности достаточны для вывода о виновности Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. в совершении административного правонарушения. Доводы защитника об отсутствии в действиях Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.9 КРФ о АП, судом оцениваются несостоятельными по следующим основаниям. Согласно ст. 2.4 К РФ о АП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Пунктами 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства в том числе, хозяйствующими субъектами. На основании п.1 ч.1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. Согласно вступившему в законную силу решению за № ** от 14 декабря 2011 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, Администрация ЗАТО Северск допустила нарушение ч. ч. 1, 3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства комиссией по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области дело было прекращено, что в свою очередь явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В нарушении выше названного положения закона Глава Администрации ЗАТО Северск Томской области Волков И.Е. 21 декабря 2009 года своим постановлением утвердил Положение об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С., п.п. 13, 16, 72 и 73 которого находятся в противоречии с требованиями ч. ч. 1, 3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Муниципальное предприятие «**» г. С. Т. области является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном п.5 ст.4 Закона «О защите конкуренции». Как следует из материалов дела, Муниципальное предприятие «**» г. С. Т. области согласно пунктам 13 и 16 Положения об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С., утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 21 декабря 2009 года № **, было наделено полномочиями по отводу отдельных участков территорий муниципальных общественных кладбищ для погребения и мест под захоронения, а в соответствии с пунктами 72 и 73 вышеуказанного Положения данному предприятию было предоставлено право осуществления работ по текущему содержанию и озеленению Аллей Почета муниципальных общественных кладбищ г. С. Между тем, статьей 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов. В силу п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся среди прочих вопросы организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч.ч.1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении именно органов местного самоуправления. Частью 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Таким образом, передача Муниципальному предприятию «**» г. С. Т. области на основании утвержденного постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск Положения об организации похоронного дела и содержании муниципальных общественных кладбищ на территории г. С. без проведения публичных процедур полномочий по отводу отдельных участков территорий муниципальных общественных кладбищ для погребения и мест под захоронения, права осуществления работ по текущему содержанию и озеленению Аллей Почета муниципальных общественных кладбищ г. С., повлекла за собой нарушение ч.ч. 1,3 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». Доводы защиты о том, что предоставление земельных участков под захоронение МП «**», как специализированной ФИО29 по вопросам похоронного дела, производилось в рамках текущей хозяйственной деятельности, судом не принимаются, поскольку функции по выделению участков земли на общественных кладбищах для погребения умерших относятся к компетенции органов местного самоуправления и передача их в принципе хозяйствующему субъекту в соответствии с Законом «О погребении и похоронном деле» не предусмотрена. Согласно ст. 26.2 К РФ о АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, иными документами и пр. Оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КРФ о АП представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.9 К РФ о АП. Изложенные в жалобе доводы заявителя о последующем устранении нарушений антимонопольного законодательства и освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, судом не могут быть приняты во внимание. В соответствии со ст. 2.9 К РФ о АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом с учетом выявленных обстоятельств дела. Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом органа местного самоуправления требований антимонопольного законодательства, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере защиты конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, роли правонарушителя, принимая во внимание привлечение ранее Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. к административной ответственности за аналогичное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.9 КРФ о АП, оно не может быть судом признано малозначительным. Изложенная в жалобе заявителя ссылка на отсутствие вредных последствий от деяния судом не берется во внимание, поскольку отсутствие установления факта причинения вреда не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности, так как закон не связывает наличие какого-то ущерба личности, государству, хозяйствующим субъектам с квалификацией действий должностного лица по ч.2 ст. 14.9 КРФ о АП. Наказание Главе Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкову И.Е. назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера совершенного правонарушения, его личности, наличия смягчающего обстоятельства, отсутствия отягчающего обстоятельства, в минимально возможном размере. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения названной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 30.6; п. 1 ч. 1 ст. 30.7 К РФ о АП, судья Р Е Ш И Л: Постановление заместителя руководителя Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 9 июля 2012 года о признании виновным Главы Администрации ЗАТО Северск Томской области Волкова И.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.9 К РФ о АП, оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение десяти суток со дня получения его копии. Судья В.Л. Роммель