Решение по иску Моисеенко Т.И. к администрации муниципального образования Северский район, Северскому отделу ФГУ `Земельная Кадастровая палата` по КК о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.



Дело 2- 863/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ст. Северская.                    8 августа 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Потёмкиной Е.А.,

с участием: представителя истицы - Полозковой Т.Б., представителя ответчика - администрации муниципального образования Северский район - Драп Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенко Тамары Ивановны к администрации муниципального образования (далее по тексту МО) Северский район и к Северскому отделу ФГУ «Земельная Кадастровая палата» по Краснодарскому краю о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к администрации МО Северский район и к «Земельная Кадастровая палата» по Краснодарскому краю о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование своих исковых требований истица в исковом заявлении указала, что на основании свидетельства на право собственности на землю <номер> от 11.11.1994г. ей на праве частной собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2195 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> На данном земельном участке находится дом, принадлежащий ей на праве собственности согласно договору купли-продажи от 04.11.1992г., зарегистрированному в Львовском сельском Совете.

Фактическая площадь земельного участка составляла 3874 кв.м., поскольку с 1992 года она окультурила прилегающий земельный участок, представлявший собой болото, не имеющий свободного доступа и подъездных путей, коммуникаций, связи и с тех пор пользуюсь им. На указанный заброшенный болотистый земельный участок ею были завезены 20 машин земли, таким образом, был поднят его уровень, посажены фруктовые деревья и кустарники. Не использовавшийся ранее участок площадью 1679 кв.м стал пригодным для возделывания.

В связи с тем, что окультуренный ею земельный участок не имеет свободного доступа, сформировать его как самостоятельный земельный участок невозможно. Фактически, принадлежащий ей на праве собственности земельный участок был объединен с участком площадью 1679 кв.м. и представляет собой единое целое.

В 2008 году она обратилась в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением об утверждении границ объединенного земельного участка и постановлением главы муниципального образования Северский район от 25.04.2008г. <номер> был утвержден проект границ земельного участка площадью 3874 кв.м., расположенного в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Данным постановлением её обязали в трехмесячный срок обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, но в связи с длительностью постановки на кадастровый учет кадастровый паспорт на земельный участок общей площадью 3874 кв.м. с номером <номер> был выдан ей лишь 01.09.2008г.

В срок, установленный постановлением, она не успела подготовить и получить кадастровый план, в связи с чем, была вынуждена обратиться с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в администрацию муниципального образования Северский район, но получила ответ от 21.04.2009г. о том, что Федеральным законодательством не предусмотрена процедура дозакрепления земельных участков, поэтому ей отказано в передаче в собственность прилегающего земельного участка по десятикратной ставке земельного налога. В этом же письме указано, что в случае, если она готова предоставить доступ на дозакрепляемый земельный участок через ее земельный участок, то администрация Муниципального образования Северский район готова сформировать и предоставить испрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, администрация подтверждает тот факт, что доступ на прилегающий к ее земельному участку возможен лишь через участок, принадлежащий ей на праве собственности, иных доступов к нему не существует. Сервитут для прохода или проезда на данный земельный участок через принадлежащий ей земельный участок не устанавливался.

При оформлении кадастрового паспорта на объединенный земельный участок, она выяснила, что по части его территории проходят канализационные трубы, принадлежащие ООО «Северское ЖКХ», поэтому она была вынуждена прекратить использование этой части земельного участка площадью 212 кв.м., уменьшив площадь объединенного земельного участка до 3662 кв.м. В связи с этим была выполнена новая схема границ участка на уменьшенную площадь. Актом от 13.05.2011г. Администрация Львовского сельского поселения согласовала границы объединенного земельного участка. Дополнительный земельный участок, на который она претендует, граничит лишь с землями администрации Львовского сельского поселения, на него никто не претендует. Земельный участок согласовавшей границы объединенного земельного участка М.Н.. не имеет общих границ с дозакрепляемым к ее земельному участку, поскольку расположен с другой стороны, поэтому она также не заявляет прав на него.

В ответ на ее обращение о передаче в собственность дополнительного земельного участка теперь уже площадью 1467 кв.м письмом от 26.04.2011г. администрация муниципального образования Северский район ответила отказом по тем же основаниям, что и при первом ее обращении.

Таким образом, постановка на кадастровый учет земельного участка, площадью 1467 кв.м., примыкающего к ее земельному участку, а, следовательно, и выставление его на торги, невозможно. По сути, данный земельный участок представляет собой единое целое с земельным участком, принадлежащим ей на праве собственности, огорожен единым забором, не отделим от него. На данном объединенном земельном участке расположен ее дом.

В связи с чем, истица в исковом заявлении просит суд обязать администрацию муниципального образования Северский район утвердить схему границ объединенного земельного участка площадью 3662 кв.м., расположенного по адресу: с<адрес> и заключить с ней договор купли-продажи части этого земельного участка площадью 1467 кв.м. Кроме того, обязать Северский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <номер> площадью 3874 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и поставить на кадастровый учет объединенный земельный участок площадью 3662 кв.м., расположенный по этому же адресу в границах, согласно утвержденной схеме(л.д.30-33).

В судебное заседание истица Моисеенко Т.И. не явилась.

Представитель истицы Полозкова Т.Б. подала в суд в данном судебном заседании уточнённые исковые требования истицы, в которых истица просит суд обязать администрацию муниципального образования Северский район утвердить схему границ фактически используемого истицей земельного участка площадью 1467 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязать заключить с истицей договор купли-продажи данного земельного участка. Кроме того, просит суд обязать Северский отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <номер> площадью 3874 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>(л.д.68).

В судебном заседании представитель истицы Моисеенко Т.И. - Полозкова Т.Б. уточненные требования истицы поддержала в полном объёме, просит суд их удовлетворить.

Представитель администрации МО Северский район Драп Е.В. в судебном заседании пояснила, что ответчик исковые требования не признает, считает исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в возражении на первоначальное исковое заявление, в котором указала, что предоставление земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с порядком, установленным действующим земельным законодательством.

Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Считают, что в случае удовлетворения требований истца будет нарушен порядок предоставления земельных участков, установленный земельным законодательством, основные принципы предоставления земельных участков, а также права других граждан на пользование и приобретение прав на земельный участок, смежных землепользователей.

Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

Статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Истец основывает свои требования фактическим использованием земельного участка, а также указывает на то обстоятельство, что земельный участок не имеет свободного доступа, при этом доказательств тому не представлено.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

Доступ к образуемым земельным участкам указывается, как правило, в графической части межевого плана (ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

Истцом не представлены ни кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка ни обоснованный отказ органа кадастрового учета в постановке на учет земельного участка, что является нарушением норм материального и процессуального права.

Вместе с тем, под землями общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которые граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Правила доступа на земельный участок регулируются ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В иных случаях можно требовать установления сервитута, т.е. предоставления права ограниченного пользования чужим земельным участком.

В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичные сервитуты могут устанавливаться для похода или проезда через земельный участок.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Суд должен определить прежде всего, действительно ли в данной ситуации невозможно обойтись без установления сервитута.

Истец требует обязать администрацию муниципального образования Северский район заключить договор купли-продажи испрашиваемого спорного земельного участка, однако, согласно статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.

Согласно сложившейся судебной практике при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи и аренды земельных участков, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи Кодекса заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оферту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).

Таким образом, требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу государственной власти, органа местного самоуправления (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.

Истцом не представлены доказательства направления ответчику оферты (проекта договора купли-продажи, содержащего существенные его условия, а также подпись истца).

Следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

В соответствии со статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.

На основании изложенного администрация муниципального образования Северский район считает, что удовлетворение заявленных требований приведет к нарушению норм действующего законодательства. В связи с чем, ответчик просит суд в удовлетворении заявленных требований истцу отказать (л.д.54-58).

Представитель ответчика Драп Е.В. в судебном заседании поддержала доводы ответчика, изложенные в возражении на исковое заявление, просит суд отказать истице в удовлетворении заявленных требований, в том числе уточнённых и поданных в суд 8 августа 2011 года.

Представитель ответчика - Северского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Бубнова О.В. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом уведомлена о времени и месте слушания по делу - повесткой (л.д.63).

Представитель привлеченной судом в дело в качестве третьего лица(л.д.61) - администрации Львовского сельского поселения Северского района, в судебное заседание не явился. Руководитель третьего лица был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания по делу (л.д. 65). Руководитель третьего лица направил в суд письмо, в котором просит дело рассмотреть в отсутствии представителя администрации Львовского сельского поселения. Претензий по делу не имеет(л.д.67).

Привлечённая судом в дело в качестве третьего лица М.Н. - соседка истицы по квартире и земельному участку в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом уведомлена о времени и месте слушания по делу - повесткой (л.д.62). М.Н. направила в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть в её отсутствие. С заявлением истицы согласна(л.д.66).

Суд, выслушав объяснение представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявленные истицей уточнённые 5 августа 2011 года исковые требования по следующим основаниям:

Судом в судебном заседании установлено, что истице Моисеенко Т.И на основании свидетельства на право собственности на землю № <номер> от 11.11.1994 года на праве частной собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2195 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7-9). Постановлением главы муниципального образования Северский район от 25.04.2008года <номер> Моисеенко Т.И. был утвержден проект границ земельного участка площадью 3874 кв.м., расположенного в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.10). Данным постановлением истицу обязали в трехмесячный срок обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Истица в уставленный срок не смогла выполнить постановление от 25.04.2008 года <номер>, поскольку кадастровый паспорт на земельный участок общей площадью 3874 кв.м. с номером <номер> ей был выдан только 01.09.2008г (л.д. 14-15). Истица обратилась в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, но получила письменный отказ от 21.04.2009 года (л.д.16). Согласно письму главы Львовского сельского поселения от 1 февраля 2011 года земельный участок площадью 1679 кв.м, прилегающий к земельному участку, расположенному в <адрес> площадью 2195 кв.м(ранее выделенному Моисеенко Т.И.), не имеет подъездных путей и свободного доступа со стороны ул. Ворошилова(л.д.17). В связи с тем, что через данный участок площадью 1679 кв.м проходит канализационный коллектор(л.д.17), его площадь была уменьшена на 212 кв. м - до 1467 кв.м и общая площадь земельного участка согласно схемы его границ и акта согласования местоположения границы земельного участка составила 3662 кв.м(л.д.18-25).

Согласно Уставу муниципального образования Северский район Краснодарского края Северский район как объект административно территориального устройства включает в себя в качестве административно территориальной единицы и С. Львовское Смоленского сельского округа. Из этого положения следует, что С.Львовское Северского района является населенным пунктом и отнесена к землям поселений.

В силу требований ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату.

В силу требований ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 ЗК.

В силу требований ч.2 ст. 11 ЗК РФ Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу требований ч.2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ.

В силу требований ч.5 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату с приложением проекта границ.

В силу требований ч.6 ст. 34 ЗК РФ договор купли - продажи земельного участка заключается в недельный срок после предоставления заявителем кадастровой карты(плана) земельного участка в орган местного самоуправления.

Истица Моисеенко Т.И. указанные требования закона выполнила, а потому её требование об обязании администрации МО Северский район заключить с ней договор купли - продажи земельного участка площадью 1467 кв.м, примыкающего к её земельному участку, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Моисеенко Тамары Ивановны к администрации муниципального образования Северский район и к Северскому отделу ФГУ «Земельная Кадастровая палата» по Краснодарскому краю о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район утвердить схему границ фактически используемого Моисеенко Тамарой Ивановной земельного участка площадью 1467 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию муниципального образования Северский район заключить с Моисеенко Тамарой Ивановной договор купли-продажи указанного земельного участка площадью 1467 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать отдел ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <номер> площадью 3874 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

                                  Судья                                                                         Маслак В.Г.