о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Северская 13 декабря 2010 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Булат А.В.,

с участием: истицы Лола В.В.,

представителя ответчика Еремеевой О.В.,

при секретаре: Проскуряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Лола Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

18.11.2010 г. истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику об оспаривании решения об отказе выплаты пенсии по старости о понуждении ответчика включить в её льготный стаж для назначения ей льготной пенсии период её работы в должности учителя в Афипском техническом лицее с 29 мая 1990 года по 02 октября 2000 года. В обоснование заявленных требований истица в своём заявлении указала следующее: 19 августа 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края за назначением трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан учреждения Ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии отказано. Комиссия определила размер зачетного периода специального стажа в соответствии с пп. 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г №173-ФЗ - 14 лет 8 месяцев 1 день. Из специального стажа исключен, не зачтен нижеследующий период работы: с 29.05.1990г по 02.10.2000г. 10 лет 4 месяца 8 дней период работы в должности учителя в техническом лицее пос. Афипского, Северского района, Краснодарского края. Отказ мотивирован тем, что Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г № 1067 и от 29.10.2002г № 781 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В указанных Списках предусмотрены: «общеобразовательное учреждение - лицей» и «общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования - среднее специальное учебное заведение - технический лицей». В указанный период «технический лицей» не входил в перечень образовательных учреждений, предусмотренных Списком». Истица считает указанное решение комиссии учреждения Ответчика незаконным, ограничивающим ее Конституционное право. При зачете в стаж периода с 29 мая 1990 года по 02 октября 2000 года, в должности учителя в техническом лицее п. Афипского специальный стаж работы по специальности составляет не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Пунктом 3 ст. 28 Закона № 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, организаций, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, утверждены соответствующие Список и Правила, которые действуют в настоящее время. Нормативные правовые акты, регламентировавшие ранее порядок назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет (в том числе Списки от 06.09.1991г. № 463 и от 22.09.1999г. № 1067, на которые ссылается ответчик, утратили силу. Вместе с тем, следуя Конституционно правовому смыслу положений Закона № 173-ФЗ, изложенному Конституционным судом РФ в своих постановлениях от 06.03.2003г. № 107-0 и от 29.01.2004г. № 2-П, в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01 января 2002 года, могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Такая же позиция изложена и в ч.3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Согласно записи в прилагаемой трудовой книжке, средняя школа №5 п. Афипского была реорганизована в Афипский технический лицей 29.05.1990 года. Ответчиком установлен и не оспаривается факт педагогической работы в оспариваемый период с 29.05.1990 г по 02.10.2000г в государственном образовательном учреждении Афипском техническом лицее поселка Афипского, Северского района, однако, в решении указывается на то, что данное учреждение не предусмотрено Списками № 781, № 1067. В пункте 1.1. раздела «Наименование учреждений» непосредственно действующего Списка № 781 указан ТИП образовательного учреждения - «Общеобразовательные учреждения», а также перечислены виды этих учреждений, в числе которых - «школы всех наименований», а в пункте 1 раздела «Наименование должностей» указанного списка, предусмотрена должность «учитель». Кроме того, в разделе «Наименование учреждений» Списка № 1067, в числе общеобразовательных учреждений, также предусмотрена «средняя общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов», а в разделе «Наименование учреждений» Списка № 463 - «Школы всех типов и наименований».

В оспариваемый период «Государственное образовательное учреждение Афипский технический лицей поселка Афипского, Северского района, осуществлял программы общего образования, являлся учреждением для детей, действующим в соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 и Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. №1008, т.е. по направлению, задачам, целям и характеру деятельности, данное учреждение, фактически, являлось средней школой. Истица просит признать решение Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 08.09.2010г. № 55/18 незаконным. Обязать Ответчика включить ей в педагогический трудовой стаж период работы с 29.05.1990 г по 02.10.2000г. в должности учителя в Афипском техническом лицее, назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением с 19 августа 2010 года.

В судебном заседании истица настаивает на заявленных исковых требованиях.

Ответчик в своём возражении исковые требования Лола В.В., не признал, указав в возражении, что время работы истицы в Афипском техническом лицее в период с 29.05.1990 г. по 02.10.2000 года не может быть включён в специальный стаж для назначении и выплаты истице льготной пенсии, поскольку технические лицеи не предусмотрены Списком № 781, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В связи с чем, у истицы нет необходимого трудового стажа, дающего ей право на льготную пенсию.

Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истицы Лола В.В. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям: согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В период с 29.05.1990 года по 02.10.2000 года Лола В.В. работала в должности учителя в Афипском техническом лицее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, вступившие в силу с 14.11.2002 г. В разделе «Наименование учреждений» предусмотрен «Межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат)». В разделе «Наименование должностей» указанного выше списка предусмотрена должность «преподавателя».

Лола В.В. более 25 лет осуществляла педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей.

Трудовой педагогический стаж Лола В.В. в учебных заведениях подтверждается её непрерывной педагогической работой, где Лола В.В. постоянно работала с учениками, выполняла преподавательскую работу.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. N ГКПИ 2001-875 признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий абзац первый пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", которым установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 данного постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Кроме того, из содержания определения Конституционного суда РФ от 6.12.2001 года № 310-0 следует, что в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассмотреть как гарантию равенства пенсионных прав всех педагогических работников (государственных, муниципальных, негосударственных учреждений) независимо от ведомственной подчиненности и от того, в чьей собственности находится учреждения, независимо от наименования учреждения.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года указано, что из Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников и по своему усмотрению вводить дополнительные, по сравнению с законом, ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Тот факт, что работа Лола В.В. в должности учителя Афипского технического лицея не указана в вышеназванном Списке, судом во внимание не принимается, так как в п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право педагогических работников на досрочное назначение пенсии при наличии 25-летнего стажа без каких-либо ограничений по наименования образовательного учреждения либо по педагогической должности замещаемой гражданином.

При зачете указанных периодов работы в специальный стаж, Лола В.В. имеет право на пенсию, как педагогический работник в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку её специальный стаж работы составил не менее 25 лет, поэтому ей необоснованно отказали в назначении пенсии досрочно.

В судебном заседании из пояснений истицы, из материалов дела: из трудовой книжки истицы (л.д. 7-10), справки МОУ Афипский лицей в которой указано, что Лола В.В. с 14.07.1988 года по настоящее время работает в МОУ Афипском лицее учителем русского языка, что признано и ответчиком.

Ответчик в своём возражении в суд и его представитель в судебном заседании указали, что ответчица имела бы необходимый трудовой стаж для назначения ей выплаты льготной пенсии, если бы не спорный, по мнению ответчика, период с 29.05.1990 года по 02.10.2000 год, когда она работала педагогом в Афипском техническом лицее.

Из пояснений истицы, представителя ответчика, исследованных судом материалов дела в судебном заседании судом установлено, что с 29.05.1990 года по 02.10.2000 год истица работала учителем русского языка в Афипском техническом лицее.

Технические лицеи не предусмотрены Списком № 781, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Однако из представленных истицей суду документов: приказа Главного Управления народного образования № 489 от 29.05.1990 года, Устава муниципального образовательного учреждения Афипского технического лицея, свидетельства о государственной аккредитации Афипского технического лицея следует, что Афипский технический лицей был организован как структурное подразделение на базе Афипской СШ № 5 и реализовывал повышенный уровень общеобразовательных программ, то есть фактически являлся средним общеобразовательным учреждением. В 2000 году Афипский технический лицей был переименован в Муниципальную Афипскую гимназию, а в 2001 году в Муниципальное общеобразовательное учреждение Афипский лицей.

Средняя школа, гимназия и лицей входят в список № 781, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Из пояснений истицы, представителя ответчика, из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что профиль учебного учреждения, в котором работала и работает по настоящее время истица, не менялся. Это учреждение являлось и является муниципальным общеобразовательным учреждением, а истица выполняла и выполняет в нём педагогическую деятельность, дающую ей право на возобновление выплаты досрочной пенсии по старости. Вины истицы в том, что общеобразовательное учреждение, в котором она работала и работает, меняло свои наименования, нет, а потому исковые требования истицы законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ по Северскому району № 55/18 от 08.09.2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовой деятельности в РФ» № 173-ФЗ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Северскому району включить в специальный стаж Лола Валентине Васильевне время работы с 29.05.1990 года по 02.10.2000 год.

Назначить и выплатить Лола Валентине Васильевне пенсию с 19 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд.

Председательствующий А.В. Булат