Решение по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 46 о признании незаконным бездействия администрации МО Северский район по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                                                                                   19 сентября 2011 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи: Матякина Е.Е.

с участием помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И.

представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности Кулисовой Т.П.

директора МОУ СОШ №46 Нипиющей Л.П.

при секретаре: Проскуряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северский район, муниципальному образовательному учреждению средняя школа №46 Северского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по не соблюдению требований санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МОУ СОШ № 46.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район, муниципальному образовательному учреждению средняя школа №46 Северского района об обязании администрации муниципального образования Северский район устранить нарушения норм эпидемиологической и пожарной безопасности и осуществить возведение ограждения школы, а также установить новые межэтажные двери в количестве 5 штук, между первым и вторым этажом с левой и правой стороны здания с доводчиками и уплотнениями в притворах. Ссылаясь на то, что в результате обще-надзорной проверки, проведенной прокуратурой Северского района, установлено, что в МОУ СОШ № 46 не соблюдаются санитарные нормы и правила: территория школы не имеет ограждения со стороны автодороги Краснодар-Новороссийск -поля-ул.Кирова общей протяженностью около 600 метров, чем нарушены требования п.2.3.2. СанПин 2.4.2.1178-02, кроме этого проверкой установлено, что в школе на начало учебного года межэтажные двери между первым и вторым этажом (слева и справа) не оборудованы доводчиками-приспособлениями для самозакрывания, с уплотнителями в притворах, чем нарушены требования п. 6.18 СНиП 21.01.97. Бездействие администрации Муниципального Образования Северский район, а также образовательного учреждения МОУ СОШ № 46 выражается в нарушении интересов несовершеннолетних учащихся школы и педагогического коллектива, оно создает реальную опасность возникновения заболеваний и травматизма несовершеннолетних, что нарушает гарантированное ст. 41 Конституции РФ право граждан на охрану здоровья, равно как и гарантированное ст. 37 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор иск поддержала, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит суд: признать бездействия администрации муниципального образования Северский район незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушения норм эпидемиологической и пожарной безопасности и осуществить возведение ограждения школы, а также установить новые межэтажные двери в количестве 5 штук, между первым и вторым этажом с левой и правой стороны здания с доводчиками и уплотнениями в притворах.

Ответчик представитель администрации муниципального образования Северский район по доверенности Кулисова Т.П. в судебном заседании пояснила о том, что не согласна с исковыми требованиями, предоставила суду отзыв согласно которого в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, необходимое для осуществления образовательного процесса на территории района, находится в собственности муниципального образования Северский район и в соответствии с Гражданским кодексом РФ закреплено на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями Северского района. Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 поселка городского типа Черноморского муниципального образования Северский район (далее-Устав) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 поселка городского типа Черноморского муниципального образования Северский район (далее-Учреждение) является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, вправе приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным* за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, назначением имущества и договором между учреждением и учредителем. Согласно п.3.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 46 поселка городского типа Черноморского муниципального образования Северский район Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества обязуется осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Учреждения, а также вести в установленном порядке необходимую документацию, акты приема передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества. Уставом определено, что развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах собственных и закрепленных за учреждением средств (ст. 32 Закона «Об образовании»). Источником же формирования имущества и финансовых ресурсов "Учреждения, являются, в том числе и бюджетные средства. Также Учреждение с момента фактического поступления имущества в оперативное управление в порядке, предусмотренном, действующим законодательством, обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание. Муниципальное образование Северский район имеет собственный бюджет (местный бюджет). Использование органами местного самоуправления муниципального образования Северский район иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципального образования Северский район не допускается, что определено ст. 66 Устава муниципального образования Северский район (в редакции от 21.04.2011г.). Расходы бюджета муниципального образования Северский район осуществляются на обеспечение решения вопросов местного значения в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходование средств бюджета муниципального образования Северский район осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования Северский район и в пределах, установленных Советом муниципального образования Северский район. В настоящее время на территории района действует районная целевая программа «Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в Северском районе на 2011-2013 годы», цель которой заключается в обеспечении безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: антитеррористической, пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений. В рамках указанной Программы ведется планомерная и поступательная работа по обеспечению образовательных учреждений мерами пожарной и антитеррористической безопасности, в части возведения ограждения Учреждения изготовлена проектно-сметная документация. Администрация муниципального образования Северский район, как орган исполнительной власти осуществляет организацию контроля за исполнением муниципальных программ. В соответствии с Уставом Учреждение с момента фактического поступления имущества в оперативное управление в порядке, предусмотренном действующим законодательством, обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание. Вместе с тем Учреждение находится в ведомственном подчинении управления образованием администрации муниципального образования Северский район, в адрес которого в случае необходимости директор Учреждения обращается о выделении дополнительного финансирования на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства. Далее управление образованием обеспечивает организацию работы по составлению дефектных ведомостей для разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию объектов образования. Согласно информации, управление образованием ходатайствует перед Советом муниципального образования Северский район по вопросу дополнительного финансирования лишь после проведения обще-надзорной проверки прокуратурой Северского района Учреждения (письмо управления образованием), что также подтверждает, что в действиях (бездействии) администрации муниципального образования нарушений законодательства Российской Федерации нет. Просит суд отказать в удовлетворении заявления прокурора Северского района.

Директор МОУ СОШ №46 Нипиющая Л.П. в судебном заседании заявление прокурора признала в полном объеме.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Северского района была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в МОУ СОШ № 46 не соблюдаются санитарные нормы и правила: территория школы не имеет ограждения со стороны автодороги Краснодар-Новороссийск -поля - ул.Кирова общей протяженностью около 600 метров, чем нарушены требования п.2.3.2. СанПин 2.4.2.1178-02, кроме этого проверкой установлено, что в школе на начало учебного года межэтажные двери между первым и вторым этажом (слева и справа) не оборудованы доводчиками-приспособлениями для самозакрывания, с уплотнителями в притворах, чем нарушены требования п. 6.18 СНиП 21.01.97.

Ст. 51 Закона РФ «Об образовании» устанавливает правило в соответствии с которым образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 2 федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6.03.2006г. установлены основные принципы противодействия терроризму, которые включают: приоритет мер по предупреждению терроризма, минимизацию последствии проявления терроризма, системность и комплексное использование политических, системно-пропагандистских, специальных и иных мер противодействия терроризму. Наличие установленных значительных дефектов ограждения не препятствует свободному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.

В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Согласно ст.ст.8, 28 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. в редакции от 30.12.2008г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания и выполняться требования санитарного законодательства. МОУ СОШ № 46 является муниципальным образовательным учреждением и в соответствии со ст. 120, 196 Гражданского кодекса РФ владеет муниципальным имуществом на праве оперативного управления. Данное имущество в соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского кодекса РФ принадлежит на праве собственности администрации МО Северский район, которая в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя его содержания. Самостоятельно устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, для которых требуется произвести денежные затраты, МОУ СОШ № 46 не в состоянии, поскольку финансируется учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. № 131-ФЗ в редакции от 10.06.2008г. регламентирует деятельность администрации местного самоуправления следующим образом: ст. 15 этого закона говорит о том, что к вопросам компетенции муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со п.4 ст. 37 Устава муниципального образования Северский район, принятого 11.10.2007г. администрация муниципального образования Северский район обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустраивает прилегающие к ним территории.

Таким образом, бездействие администрации Муниципального Образования Северский район, а также образовательного учреждения МОУ СОШ № 46 в нарушении интересов несовершеннолетних учащихся школы и педагогического коллектива, создает реальную опасность возникновения заболеваний и травматизма несовершеннолетних, а потому суд считает, что исковые требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северский район, муниципальному образовательному учреждению средняя школа №46 Северского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по не соблюдению требований санитарно - эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МОУ СОШ № 46 - удовлетворить.

Признать бездействия администрации муниципального образования Северский район незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушения норм эпидемиологической и пожарной безопасности и осуществить возведение ограждения школы, а также установить новые межэтажные двери в количестве 5 штук, между первым и вторым этажом с левой и правой стороны здания с доводчиками и уплотнениями в притворах.

Взыскать с администрации муниципального образования Северского района в доход государства пошлину в размере 2000 /две тысячи/ рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда через Северский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                         Матякин Е.Е.