Решение по иску прокурора Северского района в интересах вдовы ВОВ Ивакиной Е.Д. к администраци муниципального образования Северский район о признании действий (бездействия) незаконными



Дело № 2-775/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ст. Северская.                                15 июня 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Жученко К.А.,

с участием: прокурора - помощника прокурора Северского района Ерохина В.А.,

истицы Ивакиной Е.Д., представителя ответчика Глущенко А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) Ивакиной Елены Денисовны к администрации муниципального образования Северский район о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района обратился в Северский районный суд с иском в интересах вдовы ветерана ВОВ Ивкиной Е.Д. к администрации муниципального образования Северский район о признании действий(бездействия) незаконными.

Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:

Прокуратурой Северского района по обращению вдовы ветерана ВОВ проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Северский район законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жильем ветеранов ВОВ.

В ходе проверки установлено, что Ивакина Е.Д. обратилась в администрацию муниципального образования Северский район по вопросу предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» согласно которому, считается необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 27.07.2010), социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Статьями 14-19, 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 27.07.2010) закреплен перечень лиц рассматриваемой категории, которые имеют право на получение соответствующей социальной поддержки, к ним отнесены: инвалиды ВОВ, участники ВОВ, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях признания гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении производиться в отношении гражданина, подавшего заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и каждого члена семьи, указанного в таком заявлении. При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам: указанным в заявлении о принятии на учет, не указанным в заявлении о принятии на учет супругам граждан, указанным в заявлении о принятии на учет, а также не указанным в заявлении о принятии на учет их общим несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям таких граждан и их супругов независимо от места жительства супругов и детей таких граждан.

В ходе проверки установлено, что постановлением главы муниципального образования Северский район от 09.12.2010 Ивакина Елена Денисовна принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, в дальнейшем постановлением от 22.02.2011 и.о. главы муниципального образования Северский район, указанный ветеран ВОВ снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что площадь жилого помещения, в котором проживает вдова ветерана ВОВ, выше учетной нормы.

Считая, что действия администрации района, выразившиеся в снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Ивакиной Е.Д., нарушают ее право на получение меры социальной поддержки, установленной Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, вдова ветерана ВОВ вынуждена была обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру района за защитой своих прав.

Проверка показала, что Ивакина Е.Д. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, соответственно имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а именно, в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Как следует из уведомления от 28.10.2010 № 17/118/2010-227, выданного Северским отделением УФРС по КК, Ивакина Е.Д. в собственности объектов недвижимости не имеет. Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Северскому району от 07.12.2010 № 1246 Ивакина Е.Д. собственником недвижимого имущества не числится.

Таким образом, жилое помещение, отвечающее требуемым санитарно-гигиеническим стандартам, заявителю государством не предоставлялось, что в свою очередь свидетельствует о том, что право Ивакиной Е.Д. на обеспечение жилищем и достойную жизнь как вдовы ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. фактически не реализовано.

В настоящее время Ивакина Е.Д. фактически проживает в жилом помещении, принадлежащем ее сыну - И.М.А., общая площадь которого составляет 12,6 кв.м., в данной жилом помещении зарегистрировано 2 человека. Вместе с тем, вдова ветерана ВОВ зарегистрирована в домовладении, принадлежащем её невестке - И.Е.М., общая площадь которого составляет 51,2 кв.м., в данном домовладении зарегистрировано 2 человека, но фактически проживает 3 человека.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Решением Совета Черноморского городского поселения Северского района от 25.12.2008 № 262 «О норме предоставления и учетной норе площади жилого помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере десяти квадратных метров.

Ивакина Е.Д. не является членом семьи И.Е.М. согласно вышеуказанной нормы площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Ивакиной Е.М., не может учитываться при определении обеспеченности жилой площадью вдовы ветерана ВОВ, а площадь жилого помещения, собственником которого является сын Ивакиной Е.Д., менее учетной нормы, предусмотренной вышеуказанным решением на одного человека.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Таким образом, действия должностных лиц администрации района, выразившиеся в снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, нарушают не только права вдовы ветерана ВОВ, но и не способствуют своевременной и полной реализации вышеуказанного Указа Президента РФ.

Заявитель Ивакина Е.Д. по уважительным причинам - в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд для защиты своих жилищных прав, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в прокуратуру Северского района, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для обращения прокурора в ее интересах в суд с соответствующим заявлением.

В связи с чем, прокурор Северского района просит признать постановление и.о. главы муниципального образования Северский район от 22.02.2011 года «О снятии с учета вдовы ветерана ВОВ Ивакиной Елены Денисовны в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным. Обязать администрацию района признать Ивакину Елену Денисовну нуждающейся в улучшении жилищных условии, и поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с даты первоначального принятия на учет - 2 ноября 2010 и временем учета 12 часов 05 минут.

В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить.

Истица Ивакина Е.Д. в судебном заседании поддержала требования прокурора Северского района, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО Северский район Глущенко А.Р. в судебном заседании пояснила суду, что ответчик исковые требования не признаёт по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.70-71), в котором указано, что согласно п. 7 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» категория граждан «Ветераны Великой Отечественной войны» отнесена к федеральной подведомственности, то есть критерии отнесения граждан к указанной категории определяются федеральными нормативными правовыми актами (в данном случае Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»), а меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане отдельной категории, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещении по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы; и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии с п.2 ст. 288 ГК РФ гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

В соответствии с ч.3 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.10.2008 №1655-КЗ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммы общей площади жилого помещения, в котором проживает гражданин, в отношении которого определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, и суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении (части жилого помещения) (в данных жилых помещениях (частях жилых помещений) граждан, за исключением: поднанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда социального использования; нанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда коммерческого использования; граждан, проживающих в данном(ых) жилом(ых) помещении(ях) индивидуального жилищного фонда по договору безвозмездного пользования; граждан, которые приобрели (построили) жилые помещения с использованием бюджетных средств, полученных ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления, но с регистрационного учета по прежнему месту жительства в данном жилом помещении не сняты.

В соответствии с выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, выданного администрацией Черноморского городского поселения от 28.10.2010 № 973, Ивакина Елена Денисовна зарегистрирована в качестве члена семьи собственника жилого помещения в квартире общей площадью жилого помещения 51,2 кв.м., принадлежащей на праве собственности И.Е.М. по адресу: <...>. По указанному адресу зарегистрировано 2 человека.

Данные о заключении договора найма между Ивакиной Е.Д. и И.Е.М. заявителем не предоставлялись.

Решением Совета Черноморского городского поселения Северского района от 25 декабря 2008 года № 262 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере десяти квадратных метров. Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления по месту жительства.

На основании вышеизложенного, а также письма департамента жилищного хозяйства Краснодарского края от 26.01.2011 №70-199/11-08/05 Ивакина Е.Д. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, для признания Ивакиной Е.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий, оснований не имеется.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании судом установлено, что Ивакина Елена Денисовна,<...> постановлением главы муниципального образования Северский район от 09.12.2010 года Ивакина Елена Денисовна принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, в дальнейшем, постановлением от 22.02.2011 года и.о. главы муниципального образования Северский район она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что площадь жилого помещения, в котором она проживает, выше учетной нормы.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Ивакина Е.Д. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, соответственно имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а именно, в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как было установлено в судебном заседании из объяснений истицы Ивакиной Е.Д., материалов гражданского дела, показаниями свидетеля И.Е.М. истица фактически проживает в жилом помещении, принадлежащем её сыну - И.М.А., общая площадь которого составляет 12,6 кв.м, в данном жилом помещении зарегистрировано два человека. Зарегистрирована истица в домовладении, принадлежащем невестке - И.Е.М., общая площадь которого составляет 51,2 кв.м. В данном домовладении зарегистрировано два человека, но фактически проживает три человека.

Решением Совета Черноморского городского поселения Северского района от 25.12.2008 № 262 «О норме предоставления и учетной норе площади жилого помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере десяти квадратных метров.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещении по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Судом в данном судебном заседании установлено, что вдова ветерана Великой Отечественной войны Ивакина Е.Д. не является членом семьи И.Е.М., своего жилья в Северском районе не имеет, не проживает, а только зарегистрирована в квартире И.Е.М., расположенной в <...>, площадь указанного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности И.Е.М., не может учитываться при определении обеспеченности жилой площадью вдовы ветерана ВОВ, а площадь жилого помещения, собственником которого является сын Ивакиной Е.Д. и в котором проживает Ивакина Е.Д., менее учетной нормы, предусмотренной вышеуказанным решением на одного человека.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Северского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Ивакиной Е.Д. обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Северского района в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны Ивакиной Елены Денисовны к администрации муниципального образования Северский район о признании действий(бездействия) незаконным удовлетворить.

Признать незаконным постановление и.о. главы муниципального образования Северский район № 335 от 22.02.2011 года «О снятии с учёта Ивакиной Елены Денисовны в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».

Обязать администрацию муниципального образования Северский район признать Ивакину Елену Денисовну нуждающейся в улучшении жилищных условий и принять Ивакину Елену Денисовну на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с датой принятия на учёт - 2 ноября 2010 года и времени учёта - 12 часов 05 минут, в отдельный список по категории ветеранов и приравненных к ним лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

     Судья                                                          Маслак В.Г.