Решение по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО `ФСК ЕЭС`, ООО `Энергостройкомплекс`, ЗАО ПТП `Донэнергоремонт` о приостановлении деятельности.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская.                            09 сентября 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Матякина Е.Е.

с участием заместителя прокурора Северского района Кочубей И.С.

представителя ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» по доверенности Медведевой А.И.

при секретаре: Проскуряковой И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Энергостройкомплекс», ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением требований Федерального законодательства и создающей опасность причинения вреда в будущем.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Энергостройкомплекс», ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением требований Федерального законодательства и создающей опасность причинения вреда в будущем.

В обоснование заявленных требований прокурор Северского района в своем заявлении указал, о том, что 03.08.2011 прокуратурой Северского района с привлечением специалистов отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Северский район проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства. Установлено, что ОАО «ФСК ЕЭС» является заказчиком строительства на территории Северского района Краснодарского края объекта капитального строительства «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная». В соответствии с договором № Ц/01, заключенного 01.04.2008 между ОАО «ФСК ЕЭС» я ОАО «ЦИУС ЕЭС» последнее выполняет от имени и за счет ОАО «ФСК ЕЭС» функции заказчика-застройщика, связанные со строительством, реконструкцией, модернизацией, перевооружением, выполнением ПИР и т.п. объектов, принадлежащих ОАО «ФСК ЕЭС». Согласно договора подряда № 50/7, заключенного 20.05.2010 между ОАО «ФСК ЕЭС» (заказчик) в лице заместителя генерального директора ОАО «ЦИУС ЕЭС» и ООО «Севкавказэлектрострой» -подрядчик, последний обязан осуществить работы по разработке рабочей документации и строительству «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная». В соответствии с договором подряда № 50/7-2с, заключенного 23.06.2010 между ООО «Севкавказэлектрострой» -подрядчик и ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» субподрядчик последний обязан осуществить работы по строительству объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная». С ноября 2010 года ООО «Севкавказэлектрострой» сменило название на ООО «Энергостройкомплекс». Проверкой установлено, что в настоящее время в районе х. Новопетровский Северского района осуществляется строительство объекта капитального строительства -линейного объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная». В соответствии с ч. 1, 2, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство. Таким образом, можно сделать вывод о том, что разрешение на строительство как акт публичной власти признает действия строителей легитимными, т.е. не нарушающими нормы права, что свидетельствует о наличии надлежащим образом подготовленной проектно-сметной документации, оформленных в соответствии с требованиями земельного законодательства документах на земельный участок, выделенный для строительства, и т.д. Однако, в нарушение вышеуказанных требований закона строительство линейного объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» на территории Северского района осуществляется в отсутствии выданного в установленном законом порядке разрешения на строительство. Указанные нарушения подтверждаются информациями отдела архитектуры и градостроительства МО Северский района от 04.08.2011 и от 15.07.2011 с соответствующими фототаблицами приложение № 1 и № 2; объяснениями представителя ОАО «ФСК ЕЭС» П.О. приложение № 3; объяснениями заместителя главного инженера по строительству ЛЭП ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» М.С. приложение № 4; объяснениями бригадира ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» М.Г.. приложение № 6; постановлением главы муниципального образования Северский район № 2567 от 28.08.2009 приложение № 7; положительным заключением государственной экспертизы № 047-11/ГТЭ-6836/02 от 20.01.2011 приложение № 8; договором на выполнение функций заказчика-застройщика № Ц/01 от 01.04.2008 приложение № 9; договора подряда № 50/7 от 20.05.2010 приложение № 10; договором подряда № 50/7-2с от 23.06.2010 приложение № 11. Кроме того, в силу требований ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации и таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Проект рекультивации земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на которых осуществляется строительство исследуемого линейного объекта не утвержден. Проведенной проверкой установлено, что строительство исследуемого линейного объекта ведется в условиях отсутствия надлежащим образом оформленных земельных участков, в том числе из земель лесного фонда, а также наличия ряда нерешенных вопросов в части согласования, подписания и оплаты договоров аренды и соглашений о компенсации убытков землепользователям по участкам прохождения линии электропередач приложение №3. Проведение строительно-монтажных работ по возведению линейного объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» без разрешения на строительство создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, которые могут находиться на объекте во время строительства, а также после его завершения, либо находится вблизи с объектом, а также законным пользователям земельных участков на которых ведется строительство ЛЭП. Возводимый объект может обрушиться из-за возможно неправильно рассчитанной несущей способности. Строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство нарушает полномочия муниципального образования Северский район по планировке и застройке территории. Просит суд: приостановить деятельность ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Энергостройсервис», ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» по строительству объекта капитального строительства «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» в административно-территориальных границах муниципального образования Северский район, до устранения нарушений земельного и градостроительного законодательства -получения разрешения на строительство, оформление в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок; в целях обеспечения иска до рассмотрения дела по существу запретить ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Энергостройсервис», ЗАО ПТП «Донэнергоремонт», а также любым иным физическим и юридическим лицам, осуществлять строительство «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» в административно-территориальных границах муниципального образования Северский район, до устранения нарушений градостроительного законодательства до устранения нарушений градостроительного и природоохранного законодательства. Решения суда обратить к немедленному исполнению. Оплату государственной пошлины возложить на ответчиков.

Заместитель прокурора Северского района Кочубей И.С. в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ООО «Энергостройкомплекс» в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о слушании дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в связи с незамедлительностью принятия решения.

Представитель ответчика ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» по доверенности Медведева А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора Северского района не признал, предоставил суду отзыв согласно которого 20 мая 2010 года ООО «Севкавказэлектрострой» заключил договор подряда № 50/7 с ОАО «ФСК ЕЭС», тем самым взяв на себя обязательство по осуществлению строительных работ. Согласно ч.1, 2 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капительного строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Из ст.ст. 706, 716, 719, 743 ГК РФ следует, что на подрядчика возложена обязанность осуществления строительства, включая его организацию, только при условии наличия соответствующего пакета документов, в том числе необходимых разрешений. Однако, подрядчик не предпринял необходимых и достаточных мер, таких как истребование у заказчика соответствующего разрешения для осуществления строительных работ. Исходя из изложенного, подрядчик только при наличии разрешения имел право осуществлять работы по ведению строительства объекта, в том числе заключать договоры с субподрядчиками. Однако, подрядчик в целях реализации обязанностей по организации строительства 23 июня 2010 года заключил с ОАО ПТП «Донэнергоремонт» договор № 50/7-2С, приняв тем самым на себя обязательства по осуществлению контроля за ходом и качеством проводимых субподрядчиком работ по строительству объекта: ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная» от уг. 1 до уг.30, строительству заходов ВЛ 500 кВ Тихорецкая-Крымская с ПС Крымская протяженностью 10,19 км. Тем самым подрядчик осуществлял организацию строительства объекта путем привлечения субподрядчика при отсутствии разрешения на строительство, а также, не выдал последнему распоряжение на приостановление деятельности. Считают, что ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» не несет бремя ответственности за нарушение требований строительного законодательства РФ, поскольку никоем образом не мог устранить данные нарушения. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору Северского района - отказать.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в ходе судебного заседания показал, что приостановлением строительства объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» противоречит общественным интересам и повлечет неблагоприятные последствия для Краснодарского края в виде снижения надежности энергоснабжения Юго-западного района объект.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Северского района требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Судом установлено ОАО «ФСК ЕЭС» является заказчиком строительства на территории Северского района Краснодарского края объекта капитального строительства «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная». В соответствии с договором № Ц/01, заключенного 01.04.2008 между ОАО «ФСК ЕЭС» я ОАО «ЦИУС ЕЭС» последнее выполняет от имени и за счет ОАО «ФСК ЕЭС» функции заказчика-застройщика, связанные со строительством, реконструкцией, модернизацией, перевооружением, выполнением ПИР и т.п. объектов, принадлежащих ОАО «ФСК ЕЭС». Согласно договора подряда № 50/7, заключенного 20.05.2010 между ОАО «ФСК ЕЭС» (заказчик) в лице заместителя генерального директора ОАО «ЦИУС ЕЭС» и ООО «Севкавказэлектрострой» -подрядчик, последний обязан осуществить работы по разработке рабочей документации и строительству «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная». В соответствии с договором подряда № 50/7-2с, заключенного 23.06.2010 между ООО «Севкавказэлектрострой» -подрядчик и ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» субподрядчик последний обязан осуществить работы по строительству объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная». С ноября 2010 года ООО «Севкавказэлектрострой» сменило название на ООО «Энергостройкомплекс». Однако до настоящее времени в нарушение градостроительного законодательства разрешение на строительство не получено.

Объект «ВЛ 50 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» включен в перечень «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020», ободренной Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 года № 215-р.

В соответствии с разработанной схемой территориального планирования Краснодарского края, соглашением о взаимодействии администрации Краснодарского края и ОАО РАО «ЕЭС России» при реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Краснодарского края от 17.02.2007 года, постановлением главы муниципального образования Северский район от 28.08.2009 года № 2567 и актом выбора от 19.06.2009 года земельного участка под строительство согласовано место размещения «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» на территории Северского района.

Основными задачами, которые будут решены с вводом объекта, это обеспечение дополнительного источника мощности для Сочинского региона в период строительства олимпийских и инфраструктурных объектов в районе г. Сочи; повышение надежности энергоснабжения потребителей Сочинского региона, в том числе и в период проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в гор. Сочи Краснодарского края; повышение уровня системной надежности Краснодарской энергосистемы в целом, предназначено для обеспечения необходимой надежности электроснабжения потребителей в послеаварийных режимах, связанных с отключением «ВЛ 500 кВ Тихорецк- Крымская или Ставропольская ГРЭС-ПС Центральная».

От своевременного ввода и стабильной работы «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» зависит надежность электроснабжения промышленных предприятий Краснодарского края, среди которых Апшеронский завод «Лессельмаш», Хадыженский машиностроительный завод, Хадыженский хлебокомбинат и другие.

Строительство объектов «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» ведется в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, что подтверждается заключением ФГУ «Главгосэкспертиза России» № 047-11/ГГЭ-6836/02, согласно которого строительство соответствует результатам инженерных изысканий и установленным требованиям, при этом отсутствие разрешение на строительство обусловлено сбором разре6шительной документации двух субъектов Российской Федерации, часть электролинии проходит по территории Республики Адыгея. За допущенные нарушения первым заместителем руководителя управления государственного строительного надзора Краснодарского края юридические лица ЗАО «ПТП Донэнергоремонт», ООО «Энергостройкомплекс», ООО «ФСК ЕЭС» признаны виновными в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в пределах санкции указанной статьи.

Таким образом приостановлением строительства объекта «ВЛ 500 кВ Крымская-Центральная с расширением ПС 500 кВ Крымская и ПС 500 кВ Центральная» противоречит общественным интересам и повлечет неблагоприятные последствия для Краснодарского края в виде снижения надежности энергоснабжения Юго-западного района.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Энергостройкомплекс», ЗАО ПТП «Донэнергоремонт» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением требований Федерального законодательства и создающей опасность причинения вреда в будущем - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней.

Судья                                                     Матякин Е.Е.