о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1718/10

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ст. Северская 13 декабря 2010 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи Борисихиной С.А.,

с участием: истицы Дамаевой М.Б., ее представителя адвоката Шалыгановой О.А., действующей по ордеру № 139560 от 09.12.2010 г.,

представителя ответчика УПФ РФ Северского района Еремеевой О.В., предоставившей доверенность от 02.11.2010 г.,

при секретаре Казанцевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дамаевой Марины Борисовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Северскому району о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в Северском районе в назначении ей досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований Дамаева М.Б. указала, что она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края 19 ноября 2008 года и 16 августа 2010 года за назначением трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан учреждения Ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано дважды 19.11.2008 г № 55/15 и 25.08.2010г. № 53/26. Во втором случае комиссия определила размер зачетного периода специального стажа в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г №173-ФЗ - 17 лет 6 месяцев 17 дней. Из специального стажа и в первом и во втором случае исключены (не зачтены) нижеследующие периоды ее работы: с 20.01.1990 г по 20.07.1991 г (01г. 6м.0д) - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в период работы в детском саду на должности воспитателя; с 01.09.2004 г по 16.08.2010 г (05 л. 11м. 16д) - период работы в должности педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества ст. Северской.

Отказ зачета по периоду с 20.01.1990 г по 20.07.1991 г. (нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет), мотивирован тем, что «..в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет до 6 октября 1992 года.». Отказ зачета в стаж по периоду работы в должности педагога дополнительного образования с 01.09.2004 года по 16.08.2010 года не имеет определенной мотивировки.

Считает указанное решение комиссии учреждения ответчика незаконным, ограничивающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истица Дамаева М.Б. и ее представитель поддержали заявленные исковые требования, просят иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель УПФ РФ по Северскому району Еремеева О.В. в судебном заседании пояснила, что 16 августа 2010 года Дамаева Марина Борисовна обратилась за назначением пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, согласно которой досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002 года № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила от 29.10.2002 года № 781), вступившие в силу с 14.11.2002 года.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

При установлении пенсии до 01.01.2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона.

В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999 года - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953 (далее Список от 06.09.1991г. № 463). После 01.11.1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. № 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила от 22.09.1999г. № 1067), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001г. № 79.

Согласно представленной трудовой книжки, трудовая деятельность Дамаевой М.Б. состоит из следующих периодов: с 14.08.1978г. по 13.08.1980г. - учеба; с 14.08.1980г. по 19.08.1996г. - воспитатель детского сада; с 20.08.1996г. по 10.05.2001г. - воспитатель детского сада; с 11.05.2001г. по 31.08.2004г; - методист ДОД ЦРТДЮ; с 01.09.2004г. по 16.08.2010г. - педагог дополнительного образования ДОД ЦРТДЮ.

При оценке периодов трудовой деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение могут быть засчитаны следующие периоды работы:

с 14.08.1980г. по 20.01.1990г. - воспитатель детского сада; с 01.04.1993г. по 19.08.1996г. - воспитатель детского сада; с 20.08.1996г. по 10.05.2001г. - воспитатель детского сада. Период работы с 01.09.2004г. по 16.08.2010г. не может быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям.

Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.19 п.1 ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Кроме того, согласно п. 12 Правил, работа в должностях, указанных в Списке в учреждениях дополнительного образования, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка (учреждения дополнительного образования).

Поскольку у заявительницы не выполнено одно из требований указанного пункта Правил, т.е. отсутствует факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка (учреждения дополнительного образования), в данный период работа протекала в общеобразовательном учреждении, период работы с 01.09.2004 года по 16.08.2010 года в должности «педагога дополнительного образования» в подсчет специального стажа не принят.

Кроме того, в подсчет общего и специального стажа не может быть принят период с 21.01.1990г. по 31.03.1993г., в связи с нижеследующим.

Из документов, предоставленных для оценки права, усматривается ребенок 20.07.1988 года рождения.

В документах, выданных архивной организацией, имеются следующие данные. За период с 1989 года по 1992 года выходо-дни отсутствуют (работа колхоза), суммы заработка за период с января по май 1989 года, с ноября 1989 года по март 1993 года также отсутствуют, т. е. предположительно в указанные периоды имел место отпуск по уходу за ребенком.

Разъяснением Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996 года было указано на включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.

Однако, разъяснение от 22.05.1996 года не конкретизировало нормы о продолжительности отпуска по уходу за ребенком (до 1.5 лет либо до 3 лет), т.к. в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, утвержденного в 1971 года (в редакции Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1), по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (а не трех лет) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно общим принципам права при наличии норм, регулирующих одни и те же правоотношения, применению подлежат нормы законодательства, принятого по времени позднее. В случае отсутствия соответствующей правовой нормы во вновь принятом нормативном правовом акте, могут быть приняты во внимание ранее применявшиеся положения, не противоречащие действующему законодательству.

В частности, разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11, содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Учитывая изложенное, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, имевший место до 6 октября 1992 года. На основании чего период ухода за ребенком до 1.5 лет Дамаевой М.Б. возможно включить в подсчет специального стажа, а именно до 20.01.1990 года.

Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года Утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с п. 46 данных Правил, календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

Таким образом, период работы в колхозе в должности «воспитателя детского сада» с 21.01.1990 года по 31.03.1993 года из подсчета общего и специального стажа исключен по указанному выше основанию.

На основании изложенного, специальный стаж заявительницы в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ составил 17 лет 6 месяцев 17 дней. Просят суд в иске отказать.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Д.Л. пояснила, что работала в детском саду № 14 ст. Северской с 1976 года по 2000 год музыкальным руководителем. Дамаева М.Б. пришла работать в этот же садик позже меня, работала она до рождения сына и после рождения. Когда ее ребенку исполнился год, а она еще находилась в отпуске по уходу за ребенком, то ее стали приглашать на работу. В отпуске по уходу за ребенком она находилась более трех лет. Дамаева М.Б. работала в должности воспитателя. Дамаева М.Б. ушла из садика в 1996 году переводом в детский садик № 4.

Свидетель Т.Л. суду пояснила, что в детском садике № 14 ст. Северской она работала с 1982 года по 1996 год в должности воспитателя. Дамаева М.Б. работала с 1980 года, она была ее напарницей. В 1988 году Дамаева ушла в отпуск по уходу за ребенком на три года. После отпуска по уходу за ребенком Дамаева М.Б. вернулась в тот же детский садик № 14 и работала до 1996 года. Они с истицей в садике работали вместе и трудовые книжки находились в одном месте.

Суд, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, считает заявление Дамаевой М.Б. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Из протокола № 55/15 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.11.2008 г. следует, что период работы в колхозе в качестве воспитателя детского сада с 14.08.1980 по 20.01.1990 включен в специальный стаж. Период с 21.01.1990 по 31.03.1993 из общего и специального стажа исключен, поэтому, ввиду отсутствия необходимого размера специального стажа, в назначении пенсии истице было отказано. Отказ зачета по периоду с 20.01.1990 по 20.07.1991, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, мотивирован тем, что «…в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет до 6.10.1992 г.» (л.д. 52 - 54).

Суд считает, что УПФ РФ по Северскому району необоснованно не включило в специальный стаж истицы период с 21.01.1990 г. по 20.07.1991.

В соответствии с п. 5 ст. 55 ФЗ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Досрочная трудовая пенсия в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Дамаева М.Б. находилась в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет с 20.07.1988 г. по 20.07.1991 года, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 23).

Законодательная норма, запрещающая засчитывать в педагогический стаж для досрочной пенсии периодов нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком, предусмотрена лишь в ч. 5 ст. 256 ТК РФ: «Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях)». Пенсионные ограничения по указанному вопросу появились в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 года. То есть период времени отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, которые предоставлялись педработникам до 06.10.1992 года, включались в специальный педагогический стаж для назначения льготной пенсии, поскольку закон обратной силы не имеет. Отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Домаевой М.Б. до 06.10.1992 года, поэтому период времени нахождения в данном отпуске не должен исключиться из подсчета специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Согласно общим принципам права при наличии норм, регулирующих одни и те же правоотношения, применению подлежат нормы законодательства, принятого по времени позднее. В случае отсутствия соответствующей правовой нормы во вновь принятом нормативном правовом акте, могут быть приняты во внимание ранее применявшиеся положения, не противоречащие действующему законодательству. В частности, согласно постановлению Совета Министров СССР и ВЦСП РСФСР от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 01.12.1989 г. была повсеместно увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и не прерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Указанный нормативный акт не утратил силы и применим в части, не противоречащий действующему законодательству.

Кроме того, в трудовой книжке в спорный период имеется запись «декретный отпуск» (л.д. 16), однако, что не отрицается самим ответчиком, работодатель имел в виду отпуск по уходу за ребенком. Вины работника в том, что работодатель сделал ошибочную запись, не установлено. Таким образом, данную запись в спорный период следует понимать как «отпуск по уходу за ребенком».

Свидетели Д.Л. и Т.Л. явившиеся в судебное заседание, подтвердили тот факт, что Дамаева М.Б. является их коллегой по детскому саду № 14. Домаева М.Б. работала в указанном детском саду с 1980 г. по 2000 г., и с 20.07.1988 г. по 20.07.1991 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, после чего продолжила работу в указанном детсаде.

Из изложенного следует, что у ответчика нет правовых оснований для отказа в зачете в специальный педагогический стаж оспариваемого периода и ограничения прав истицы на досрочное назначение трудовой пенсии, Кроме того, Дамаевой М.Б юридически значимые действия, предусмотренные пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, совершены, следовательно, период работы с 20.07.1988 г. по 20.07.1991 г. подлежит включению в ее специальный педагогический стаж.

Суд также считает, что период работы Дамаевой М.Б. в должности педагога дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества станицы Северской» муниципального образования Северский район с 01.09.2004г по 16.08.2010 года должен быть включен в специальный педагогический стаж в соответствии с содержанием постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, согласно абз. 1 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшего в спорный период, работа учителей и других работников просвещения во внешкольных детских учреждениях включалась в стаж работы по специальности.

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества станицы Северской» является муниципальным учреждением для детей, а в соответствии с п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.... »

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2003 года № 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования.

Дамаева М.Б. более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в дошкольных и других учреждениях для детей, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 7 - 15).

Трудовой педагогический стаж Дамаевой М.Б. в детских дошкольных и образовательных учреждениях подтверждается её непрерывной педагогической работой, так как Домаева М.Б. постоянно работала с детьми, в том числе и в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. № ГКПИ 2001-875 признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», которым установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 данного постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Кроме того, из содержания определения Конституционного суда РФ от 6.12.2001 года № 310-0 следует, что в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассмотреть как гарантию равенства пенсионных прав всех педагогических работников (государственных, муниципальных, негосударственных учреждений) независимо от ведомственной подчиненности и от того, в чьей собственности находится учреждения, независимо от наименования учреждения.

При зачете указанных спорных периодов в специальный стаж, Дамаева М.Б. имеет право на пенсию, как педагогический работник в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173, поскольку ее специальный стаж работы составит не менее 25 лет, поэтому ей необоснованно отказали в назначении пенсии досрочно.

При таких обстоятельствах протокол № 55/15 от 19.11.2008 г. решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Северскому району об исключении периода с 21.01.1990 г. по 20.07.1991 г. из подсчета общего и специального стажа и протокол № 53/26 от 25.08.2010 г. решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Северскому району об отказе Дамаевой М.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, следует признать незаконными, обязать УПФ РФ по Северскому району включить в стаж педагогической деятельности не засчитанные периоды работы; назначить и выплатить пенсию с момента обращения в УПФ РФ по Северскому району с 16.08.2010 г.

Согласно абзацу 6 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права па трудовые пенсии» в случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина и расходы на уплату услуг представителя) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Понесенные истицей судебные издержки подтверждаются представленными в дело подлинниками квитанций на оплату услуг представителя Шалыгановой О.А. на общую сумму 5 000 рублей (л.д. 65, 66) и квитанцией на оплату госпошлины в размере 200 руб. (л.д. 1).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными решение № 55/15 от 19.11.2008 г. Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Северскому району об исключении Дамаевой М.Б. периода с 21.01.1990 г. по 20.07.1991 г. из подсчета общего и специального стажа и решение № 53/26 от 25.08.2010 г. Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ по Северскому району об отказе Дамаевой М.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Северскому району включить в специальный стаж педагогической деятельности Дамаевой Марине Борисовне периоды с 20.07.1988 г. по 20.07.1991 г., с 01.09.2004 г. по 16.08.2010 г.

Назначит и выплатить Дамаевой Марине Борисовне пенсию с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по Северскому району с 16 августа 2010 г.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ по Северскому району в пользу Дамаевой Марины Борисовны понесенные по делу судебные издержки в виде оплаты услуг представителя в размере 5 000 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд.

Председательствующая С.А. Борисихина

Решение не вступило в законную силу