Дело № 2-1651/10
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 25 ноября 2010 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующей судьи Борисихиной С.А.,
с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,
при секретаре Казанцевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МОУ СОШ № 6,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МОУ СОШ № 6.
В обосновании заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании молодежи при организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях Северского района установлены нарушения действующего законодательства.
Проведенная проверка показала, что администрацией школы не были предприняты достаточные меры к покупке и оборудованию спортивного городка с элементами полосы препятствий, ни к финансированию Учредителем мероприятий по приведению в соответствие материально-технической базы по предмету ОБЖ. В результате недополучения необходимых практических навыков учащимися школы и как следствие непринятие ими необходимых мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, катастроф, начала военных действий, при призыве в вооруженные силы может пострадать неопределенный круг лиц. Определить круг учащихся школы, интересы которых бездействием руководства учреждения могут быть нарушены в связи с наделением ее права принимать на обучение и отчислять из учреждения также не представляется возможным.
Проверкой установлено, что в МОУ СОШ № 6 имеется предметный кабинет, учебные и наглядные пособия и технические средства обучения. В данном образовательном учреждении отсутствует спортивный городок со всеми элементами полосы препятствий. В наличии имеется только яма (ров).
Из п. 1.1 устава МОУ СОШ № 6 следует, что учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Северский район. В соответствии с п.6.3. Устава деятельность учреждения финансируется его Учредителем.
Бездействие администрации муниципального образовательного учреждения СОШ № 6 выражается в непринятии мер по выполнению требований вышеназванного законодательства об оборудовании на территории школы спортивного городка в полном объеме, чем нарушаются права учащихся на обязательную подготовку гражданина к военной службе.
Прокурор Северского района просит признать бездействие администрации МОУ СОШ № 6, расположенной в <...>, незаконным, и обязать администрацию МОУ СОШ № 6 оборудовать на территории школы спортивный городок с элементами полосы препятствий, возвести лабиринт и стенку. Государственную пошлину и судебные издержки возложить на МОУ СОШ № 6.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Администрация МОУ СОШ № 6 нарушает права неопределённого круга лиц.
Ответчик в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте времени слушания дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 62), не просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд по ходатайству истица, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В судебном заседании, помощник прокурора Северского района Ерохин В.А. требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме, так как своим бездействием администрация муниципального образовательного учреждения СОШ № 6 нарушает права учащихся на обязательную подготовку гражданина к военной службе.
Представитель 3-го лица администрации МО Северский район в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда (л.д. 61).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования, заявленные прокурором Севрского района, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании молодежи при организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях Северского района установлены нарушения действующего законодательства. Проведенная проверка показала, что администрацией школы не были предприняты достаточные меры к покупке и оборудованию спортивного городка с элементами полосы препятствий, ни к финансированию Учредителем мероприятий по приведению в соответствие материально-технической базы по предмету ОБЖ. В результате недополучения необходимых практических навыков учащимися школы и как следствие непринятие ими необходимых мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, катастроф, начала военных действий, при призыве в вооруженные силы может пострадать неопределенный круг лиц. Определить круг учащихся школы, интересы которых бездействием руководства учреждения могут быть нарушены в связи с наделением ее права принимать на обучение и отчислять из учреждения также не представляется возможным.
Согласно п. 7 ст. 14 ФЗ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» в редакции от 28.09.2010 в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
В соответствии со ст. ст. 11 - 12 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 (в редакции от 11.03.2010) обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования. Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.
Приказом Министра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» установлено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий (стенка, яма, лабиринт), стрелковый тир или место для стрельбы.
В соответствии с п. 2 указанной Инструкции, она регламентирует организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.
Пункт 3 Инструкции регламентированы задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах обучения граждан начальным знаниям в области обороны. К ним отнесены такие задачи как: изучение гражданами основных положений законодательства РФ в области обороны, о воинской обязанности и воинском учете, приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
Пунктом 11 Инструкции регламентировано, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Пунктом 13 Инструкции закреплено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В соответствии с п. 14 обозначенной Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы. Также в Приложении № 1 к Инструкции предусмотрены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Согласно совместного приказа управления образования администрации Краснодарского края и Краевого военного комиссариата № 339/94 от 11.07.1995 года утверждена учебная программа общеобразовательных учреждений края по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В приложении № 2 к приказу указан перечень обязательных элементов учебно-материальной базы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в состав которого входит спортивный городок и полоса препятствий и дано описание и чертеж единой для всех учреждений полосы препятствий. В данном приложении указано, что из 10 элементов полосы, 1-4 являются обязательными (линия начала полосы, участок для скоростного бега длиной 20 метров, ров глубиной 1 метр, лабиринт длиной 6 метров), еще два элемента применяются образовательным учреждением по выбору.
Действующий в Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 56 от 30.06.1999 предусматривает применение при проведении занятий по ОБЖ оборудования, пособий, указанных в приложении № 1 к приказу Минобороны № 93, Минобразования № 134.
В соответствии с п.п.1, 2 ч. 2 ст. 32 Федерального закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии с положениями должностной инструкции директора школы, в своей деятельности директор руководствуется действующим законодательством, которое в силу положений Инструкции директор должен знать.
Из п.1.1 устава школы следует, что учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Северский район. В соответствии с уставом деятельность учреждения финансируется его Учредителем.
Таким образом, бездействие администрации МОУ СОШ № 6, выражающееся в непринятии мер по выполнению требований вышеназванного законодательства об оборудовании на территории школы спортивного городка в полном объеме, является незаконным.
При таких обстоятельствах необходимо заявление прокурора Северского района Краснодарского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МОУ СОШ № 6 удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МОУ СОШ № 6 - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МОУ СОШ № 6, расположенной в <...> незаконным.
Обязать администрацию МОУ СОШ № 6 оборудовать на территории школы спортивный городок с элементами полосы препятствий, возвести лабиринт и стенку.
Взыскать с МОУ СОШ № 6, расположенной в <...> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней, со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующая судья С.А. Борисихина
Заочное решение не вступило в силу