восстановление нарушенного права



Дело № 2-26/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ст. Северская. 27 января 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Чиковой И.А.,

с участием истца Кудрявцева В.Н., представителя ответчика Драп Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева Виктора Николаевича к администрации муниципального образования Северский район о восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Северский районный суд с иском к администрации муниципального образования Северский район о восстановлении нарушенного права.

В обоснование своего иска истец в исковом заявлении указал, что он был военнослужащим ВС РФ, военную службу проходил на Северном Кавказе в Чеченской республике, где их подразделение принимало прямое непосредственное участие в борьбе с терроризмом. За время службы он был несколько раз ранен и был контужен. У него стала развиваться эпилепсия, и он был уволен из ВС РФ по инвалидности.

Он не имеет в собственности никаких жилых помещений, так же он не наделён правом пользования жилым помещением по договору социального найма. Согласно действующему законодательству, он как человек, страдающий эпилепсией, а именно психическим расстройством и нуждающийся в постоянном диспансерном наблюдении у психиатров, может притязать на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Он обратился к ответчику в письменной форме с просьбой поставить его на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако ответчик 14 сентября 2009 года за № 607 ему в его просьбе отказал, рекомендовав обратиться в администрацию Черноморского городского поселения.

Таким образом, ответчик не правомерно и противоправно отказал ему в постановке на очередь в его ведомстве, что на его взгляд не допустимо.

В связи с чем, истец в исковом заявлении просит суд признать отказ администрации муниципального образования Северский район в постановке его на очередь в его ведомстве не законным, и обязать администрацию муниципального образования Северский район поставить его в его ведомстве на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании истец Кудрявцев В.Н. на исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме. Уточнил свои требования тем, что он просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам.

Представитель ответчика - администрации МО Северский район в судебном заседании пояснила суду, что ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которому пунктами 1, 7 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности отнесены граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, имеющие право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», а также категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 в числе остальных категорий таковыми являются граждане, уволенные с военной службы (службы) по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более,и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.Из представленных же истцом документов следует, что общая продолжительность его службы составляет менее 10 лет.

Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 годапринятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года,которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. На основании части 1 статьи 23.2 данного Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов в Краснодарском крае утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года № 808, которое также установило, что социальные выплаты на приобретение жилого помещения в собственность предоставляются инвалидам войны, принятым в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", а также части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства. Поскольку до 1 января 2005 года В.Н. Кудрявцев не проживал на территории Северского района, принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) было невозможно. Кудрявцев В.Н. состоял на учете по месту жительства в г. Ессентуки Ставропольского края.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.

Кроме того, требования Кудрявцева В.Н. о том, что он имеет право на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма, так как страдает психическим заболеванием, также не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из представленных документов следует, что Кудрявцев В.Н. является инвалидом третье группы вследствие военной травмы с 2006 года. Соответственно основания для принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида у администрации муниципального образования Северский район также отсутствуют(л.д.65 - 67).

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск Кудрявцева В.Н., считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель привлечённого судом в дело в качестве третьего лица - администрации Черноморского городского поселения, на территории которого проживает истец(л.д.51), в судебное заседание не явился. Руководитель третьего лица направил в суд отзыв на иск, в котором указал, что администрация возражений относительно требований истца не имеет. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации(л.д.68).

Представитель привлечённого судом в дело по ходатайству представителя ответчика в качестве третьего лица - Управления по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодёжи администрации Краснодарского края(л.д.70), в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился по тем же основаниям, что и ответчик, при этом просит дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица(л.д.76-79). Ранее - до обращения истца в суд, руководитель третьего лица - заместитель начальника управления Малинников В.И. в письме от 17.07.2009 года исх. № 31-994109-15 рекомендовал истцу за разрешением жилищного вопроса обратиться в судебном порядке(л.д.24).

Представитель привлечённого судом в дело по ходатайству представителя ответчика в качестве третьего лица - Департамента жилищно - коммунального хозяйства администрации Краснодарского края(л.д.97), в судебное заседание не явился, хотя руководитель третьего лица был судом уведомлён по факсимильной связи о дне судебного разбирательства по делу(л.д.100).

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд считает исковое заявление Кудрявцева В.Н. обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу требований п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании судом установлено, что истец Кудрявцев В.Н. был военнослужащим ВС РФ, проходил службу на Северном Кавказе в Чеченской республике, имеет удостоверения участника боевых действий, приравненных к инвалидам и участникам ВОВ (л.д.7,9), награжден Указом Президента Российской Федерации от 22.01.1997 года «Орденом Мужества»(л.д.8), юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»(л.д. 7), имеет удостоверение инвалида третьей группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны(л.д.13, 15); согласно письму зам.главы администрации муниципального образования Северский район М.В.В. от 14.09.2009 года № 607 истцу Кудрявцеву В.Н. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.5-6); согласно Постановлению главы города Ессентуки Ставропольского края от 27.06.2001 года № 2230 Кудрявцев В.Н. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоял на учёте, в том числе и в списке инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих под № 50(л.д.23), но согласно постановлению главы города Ессентуки Ставропольского края от 11.12.2006 года № 3898 Кудрявцев В.Н. был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях(л.д.104). Указанное постановление было вынесено на основании заявления Кудрявцева В.Н., согласно которому он просит исключить его из списка нуждающихся в жилье (л.д. 103). При этом истец в судебном заседании пояснил суду, что сняться с учета в г. Ессентуки ему было необходимо в связи с переездом на новое место жительства - в <...> по месту жительства матери его жены, куда он переехал в 2004 году(л.д.12).

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что истец не имеет собственного жилья, проживает вместе с женой и тещей в квартире, собственником которой на основании договора приватизации от 1993 года, является теща истца - С.Г.С.(л.д. 107). Кудрявцев В.Н. и его жена К.Л.В. не имеют объектов недвижимости, что следует из уведомления об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых судом сведений от 27.01.2011 года (л.д.114,115).

Таким образом, судом в судебном заседании было установлено, что истец Кудрявцев В.Н. являетсяучастником боевых действий, приравненных к инвалидам и участникам ВОВ, награжден Указом Президента Российской Федерации от 22.01.1997 года «Орденом Мужества», имеет удостоверение инвалида третьей группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, с 27.06.2001 года Кудрявцев В.Н. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоял на учёте, в том числе и в списке инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих в г. Ессентуки Ставропольского края, но в связи с переездом на постоянное место жительства в 2004 году в <...> был снят с учёта, а потому не воспользовался своим правом на получение жилья.

В соответствии с ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Поскольку истец до 1 января 2005 года, а именно: с 27.06.2001 года был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоял на учёте, в том числе и в списке инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих в г. Ессентуки в соответствии с Законом РФ «О ветеранах», но не воспользовался предоставленным ему законом правом в связи с переездом из Ставропольского края на новое место жительства в <...>, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать администрацию муниципального образования Северский район в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеранах» принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кудрявцева Виктора Николаевича к администрации муниципального образования Северский район о восстановлении нарушенного права удовлетворить.

Признать Кудрявцева Виктора Николаевича нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Северский район принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней.

Судья Маслак В.Г.