К делу <...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская. 09 сентября 2010 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Чиковой И.А.,
с участием: прокурора - помощника прокурора Северского района Ерохина В.А.,
директора МУП «Ильское ЖКХ» Хильковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ильское ЖКХ» о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Ильское ЖКХ» о признании незаконными действий в части незаконной добычи подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами. В обоснование своих требований прокурор в заявлении указал следующее:
Прокуратурой Северского района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства об охране водных объектов с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю в деятельности МУП «Ильское ЖКХ».
В ходе проверки установлено, что МУП «Ильское ЖКХ» осуществляет добычу пресных подземных вод из артезианских скважин для водоснабжения жителей поселка Ильского, в отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона РФ основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, добыча предприятием из артезианских скважин подземных вод в отсутствии лицензии, нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации по распоряжению недрам, по получению платежей за пользования недрами, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при пользовании недрами без выполнения условий (норм, правил) по охране окружающей среды, безопасному ведению работ.
В связи с чем, прокурор Северского района просит признать незаконными действия МУП «Ильское ЖКХ» по добыче подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить.
Руководитель ответчика Хилькова Д.В. в судебном заедании пояснила, что лицензии на добычу из артезианских скважин подземных вод у ответчика не было. Добывали воду без лицензии. С марта 2010 года она является директором МУП «Ильское ЖУХ». К тому времени в отношении ответчика уже была введена процедура наблюдения Арбитражным судом. Почему не было лицензии у ответчика на добычу воды, она не знает. После марта 2010 года денег у ответчика нет. С 26.07.2010 года предприятие объявили банкротом. Конкурсным управляющим ответчика является Галотин Илья Владимирович, который знал о дне слушания дела, но в судебное заседание явиться не смог. В настоящее время - с 1 сентября 2010 года, ответчик в лице конкурсного управляющего Галотина И.В. всё своё имущество передал на ответственное хранение в ООО «Северское ЖКХ», в связи с чем, ответчик не может заключать договоры, в том числе и получить лицензию на добычу воды. С заявлением прокурора ответчик и конкурсный управляющий ответчика согласны. Галотин И.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Причины неявки суду не известны.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что МУП «Ильское ЖКХ» осуществляло добычу пресных подземных вод из артезианских скважин для водоснабжения жителей поселка Ильского в отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона РФ основанием возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Таким образом, добыча предприятием из артезианских скважин подземных вод в отсутствии лицензии, нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации по распоряжению недрам, по получению платежей за пользования недрами, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду при пользовании недрами без выполнения условий (норм, правил) по охране окружающей среды, безопасному ведению работ.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора законными и обоснованными.
В силу требований ст.85 ГПК РФ и п.6 ст.333.19 НК РФ с МУП «Ильское ЖКХ» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000(четыре) рублей, от уплаты которой прокурор при подачи искового заявления освобождается.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ильское ЖКХ» о признании незаконными действий в части незаконной добычи подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами удовлетворить.
Признать действия МУП «Ильского ЖКХ» в части незаконной добычи подземных пресных вод из артезианских скважин в отсутствии лицензии на право пользования недрами незаконным.
Взыскать с МУП «Ильское ЖКХ» в доход государства пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Маслак В.Г.
Решение не вступило в законную силу