об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и понуждении к принятию берегоукрепляющих работ русла реки



К делу № 2-15/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская 16 марта 2011 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи: Калашникова Ю.В.,

при секретаре: Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смоленского сельского поселения Северского района, администрации муниципального образования Северский район, Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГУ «Кубаньмониторингвод» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и понуждении к проведению берегоукрепительных работ русла реки Афипс,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Смоленского сельского поселения Северского района, администрации муниципального образования Северский район, Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГУ «Кубаньмониторингвод» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и понуждении к проведению берегоукрепительных работ русла реки Афипс.

В обоснование своих исковых требований в своем исковом заявлении указал о том, что в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Северского района установлено, что Щелоков А.И. является собственником земельного участка и жилого строения расположенного в садовом товариществе <...>. Земельный участок и жилое строение расположены вблизи реки Афипс. В 2007 году ФГУ «Кубаньмониторингвод» проводились работы по расчистке русла реки Афипс в районе садового товарищества <...>. В настоящее время на участке берега примыкающего к домовладению и хозпостройкам имеется оползень, бетонная отмостка дома местами висит в «воздухе». Оползень в левобережном береговом уступе р. Афипс в вершине излучины реки имеет ширину по фронту около 70 м. В данном случае имеет место быть чрезвычайная ситуация, возникшая в связи с проведением расчистки русла реки. Нарушаются права неопределенного круга граждан, а потому прокурор Северского района вынужден обратиться в суд с данным иском.

В судебное заседание участвующий в деле прокурор не явился, причину неявки суду не сообщил.

Щелоков А.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска прокурора.

Представители администрации Смоленского сельского поселения Северского района, администрации МО Северский район, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебном заседании настаивали на рассмотрении дела по существу, при этом возражали против удовлетворения иска прокурора.

Представитель ФГУ «Кубаньмониторингвод» в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из имеющихся в материалах дела копий свидетельств о государственной регистрации права видно, что Щелоков А.И. является собственником земельного участка и жилого строения, расположенных в садовом товариществе <...> Северского района Краснодарского края. /л.д. 13, 81/.

Согласно имеющейся в материалах дела копии акта обследования земельного участка Щелокова А.И. от 04.06.2010 года, в 2005 году для предотвращения подтопления жилых домов <...>, расположенных выше по течению от рассматриваемого участка был разработан рабочий проект «Расчистка русла р. Афипс, Северский район Краснодарский край». В границах участка <...> расчистка русла реки производилась от древесно-кустарниковой растительности без изъятия руслового материала. В ходе выполнения работ в границах участка <...> была удалена кустарниковая растительность из затапливаемой поймы, а также три дерева (тополь белолиственница) без корчевки пней. На день осмотра на участке берега примыкающего к домовладению и хозпостройкам Щелокова А.И. имеется оползень, бетонная отмостка дома местами висит в «воздухе». Оползень в левобережном береговом уступе р. Афипс в вершине излучины реки шириной по фронту около 70 м. Площадь оползневой террасы неровная с трещинами в грунте шириной до 7 см, с лужами от высачивающихся из тела оползня подземных вод, в зарослях кустарников и трав. На прилегающей к дому территории видна новая трещина в грунте шириной 2-3 см, уходящая под дом. Следовательно, есть опасность обрушения дома при новых оползневых деформациях, признаки зарождения которых имеются. /л.д. 5-7/.

Согласно информации по результатам осмотра территории Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, 08.07.2010 года проведена проверка природоохранного законодательства РФ, в ходе которой проведен осмотр земельного участка, расположенного в садовом товариществе <...> Северского района Краснодарского края, в результате которого установлено, что указанный земельный участок на котором расположено домовладение Щелокова А.И. подвержен обрушению и находится в непосредственной близости от р. Афипс. Возможно неустойчивые грунты сползают в результате негативного воздействия поверхностного водного объекта р. Афипс в период паводков. Высота обрыва составляет приблизительно 4-6 м, крутизна склона составляет приблизительно 60-70 градусов. Местами территория обрушения примыкает в самому домовладению, в случае прохождения паводков возможно обрушение домовладения Щелокова А.И.. На момент проведения проверки берегоукрепительные работы русла реки Афипс не проводились. /л.д. 8/.

Из имеющегося в материалах дела заключения рекогносцировочного обследования от 11.06.2010 года гидрогеолога ОАО проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» видно, что оползень в левобережном береговом уступе р. Афипс на вершине излучины реки шириной по фронту около 100 м. Ширина оползневой площадки до 15 м, глубина захвата около 4 м, крутизна стенки срыва около 60-70 градусов, а высота около 5-6 м. Прибрежная территория в районе оползня представлена первой надпойменной террасой р. Афипс (возможно это высокая пойма), поверхность которой ровная, занята дачной застройкой. Дачные участки вплотную примыкают к береговому уступу. Оползень захватил часть одного из дачных участков, уничтожив и часть приусадебных строений, а жилой кирпичный дом оказался непосредственно на кромке нового берегового уступа. На прилегающей к дому территории видна новая трещина в грунте, уходящая под дом, шириной 2-3 см. Следовательно, есть опасность обрушения дома при новых оползневых деформациях, признаки зарождения которых имеются. Крепление вновь образованного берегового уступа с целью предотвращения от разрушения жилого дома возможно.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеет место быть негативное воздействие вод р. Афипс, в результате которого возникла угроза причинения вреда имуществу принадлежащего Щелокову А.И. и другим членам садового товарищества <...>.

В силу п. 17 ст. 24 Водного Кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Река Афипс является федеральной собственностью, поскольку протекает по территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

Согласно п.п. 1, 3, п.п. «а», «д» п. 4 Постановлению Правительства РФ от 06.04.2004 года № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов», Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Федерального агентства водных ресурсов являются: обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов провести берегоукрепительные работы русла р. Афипс в районе <...> Северского района Краснодарского края в целях предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод р. Афипс, а администрации Смоленского сельского поселения Северского района и муниципального образования Северский район принимать меры к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Ю.В. Калашников

Решение не вступило в законную силу