решение по иску Владимировой Т.А. к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


ст. Северская                                                       21 февраля 2011 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Слипченко И.В.,

при секретаре Степановой Н.Б.,

с участием: заявителя Владимировой Т.А.,

представителя заявителя адвоката СФ КККА Горовой Т.Б., предоставившая удостоверение № 283, ордер № 139850.

представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности Драп Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Владимировой Татьяны Анатольевны к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Владимирова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование исковых требований истица Владимирова Т.А. указала о том, постановлением главы администрации Григорьевского сельского поселения № от 03.06.2006года Владимировой Т.А. предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.метров. В постановлении указано, что в течение трех месяцев истица обязана предоставить в администрацию Григорьевского сельского поселения кадастровый план земельного участка, заключить с администрацией поселения договор аренды на земельный участок, зарегистрировать его в Федеральной службе по регистрации прав на недвижимое имущество. Получив на руки постановление, истица приняла меры к оформлению землеустроительных документов и получению кадастрового плана. Однако процедура эта заняла довольно длительное время. Кадастровый план получен по истечении установленного срока лишь в конце 2007года. После этого она обратилась в администрацию Григорьевского сельского поселения для заключения договора аренды земельного участка, но ей в этом отказали, пояснив, что решением Совета муниципального образования Северский район от 01.03.2007года № до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования Северский район распоряжение земельными участками осуществляется администрацией муниципального образования Северский район. Истица письменно обратилась к главе муниципального образования Северский район с заявлением о заключении со Владимировой Т.А. договора аренды на предоставленный земельный участок, но устно в просьбе отказали, пояснив, что земельный участок должен предоставляться через торги на конкурсной основе. Истица обжаловала действия администрации. Решением Северского районного суда от 21.07.2008года на администрацию МО Северский район была возложена обязанность заключить с Владимировой Т.А. договор аренды на земельный участок. <данные изъяты> между Владимировой Т.А. и администрацией МО Северский район заключен договор аренды предоставленного земельного участка сроком на три года, который зарегистрирован в УФРС. Истица исправно оплачивает арендную плату, завезла на земельный участок стройматериал, необходимый для устройства фундамента на дом, и обратилась в администрацию с просьбой предоставить земельный участок в собственность за плату, так как выплата арендной платы обременительна. Однако устно ей было сказано, что она вправе будет приобрести земельный участок в собственность только при условии, если будет иметь завершенный строительством объект недвижимости, либо выиграет земельный участок на торгах на конкурсной основе. Истица считает, что ей необоснованно отказывают в приобретении земельного участка в собственность за плату, так как на выделенном земельном участке семья истицы намеревалась строить дом. Поэтому по периметру земельного участка поставили изгородь, земельный участок постоянно обрабатывали, расчистили от поросли деревьев, завезли 5 куб.метров земли, посадили плодовые деревья, приобрели и завезли на земельный участок строительный материал: цемент, песок, гравий, блок. Так, в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года, гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не предоставляются. Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а в отдельных случаях - в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется за плату. Статьей 30.1 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность осуществляется на аукционах.

Однако земельный участок предоставлен с целевым назначением «для ведения личного подсобного хозяйства», а не «для жилищного строительства». Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не. связанных со строительством, установлен ст.34 ЗК РФ. В указанной статье не содержится указание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату осуществляется на торгах или аукционе.

ФЗ от 07.07.2003 "О личном подсобном хозяйстве" (ст. 3 и ст. 4) установил, что право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, законом не установлено, что предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства должно производится на торгах. Истица зарегистрирована на территории Григорьевского поселения, является дееспособным лицом. Земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, постановление администрации Григорьевского сельского поселения никто не отменял, поэтому оно должно исполняться. Кроме того, истица понесла определенные затраты на расчистку земельного участка, освоение, засадила плодовыми культурами, платила арендную плату, подготовила стройматериал для строительства дома и приступила к строительству фундамента.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлено положение о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пункт 1 ст. 130 ГК в составе вещей, прочно связанных с землей и обладающих вследствие этого признаками недвижимости, выделяет, в частности, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены к числу недвижимых вещей, то есть таких, которые прочно связаны с землей, а их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.

В статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дано понятие недвижимого имущества -недвижимость, права на которое подлежат государственной регистрации. К ним отнесены земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Незавершенные строительством объекты в ст.1 не указаны. Однако, согласно ст.25ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется, как и право собственности на завершенный строительством объект. То есть указанный закон также относит незавершенный строительством объект к недвижимому имуществу, то есть к объектам, прочно связанным с земельным участком.

В соответствии с п.п. 10, п. 1, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ к объектам капитального строительства, прочно связанным с земельными участками, относятся, как и здания, строения и сооружения, так и незавершенные строительством объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

В п. 2.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В ст.36 ЗК РФ, и в п.2.2 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" речь идет о возможности предоставления в собственность за плату земельных участков, на которых находятся здания, строения, сооружения. Хотя в них не указано на право выкупа земельного участка, занятого объектами незавершенного строительства, находящимися в собственности, однако запрета в законе на предоставление в собственность таких земельных участков нет. Напротив, в п.3 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В пункте 4 статьи 283К РФ указаны случаи, когда допускается отказ в выкупе земельного участка: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В то же время пункт 4 статьи 28 ЗК РФ также содержит императивную норму, запрещающую отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Спорный земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован, запрета на его приватизацию нет, то есть оснований для отказа в передаче его в собственность, предусмотренных законом, нет, а потому отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность не основан на законе.

В соответствии с п.8 ст.36 ЗК РФ орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня принятия заявления о передаче земельного участка в собственность и представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка, и направляет заявителю копию такого решения. При таких обстоятельствах считает, что ответчик обязан заключить договор купли-продажи земельного участка. Просит суд: признать за Владимировой Т.А. право на приобретение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного в ст<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату. Обязать администрацию МО Северский район заключить с Владимировой Т.А. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного в ст.<адрес> <адрес>,, выделенного для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель заявителя адвокат Горовая Т.Б. в судебном заседании пояснила суду о том, что требования заявителя законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Просит суд признать за Владимировой Т.А. право на приобретение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного в <адрес> <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства в собственность за плату. Обязать администрацию МО Северский район заключить с Владимировой Т.А. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного в ст.<адрес> выделенного для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, предоставила суду отзыв согласно которого, ответчик иск не признает по следующим основаниям: В обоснование заявленных требований Владимирова Т.А. ссылается на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, данный довод истца является ошибочным, а именно статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в арендуземельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.

Истцом не представлены доказательства подтверждающие предоставление земельного участка в порядке предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец ошибочно полагает, что предоставление земельного участка с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства не предусматривает жилищное строительство.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. А соответственно предоставление земельных участков с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется с аукциона.

Также истцом необоснованно указано на приобретение земельного участка в порядке предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения определен статьей 36 Земельного кодекса РФ. Согласно данной статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее по тексту «Перечень»).

В соответствии с Перечнем к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).

Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако истцом не представлены документы удостоверяющие права собственности на объект недвижимости расположенный на земельном участке, кроме того не представлены документы разрешающие строительство. Что также влечет нарушение пункта 4.3.12 договора аренды земельного участка № от 17 сентября 2008 года, а именно не допускается строительства новых объектов, реконструкции существующих до разработки и утверждения в установленном порядке проектной документации, ее согласования, проведения экспертиз, а также до оформления разрешения на строительство.

Свидетель С.А.Н. в судебном заседании пояснил суду о том, что пояснить что Владимирова освоила земельный участок, расчистила его, что на земельном участке в ст.<адрес> <адрес> залит фундамент, участок огорожен металлическими столбами и сеткой рабицей, завезен щебень, песок, кирпич.

Свидетель С.А.Ф. в судебном заседании пояснил суду о том, что истицу Владимирову знает, отношения нормальные. У нее имеется земельный участок, расположенный в ст.<адрес> <адрес>. На земельный участок завезен песок, щебень, кирпич, залит фундамент. Участок огорожен металлическими столбами, сеткой рабицей. Владимирова на данном земельном участке хочет построить дом, так как они проживают в квартире 8 человек, у них очень тяжелые бытовые условия.

Суд, выслушав объяснение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении по следующим основаниям.

В материалах данного дела имеется копия постановления главы Григорьевского сельского поселения от 30.06.2006 года «О предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года Владимировой Т.А.», где указано, о том, что глава Григорьвского сельского поселения Северского района предоставил в аренду Владимировой Т.А. земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: ст.<адрес> для использования в целях введения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., сроком на три года. (л.д.9).

Согласно договора аренды земельного участка от 17.09.2008 года администрация муниципального образования Северский район, в лице заместителя главы администрации муниципального образования Северский район Мусатова В.В. и Владимирова Т.А. заключили договор о предоставлении во временное владение и пользование земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым общей площадью кв.м., расположенный в ст. <адрес> по <адрес> , Северского района Краснодарского края. (л.д. 11-13).     

Согласно имеющейся в материалах данного дела копии кадастрового плана земельного участка для введения личного подсобного хозяйства от 25.07.2007 года с кадастровым номером , расположенного в ст. <адрес> <адрес> , <адрес> Краснодарского края, площадь данного земельного участка составляет <данные изъяты> квадратных метров (л.д. 6-8).

Согласно копии решения Северского районного суда от 21.07.2008 года, суд обязал администрацию муниципального образования <адрес> заключить с Владимировой Т.А. договор аренды земельного участка, расположенного в ст.<адрес> по <адрес> . (л.д.16).

Из имеющейся в данном деле сообщения заместителя главы администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края Мусатова В.В., видно, что администрация муниципального образования Северский район предлагает Владимировой Т.А. предоставить правоустанавливающие документы на строение, а также повторно обратиться в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Приобретение в собственность бесплатно арендуемого земельного участка не предусмотрено нормами Земельного кодекса РФ. (л.д. 10).

Отказа администрации муниципального образования Северский район от заключения с Владимировой Т.А. договора купли-продажи земельного участка не основан на нормах действующего законодательства. Поэтому исковые требования Владимировой Т.А. о возложении на ответчика обязанности заключить с Владимировой Т.А. договор купли-продажи спорного по данному делу земельного участка подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Владимировой Татьяны Анатольевны к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства - удовлетворить.

Признать за Владимировой Татьяной Анатольевной право на приобретение земельного участка, площадью квадратных метров, расположенного по адресу: ст.<адрес> Северского района Краснодарского края, для ведения личного подсобного хозяйства, в собственность за плату.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Северский район заключить с Владимировой Татьяной Анатольевной договор купли-продажи земельного участка, предназначенного для введения личного подсобного хозяйства, из земель поселений, расположенного в станице <адрес> Северского района Краснодарского края, площадью <данные изъяты> квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней, со дня ознакомления с мотивированным решением.

Судья         И.В.Слипченко