к делу № 2- 1095 /10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 27 июля 2010 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Полозкова Е.И.,
при секретаре Поповой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Рейха Д.Ю.,
представителя МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по доверенности Шевченко И.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора на стороне ответчика администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района Яценко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц по иску к МУП «Новодмитриевское ЖКХ» о признании незаконными действий МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами и возложении обязанности на МУП «Новодмитриевское ЖКХ» получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц по иску к МУП «Новодмитриевское ЖКХ» о признании незаконными действий МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами и возложении обязанности на МУП «Новодмитриевское ЖКХ» получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения.
В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том, что прокуратурой Северского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства об охране водных объектов с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в деятельности МУП «Новодмитриевское ЖКХ».
В ходе проверки установлено, что МУП «Новодмитриевское ЖКХ» осуществляет добычу пресных подземных вод из артезианских скважин для водоснабжения жителей поселка Черноморского в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недрами, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, добыча предприятием из артезианских скважин подземных вод в отсутствие лицензии, нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации по распоряжению недрам, по получению платежей за пользования недрами, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при пользовании недрами без выполнения условий (норм, правил) по охране окружающей среды, безопасному ведению работ.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Северского района Рейх Д.Ю. в судебном заседании заявленное требование поддержал, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по доверенности Шевченко И.В. заявленное прокурором Северского района требование не признала, в судебном заседании пояснила о том, что довод прокурора о том, что в отсутствие лицензии на право пользования недрами МУП «Новодмитриевское ЖКХ» осуществляет добычу пресных подводных вод из артезианских скважин для водоснабжения жителей поселка Черноморского, не соответствует действительности не подтвержден доказательствами.
Согласно Уставу МУП «Новодмитриевское ЖКХ» предприятие осуществляет следующие виды деятельности: добычу пресных подземных вод для хозяйственно-бытового назначения, деятельность по эксплуатации водопроводных распределительных сетей и распределение воды на коммунально-бытовые нужды предприятиям, населению, и создано учредителем администрацией Новодмитриевского сельского поселения Северского района для обеспечения водоснабжения населения ст. Новодмитриевской.
Лицензия на право добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого
водоснабжения не получена предприятием по объективным причинам.
Так, согласно Порядку рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденному приказом МНР РФ от 29.11.2004 года № 710, к заявке на получение лицензии должны быть приложены в том числе, сведения, которые должны содержать требования к качеству подземных вод (п. 4). Общие санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения указаны в ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, конкретизированы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиИ 2.1.4.1074-01). Однако качество воды, добываемой из артезианских скважин ст. Новодмитриевской, переданных в хозяйственное ведение МУП «Новодмитриевское ЖКХ» в мае 2009 года, не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию железа, марганца, сероводорода и общей жесткости. При этом износ магистральных сетей водопровода составлял более 90%.
Для улучшения качества подаваемой воды МУП «Новодмитриевское ЖКХ» за 8 месяцев существования в 2009 году произвело замену глубинных насосов, качающих воду из артезианской скважин, замену изношенной металлической трубы магистрального водопровода на пластиковую протяженностью 4 100 погонных метров, по состоянию на 01.07.2010 года произведена замена труб общей протяженностью 3 460 погонных метров. В результате проведенных мероприятий показатель содержания вышеуказанных компонентов, кроме общей жесткости, доведен до нормативного. Согласно данным лабораторных исследований, проводимых предприятием в рамках рабочей программы производственного контроля за качеством воды, вода, добываемая МУП «Новодмитриевское ЖКХ» из артезианских скважин ст. Новодмитриевской, по состоянию на 01.07.2010 года, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 только по содержанию общей жесткости. Данное обстоятельство- явление природного характера, которое находится вне зависимости от деятельности предприятия. При таких обстоятельствах до настоящего времени получение лицензии на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения невозможно.
Вместе с тем уставная деятельность в сфере водоснабжения, осуществляемая предприятием МУП «Новодмитриевское ЖКХ» без лицензии, облагается пятикратным водным налогом.
В целях доведения качества воды, подаваемой населению ст. Новодмитриевской, до нормативного по содержанию общей жесткости, предприятием было внесено предложение учредителю о реконструкции артезианской скважины № <Номер обезличен>, расположенной в районе ПТФ бывшего колхоза «Путь к коммунизму», обеспечивавшей питьевой водой отдыхавших детей бывшего пионерского лагеря.
Согласно данным лабораторных исследований вода из указанной скважины обладает высоким качеством: компонентов железа, марганца, сероводорода не содержится, содержание по показателю общей жесткости составляет 2,75 мг/дм3, в то время как содержание общей жесткости в воде из артезианских скважин № № <Номер обезличен>, <Номер обезличен> колеблется в пределах 10-11 мг/дм3. Путем восстановления работоспособности артезианские скважины № <Номер обезличен> и врезки водопровода из указанной скважины в магистральный водопровод будет улучшено качество воды по содержанию жесткости.
Для реализации этого мероприятия заказаны и получены паспорт
артезианской скважины № <Номер обезличен>, а также выписка из реестра муниципальной
собственности в части принадлежности данной артезианской скважины. Также при участии главы администрации Новодмитриевского сельского
поселения Д.Ю.И. достигнута предварительная договоренность
с собственником земельного участка, на котором расположена
артезианская скважина, об установлении сервитута в добровольном порядке для обеспечения беспрепятственного доступа для эксплуатации и
обслуживания указанной артезианской скважины. В результате обращения
предприятия к депутату Законодательного Собрания Краснодарского
края В.В.Л. решен вопрос о финансировании реконструкции
(восстановлении) артезианской скважины № <Номер обезличен>. МУП «Новодмитриевское ЖКХ» полагает, что при вышеуказанных обстоятельствах МУП «Новодмитриевское ЖКХ» предприняты все возможные меры для получения лицензии на право добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
Представитель администрации Новодмитриевского сельского поселения Северского района Яценко С.А. в судебном заседании пояснил о том, что требование прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц по иску к МУП «Новодмитриевское ЖКХ» о признании незаконными действий МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами и возложении обязанности на МУП «Новодмитриевское ЖКХ» получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представитель УФС по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея по доверенности Падалка М.В. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения данного дела был уведомлен надлежащим образом в материалах данного дела имеется ходатайство от Падалка М.В. с просьбой к суду о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить заявленное прокурором Северского района требование, пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требовании и его удовлетворении по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки прокуратурой Северского района совместно с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю 15.06.2010 года было установлено, что МУП «Новодмитриевское ЖКХ» осуществляет добычу пресных подземных вод из артезианских скважин для водоснабжения жителей поселка Черноморского в отсутствие лицензии на право пользования недрами л.д. 4-5).
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, добыча предприятием МУП «Новодмитриевское ЖКХ» из артезианских скважин подземных вод в отсутствие лицензии, нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации по распоряжению недрам, по получению платежей за пользования недрами, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при пользовании недрами без выполнения условий (норм, правил) по охране окружающей среды, безопасному ведению работ.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В связи с этим с МУП «Новодмитриевское ЖКХ» следует взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
заявление прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц по иску к МУП «Новодмитриевское ЖКХ» о признании незаконным действий МУП «Новодмитриевское ЖКХ» по добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами и возложении обязанности на МУП «Новодмитриевское ЖКХ» в получении лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения удовлетворить.
Признать незаконным действия МУП «Новодмитриевское ЖКХ», выразившееся в добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Возложить обязанность на МУП «Новодмитриевское ЖКХ» получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения.
Взыскать с МУП «Новодмитриевское ЖКХ» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Северском районном суде 02 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней, со дня ознакомления с мотивированным судебным решением.
Судья Полозков Е.И.