К делу № 2-1831/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Северская. 17 декабря 2010 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Чиковой И.А.,
с участием: истицы Криштопа Н.В.. представителя ответчика Глущенко А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криштопа Натальи Викторовны к администрации муниципального образования Северский район о признании неправомерным отказа в предоставлении в собственность земельных участков и о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истица подала в суд заявление о признании неправомерным отказа администрации муниципального образования Северский район в предоставлении ей в собственность земельных участков и о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район передачи ей в собственность земельных участков.
В обоснование своих требований заявитель в своем заявлении в суд указала, что 16.02.2009 между ней и администрацией муниципального образования Северский район был заключен договор аренды земельного участка <...>. Земельный участок расположен по адресу <...>, и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. 14.01.2008 года ею получено право заключения договора
аренды в результате выигрыша торгов на предоставление земельного участка в
аренду.
После заключения договора аренды ею начато строительство жилого дома, во втором полугодии 2009 готовность незавершенного строительством дома составила 18%. 28.12.2009 года ею зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 151117 серии 23-АЖ.
24.11.2010 года администрацией муниципального образования Северский район ей дан ответ № 01-6/7022, в котором ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
14.04.2009 между ней и администрацией муниципального образования Северский район заключен договор аренды земельного участка <...>. Земельный участок расположен по адресу <...>, и предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. 16.03.2009 года ею получено право заключения договора аренды в результате выигрыша торгов на предоставление земельного участка в аренду.
После заключения договора аренды начато строительство жилого дома, во втором полугодии 2009 года готовность незавершенного строительством дома составила 18%. 28.12.2009 ею зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 151116 серии 23-АЖ.
24.11.2010 года администрацией муниципального образования Северский район ей дан ответ № 01-6/7023, в котором ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ объекты незавершенного капитального строительства регистрируются, так же как и право собственности на незавершенный строительством объект.
В соответствии с пп.10 п.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 (с изменениями и дополнениями) № 190-ФЗ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено - объекты незавершенного строительства.
На основании ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 (с изменениями и дополнениями) № 136-ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 (с изменениями и дополнениями) № 137-ФЗ установлено, что собственники зданий, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из основных правовых принципов земельного законодательства (п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе, и земельные участки, и объекты незавершенного строительства.
Считает, что администрацией муниципального образования Северский район нарушено её право выкупа земельных участков, поскольку право собственности на незавершенные строительством объекты ею зарегистрированы, земельные участки, на которых находятся незавершенные строительством жилые дома, должны следовать судьбе указанной недвижимости, то есть также должны быть переданы в её собственность.
В связи с чем, заявитель Криштопа Н.В. просит суд в исковом заявлении признать неправомерным отказ администрации муниципального образования Северский район в предоставлении ей в собственность земельных участков, расположенных по адресу: <...>, и <...>, и возложить обязанность на администрацию муниципального образования Северский район передать ей в собственность указанные земельные участки.
В судебном заседании истица Криштопа Н.В. настаивает на своих требованиях, изложенных в исковом заявлении, просит суд их удовлетворить в полном объеме. После дачи суду объяснения представителем ответчика, истица уточнила свои требования и просит суд обязать администрацию муниципального образования Северский район заключить с ней за плату договоры купли - продажи земельных участков,расположенных по адресу: <...>, и <...>
Представитель ответчика Глущенко А.Р. в судебном заседании с заявленными требованиями Криштопа Н.В. не согласилась, суду пояснила, что считает заявленные истицей требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление:
Предоставление земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим земельным законодательством.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Истцом в качестве правового основания указывается статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок предоставления земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений. Однако истица, согласно свидетельств о государственной регистрации права от 28.12.2009 г. серия 23-АЖ № 151116 и № 151117, является собственником объектов незавершенного строительства степенью готовности 18%.
Таким образом, истица не является собственником здания, строения, сооружения, а на испрашиваемом земельном участке расположен фундамент.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1.1 статьи 36 того же Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 36).
В Краснодарском крае цена находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, установлена Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Согласно статье 10 указанного Закона граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором приведен перечень объектов, относящихся к недвижимому имуществу, отдельно указаны здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства).
Таким образом, в соответствии с положениями указанных норм материального права объекты незавершенного строительства составляют самостоятельный и отдельный вид объектов недвижимого имущества, отличный от зданий, строений, сооружений.
С учетом изложенного, администрация муниципального образования Северский район считает, что в данном случае основания для отнесения фундамента, несмотря на его функциональное назначение, к зданиям, строениям и сооружениям отсутствуют, а потому представитель ответчика в отзыве на иск просит отказать истице Криштопа Н.В. в заявленных требованиях <...>
Выслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Криштопа Н.В. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ объекты незавершенного капитального строительства регистрируются, так же как и право собственности на незавершенный строительством объект.
В соответствии с пп.10 п.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 (с изменениями и дополнениями) № 190-ФЗ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено - объекты незавершенного строительства.
На основании ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 (с изменениями и дополнениями) № 136-ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
В п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 (с изменениями и дополнениями) № 137-ФЗ установлено, что собственники зданий, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из основных правовых принципов земельного законодательства (п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации) является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу требований п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. То есть граждане приобретают права на данные земельные участки при наличии на них объекта недвижимости (недвижимого имущества), находящегося в собственности у указанных граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что объект незавершенного строительства относится к недвижимым вещам, наряду со зданиями и сооружениями.
Судом в судебном заседании из объяснений истицы и представителя ответчика, из исследованных судом доказательств, имеющихся в материалах дела, установлено, чтоистица Криштопа Н.В. является собственником объектов незавершенных строительством: незавершённого строительством дома с процентом готовности 18% в <...> на земельном участке площадью <...>, предоставленном истице ответчиком по договору аренды <...> от 16 февраля 2009 года<...>, что также подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, имеющейся в материалах рассматриваемого гражданского дела <...>; а также незавершённого строительством дома с процентом готовности 18% на <...>, на земельном участке площадью <...>, предоставленном истице ответчиком по договору аренды <...> от 14 апреля 2009 года<...>, что также подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, имеющейся в материалах рассматриваемого гражданского дела <...>. На оба земельных участка составлены кадастровые паспорта<...>
24.11.2010 года администрацией муниципального образования Северский район истице даны ответы, в которых истице необоснованно отказано в предоставлении земельных участков в собственность за плату, поскольку на обоих земельных участках находятся объекты, незавершённые строительством(<...>
В Краснодарском крае цена находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, установлена Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Согласно статье 10 указанного Закона граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством.
То есть, специальных норм, которые бы регулировали порядок расчета выкупной цены земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, не требуется. В данном случае применяются положения о порядке выкупа застроенных земельных участков, а именно положения ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», а также ст. 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
В силу требований ч.2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Криштопа Натальи Викторовны к администрации муниципального образования Северский район о признании неправомерным отказа в предоставлении в собственность за плату земельных участков и о понуждении к заключению договоров купли-продажи земельных участков удовлетворить.
Признать неправомерным отказ администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края в предоставлении в собственность за плату Криштопа Н.В. земельных участков, расположенных в <...> и на <...>.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края заключить с Криштопа Натальей Викторовной договоры купли - продажи земельных участков: площадью <...>, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>; и площадью <...>, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней.
Судья Маслак В.Г.