Дело № 2-795/11 ст. Северская. 29 июня 2011 года. Северский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего - судьи Маслака В.Г. при секретаре Потёмкиной Е.А., с участием: представителей истца: Жук В.Е. и адвоката Таджибовой Л.А., представителя ответчика Глущенко А.Р., представителя третьего лица Смолиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ажгибесова Ивана Александровича к администрации муниципального образования Северский район о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Ажгибесов И.А. обратился в Северский районный суд с иском к администрации муниципального образования Северский район о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Свои требования истец в заявлении обосновал следующим: Он является участником Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ), узником концлагеря, инвалидом второй группы. Федеральный закон РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994)) В соответствии со ст. 8 указанного закона - государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. Согласно ст. 14 указанного закона - одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01,2010 N 30). Собственного жилья у него нет. Он проживает с 2000 года в жилом доме общей площадью 85,7 кв. м, в том числе жилой площадью-49,5 кв., принадлежащем на праве собственности Жук В.И., расположенном по адресу: <...>. Никакого отношения к указанной собственности он не имеет, он только лишь проживает в указанном домовладении, зарегистрирован по указанному адресу, поскольку без регистрации не смог получать пенсию. Помимо него и собственницы дома в указанном домовладении проживают еще 4 человека, взрослые члены семьи Жук В.И., не имеющие собственного жилья. Согласно ст. 52 ЖК РФ - принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. По состоянию на 20.12.2009 г. он значился нуждающимся в жилье согласно списков ветеранов ВОВ Ильского городского поселения. Неоднократно обновлял все требуемые справки. В феврале 2011 года он вновь подал заявление в администрацию МО Северский район о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако постановлением № 806 от 25.04.2011 г. ему было отказано по тем основаниям, что хотя «собственником строений в Северском районе не числится и приватизированного жилья не имеет. Земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в <...> не предоставлялся», но проживает он в домовладении общей площадью 137,8 кв.м, принадлежащем Жук В.И. Ссылка ответчика на отказ - уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммы общей площади жилого помещения, в котором проживает гражданин, в отношении которого определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, и суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении (ст. 6, Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ (ред. от 16.07.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (принят ЗС КК 24.12.2008)). Данный отказ считает незаконным, необоснованным. Во-первых, жить ему негде, собственного жилья не имеет. Вынужден проживать у Жук В.И. Согласно ст. 60 п. 4 СК РФ - дети не имеют права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество детей. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Во-вторых, площадь, указанная в постановлении, не соответствует действительной, так как она составляет 85,7 кв. м, а не 137,8 кв. м. Кроме того при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений (жилая площадь на 6 человек составляет 49,5 кв.м, соответственно на каждого приходится по 8,25 кв. м, что ниже нормы). Однако, администрация МО Северский район расчет производит от общей площади жилого дома, включая недостроенные не отапливаемые веранды и подвал. Норматив общей площади жилого помещения, используемый для расчета размера социальной выплаты, для семей с различной численностью лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, составляет: 33 кв. метра - на одного гражданина отдельной категории, члены семьи которого не имеют права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, а также для одиноко проживающего гражданина отдельной категории; (ст. 7, Закон Краснодарского края от 28.07.2006 N 1077-КЗ (ред. от 28.07.2010) "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий" (принят ЗС КК 12.07.2006)) Он не совершал никаких противоправных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В связи с отказом ответчика он лишен возможности реализовать свое право на получение социальной поддержки в виде приобретения жилого помещения. В связи с чем, истец просит признать его нуждающимся в жилом помещении, и обязать администрацию муниципального образования Северский район принять его на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории ветеранов - инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. По состоянию здоровья истец в судебное заседание не смог явиться. Представитель ответчика - администрации МО Северский район Глущенко А.Р. в судебном заседании пояснила суду, что ответчик исковые требования не признаёт по основаниям, изложенным в отзыве на иск, в котором указано, что согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» категория граждан «Ветераны Великой Отечественной войны» отнесена к федеральной подведомственности, то есть, критерии отнесения граждан к указанной категории определяются федеральными нормативными правовыми актами (в данном случае Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»), а меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета. Пунктом 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане отдельной категории, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие: совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его I супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы; и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. В соответствии с ч.3. ст. 6 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется как отношение суммы общей площади жилого помещения, в котором проживает гражданин, в отношении которого определяется уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, и суммарного размера общей площади жилых помещений к количеству всех зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении (части жилого помещения) (в данных жилых помещениях (частях жилых помещений) граждан, за исключением: поднанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда социального использования; нанимателей данного(ых) жилого(ых) помещения(ий) жилищного фонда коммерческого использования; граждан, проживающих в данном(ых) жилом(ых) помещении(ях) индивидуального жилищного фонда по договору безвозмездного пользования; граждан, которые приобрели (построили) жилые помещения с использованием бюджетных средств, полученных ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления, но с регистрационного учета по прежнему месту жительства в данном жилом помещении не сняты. Ажгибесов Иван Александрович, <...>, проживает и зарегистрирован в качестве члена семьи в домовладении, принадлежащем на праве собственности его дочери Жук Валентине Ивановне и расположенном по адресу: <...>. В указанном домовладении общей площадью 137,8 кв. м. зарегистрированы по месту жительства шесть человек. Таким образом, для признания Ажгибесова И.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований не имеется. В связи с чем, ответчик просит в удовлетворении искового заявления Ажгибесова И.А. отказать(л.д.25,26). Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Представитель третьего лица - администрации Ильского городского поселения - Смолина А.В., в судебном заседании пояснила, что полностью поддерживает мнение по иску представителя администрации муниципального образования Северский район Глущенко А.Р. Представитель третьего лица - Департамента жилищно - коммунального хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился. Руководители Департамента направили в суд отзывы на иск, в котором поддержали мнение ответчика по иску и просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя(л.д.31-33, 36-38). Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ажгибесова И.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании судом установлено, что Ажгибесов Иван Александрович, <...>, является ветераном Великой Отечественной войны, узником концлагеря, инвалидом второй группы(л.д.11,12), соответственно имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а именно, в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. По состоянию на 20.12.2009 г. Ажгибесов И.А. значился нуждающимся в жилье, согласно списка ветеранов ВОВ Ильского городского поселения(л.д.10). В феврале 2011 года он вновь подал заявление в администрацию МО Северский район о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но получил отказ. Федеральный закон РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. (Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994)) В соответствии со ст. 8 указанного закона - государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. Согласно ст. 14 указанного закона - одной из мер социальной поддержки инвалидов войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01,2010 N 30). Согласно пункту 7 части 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» категория граждан «Ветераны Великой Отечественной войны» отнесена к федеральной подведомственности, то есть, критерии отнесения граждан к указанной категории определяются федеральными нормативными правовыми актами (в данном случае Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»), а меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются за счет средств федерального бюджета. Пунктом 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане отдельной категории, обеспечение жилыми помещениями которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие: совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его I супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы; и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Как было установлено в судебном заседании из объяснений представителей истца, ответчика и третьего лица, из материалов гражданского дела, истец собственного жилья не имеет, как ветеран ВОВ жильём не обеспечивался; истец проживает в жилом помещении - в недостроенном жилом доме в <...>, принадлежащем его дочери - Жук Валентине Ивановне, <...>, жилая площадь которого составляет 49,6 кв.м(л.д.15,16). В данном жилом помещении зарегистрировано и проживает шесть человек(л.д.4-7). При этом суд учитывает, что согласно отзыву ответчика на иск, постановлению администрации муниципального образования Северский район № 806 от 25 апреля 2011 года, которым истцу отказано в принятии на учёт нуждающегося в жилье(л.д.8) и техническому паспорту на жилой дом, обща площадь по зданию(строению) в <...> составляет 137,8 кв.м(л.д.15,16). Однако из указанного технического паспорта следует, что в общую площадь включён жилой дом, который имеет общую площадь 86,7 кв. м, жилую площадь 49,6 кв.м и является объектом незавершённого строительства. В общую площадь также включены: подвал(объект незавершённого строительства) площадью 37,0 кв.м и жилая проектируемая пристройка к дому(объект незавершённого строительства) - помещение № 3 площадью 14,3 кв.м, проектируемая нежилая пристройка - помещение № 5(коридор) площадью 2,7 кв.м; проектируемая нежилая пристройка № 7(веранда с кирпичным ограждением) площадью 5 кв.м; и требующая капитального ремонта(замена оконных, дверных блоков, полов) в связи с чем не пригодная для проживания, но указанная как жилая комната в доме площадью 17,1 кв.м, срок капитального ремонта и строительства которых установлен согласно разрешения на строительство № 369 от 1.10.2007 года до 1 октября 2017 года(л.д.40-42). В силу требований п.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ (ред. от 16.07.2010) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам (далее - суммарный размер общей площади жилых помещений): указанным в заявлении о принятии на учет; не указанным в заявлении о принятии на учет супругам граждан, указанных в заявлении о принятии на учет, а также не указанным в заявлении о принятии на учет их общим несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям, несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям таких граждан и их супругов независимо от места жительства супругов и детей таких граждан. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец, как ветеран Великой Отечественной войны, не имеющий в собственности или по договору социального найма жилого помещения либо земельного участка для строительства жилого помещения, проживающий в недостроенном жилом доме, принадлежащем его совершеннолетней, но не трудоспособной по возрасту и не состоящей в браке дочери, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах исковые требования Ажгибесова И.А. обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ажгибесова Ивана Александровича к администрации муниципального образования Северский район о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Признать Ажгибесова Ивана Александровича нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию муниципального образования Северский район принять Ажгибесова Ивана Александровича на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с датой принятия на учёт - 8 февраля 2011 года и времени учёта - 11 часов 50 минут, в отдельный список по категории ветеранов - участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Маслак В.Г.