РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 30 сентября 2010 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Булат А.В.,
при секретаре Проскуряковой И.М.,
представителя истца Сайфутдинова Р.В.,
представителя ответчика Глущенко А.Р.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Згурской В.В. к Администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности утвердить в схему размещения объединенного земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> и заключить договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности утвердить в схему размещения объединенного земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> и заключить договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Обосновывая исковые требования, истица сослалась на то, что она имеет в собственности жилой дом и земельный участок в <адрес> Площадь земельного участка составляет <данные изъяты> Данный земельный участок принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством о праве собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. За земельным участком, принадлежащим истице, с тыльной стороны расположен земельный участок площадью <данные изъяты>
Истица обратилась в администрацию Азовского сельского поселения с просьбой о дозакреплении ей данного земельного участка в собственность за плату. На ее обращение администрация Азовского сельского поселения дала положительный ответ, в связи с тем, что данный земельный участок сформировать как самостоятельный невозможно, т.к. к нему нет подъездных путей кроме как через участок, принадлежащий истице. Таким образом, выставить его на торги в общем порядке не представляется возможным. Собственники смежных земельных участков не претендуют на данный земельный участок. Истица обратилась в орган межевания, заплатила деньги за межевое дело. В процессе проведения землеустроительных работ была уточнена площадь дозакрепляемого земельного участка в размере <данные изъяты>. Однако, неожиданно истица получила отказ в дозакреплении от администрации МО Северский район. Свой отказ администрация МО Северский район основывала на том, что из решения Совета муниципального образования от 25.09.2008г. №761 был исключен раздел 8, которым утверждался порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Северский район. Истица не согласна с отказом администрации МО Северский район, просит признать данный отказ незаконным и возложить на администрацию МО Северский район обязанность заключить договор купли - продажи земельного участка. Кроме того, истица считает, что ответчик обязан предоставить дозакрепляемый земельный участок по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади данного земельного участка.
В ходе судебного разбирательства от собственников смежных земельных участков К.Г.Н. и В.Г.В. поступили письменные заявления о том, что претензий на дозакрепляемую Згурской В.В. часть земельного участка они не имеют. Их права и законные интересы при этом не нарушаются. Исковые требования Згурской В.В. просят удовлетворить в полном объеме, а дело рассмотреть в их отсутствие. К данным заявлениям указанные граждане приложили копии документов, подтверждающих их права собственности на смежные земельные участки.
Представитель администрации МО Северский район предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в силу ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Ст. 15 ЗК РФ, установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. В силу пп. 1 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода и проезда через земельный участок. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Суд, выслушав объяснения представителя истицы Сайфутдинова Р.Ф., представителя ответчика администрации МО Северский район Глущенко А.Р., исследовав материалы дела, считает заявленные представителем истицы Сайфутдиновым Р.Ф., исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В судебном заседании из пояснений сторон следует, что спорный земельный участок не подпадает под указанные в законе исключения, поэтому в соответствии со ст. 28 ЗК РФ истица имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность. При этом, спорный участок является муниципальной собственностью, не изъят из оборота, не установлен федеральным законом запрет на приватизацию данного земельного участка, он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, то есть отказ в предоставлении его в собственность граждан законом не допускается.
В силу ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
В соответствии с п.3 ст. 27 федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен.
В судебном заседании установлено, что для получения указанного земельного участка в собственность, истица обратилась в администрацию Азовского сельского поселения. На ее обращение администрация Азовского сельского поселения дала положительный ответ, в связи с тем, что данный земельный участок сформировать как самостоятельный невозможно, т.к. к нему нет подъездных путей кроме как через участок, принадлежащий истице. Таким образом, выставить его на торги в общем порядке не представляется возможным. Собственники смежных земельных участков не претендуют на данный земельный участок. Истица получила отказ в дозакреплении от администрации МО Северский район. Свой отказ администрация МО Северский район основывала на том, что из решения Совета Муниципального образования от 25.09.2008г. № 761 был исключен раздел 8, которым утверждался порядок управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Северский район.
В судебном заседании так же установлено, что свободный доступ к спорному земельному участку ограничен и возможен только через земельный участок, закрепленный в собственность истицы: то есть постановка его на кадастровый учет и предоставление в собственность через торги из-за отсутствия свободного доступа на участок невозможны. Заключение договора купли-продажи спорного земельного участка без утверждения схемы размещения и постановки его на кадастровый учет невозможно. Порядок дозакрепления земельных участков к земельным участкам, находящимся в собственности граждан, когда дозакрепляемый земельный участок невозможно сформировать, поставить на кадастровый учет и выставить на торги, в земельном законодательстве не урегулирован.
В силу требований ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. В силу требований ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК. В силу требований ч.2 ст. 11 ЗК РФ Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками находящимися в муниципальной собственности. В силу требований ч. 1 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ. Истица указанные требования выполнила, оснований для отказа в заключении с ней договора купли-продажи не имеется, поэтому суд считает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности утвердить схему размещения земельного участка и заключить договор купли-продажи на объединенный земельный участок подлежат удовлетворению.
Так же в судебном заседании было установлено, что истице принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, т.е. на испрашиваемом земельном участке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. №
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
По смыслу ст. 424 ГК РФ, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Учитывая то, что размер оплаты за дозакрепляемый земельный участок устанавливается законом, стоимость земельного участка не зависит от воли администрации МО Северский район. Администрация МО Северский район в силу ст. 28 ЗК РФ обязана предоставить истице за плату в собственность данный земельный участок, по стоимости, установленной ст. 10 закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а именно в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Згурской В.В. к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности утвердить схему размещения объединенного земельного участка, площадью <данные изъяты>., и заключить договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>. по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район утвердить в отношении Згурской Валентины Викторовны схему размещения объединенного земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Северский район заключить <данные изъяты>, Згурской Валентиной Викторовной, договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>. При этом оплате по договору подлежит находящаяся в муниципальном собственности часть объединенного земельного участка площадью <данные изъяты> расположенная в <адрес> по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней, со дня его вынесения.
Судья А.В. Булат