РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Северская 22 сентября 2011 года Северский районный суд Краснодарского края в составе: судьи: Бородинова В.В., с участием: помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А., представителя администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края Кулисовой Т.П., предоставившей доверенность № 01-6/2956 от 01.06.2011 года, директора МОУ средней общеобразовательной школы № 49 Котовой Н.В., предоставившей приказ №№ от 06.12.2010 г., при секретаре Прутько Л.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Северского района к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействий администрации Муниципального образования Северский район по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №49 незаконными, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействий администрации Муниципального образования Северский район по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МБОУ СОШ № 49 незаконными, ссылаясь на то, что в результате проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях в 2011 году установлено, что в МБОУ СОШ № 49, расположенной по адресу: <адрес> не соблюдаются нормы пожарной безопасности: - на путях эвакуации стены окрашены горючими материалами, в связи с чем нарушены требования п.2 ст.4 п.1 ст.151 123 _ ФЗ от 22.07.2009 г. п.53 ППБ 01-03; - автоматическая пожарная сигнализация в актовом зале выполнена с нарушениями требований норм и правил (отсутствуют короба), в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. СП 5.13130.2009; - отсутствуют доводчики на дверях ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123 - ФЗ от 22.07.09 г. п.34 ППБ 01-03; - сломан ручной пожарный извещатель на втором этаже, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. СП 5.13130.2009; - отсутствует ограждение по периметру кровли, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. п.41 ППБ 01-03; - отсутствует лестница на кровле здания имеющей перепад высот более 1 м., в связи с чем нарушены п.2 ст.41 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. п.8.7 СНиП 21-01-97. МБОУ СОШ №49 является муниципальным образовательным учреждением и в соответствии со ст.120, 196 ГК РФ владеет муниципальным имуществом на праве собственности администрации МО Северский район, которая несет бремя его содержания. Самостоятельно устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, для которых требуется произвести денежные затраты, МБОУ СОШ №46 не в состоянии, поскольку финансируется учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов. Бездействие администрации Муниципального образования Северский район, а также образовательного учреждения МБОУ СОШ №49 выражается в нарушении интересов несовершеннолетних, что нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на охрану здоровья, а так же на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, а также на получение информации по вопросам пожарной безопасности. Просит признать бездействие администрации муниципального образования Северский район незаконными. Обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить в здании МБОУ СОШ №49 нарушения норм пожарной безопасности и осуществить следующие мероприятия: с путей эвакуации со стен удалить горючий материал; установить автоматическую пожарную сигнализацию в актовом зале с соблюдением требований норм и правил; установить доводчики на дверях ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки; отремонтировать ручной пожарный извещатель на втором этаже здания; установить ограждение по периметру кровли; установить лестницу на кровле здания, имеющей перепад высот более 1 м. В судебном заседании, помощник прокурора Северского района в судебном заседании отказался от исковых требований в части обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушения норм пожарной безопасности и осуществить следующие мероприятия: с путей эвакуации со стен удалить горючий материал; установить доводчики на дверях ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки; отремонтировать ручной пожарный извещатель на втором этаже здания; установить лестницу на кровле здания, имеющий перепад высот более 1 м. На остальной части исковых требований, изложенных в исковом заявлении, помощник прокурора настаивал, просил признать незаконным бездействие администрации МО Северский район по не соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №49. Просил суд, обязать администрацию МО Северский район установить автоматическую пожарную сигнализацию в актовом зале с соблюдением требований норм и правил; установить ограждение по периметру кровли. Представитель администрации муниципального образования Северский район в судебном заседании возражал против заявленных прокурором требований, так как школа собственных средств не имеет и полностью финансируется из местного бюджета, согласно утвержденной смете расходов, средства для установки пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре отсутствуют. Представитель МБОУ СОШ № 49 Северский район признала требования прокурора и пояснила, что в школе действительно имеются указанные выше нарушения, на устранение которых у МБОУ СОШ №49 средств администрацией МО Северский район не выделено. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям: На территории Северского района Краснодарского края зарегистрирована и осуществляет свою деятельность МБОУ СОШ № 49, что подтверждается пояснениями сторон и уставом указанного образовательного учреждения. Учреждение является субъектом с правом юридического лица.Согласно п. 1.1 Устава школы, ее учредителем является Муниципальное образование Северский район. В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеоразовательным учреждением СОШ №49 <адрес> № от 12 марта 2010 г. /л.д.6-8/, здание школы передано МБОУ СОШ №49 в оперативное управление. Как следует из представленного акта проверки, отделением государственного пожарного надзора по Северскому району от 11 августа 2011 года, в ходе проверки МБОУ СОШ №49, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в здании МБОУ СОШ №49 не соблюдаются нормы пожарной безопасности: - на путях эвакуации стены окрашены горючими материалами, в связи с чем нарушены требования п.2 ст.4 п.1 ст.151 123 _ ФЗ от 22.07.2009 г. п.53 ППБ 01-03; - автоматическая пожарная сигнализация в актовом зале выполнена с нарушениями требований норм и правил (отсутствуют короба), в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. СП 5.13130.2009; - отсутствуют доводчики на дверях ведущих из поэтажных коридоров в лестничные клетки, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123 - ФЗ от 22.07.09 г. п.34 ППБ 01-03; - сломан ручной пожарный извещатель на втором этаже, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. СП 5.13130.2009; - отсутствует ограждение по периметру кровли, в связи с чем нарушены п.2 ст.4 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. п.41 ППБ 01-03; - отсутствует лестница на кровле здания имеющей перепад высот более 1 м., в связи с чем нарушены п.2 ст.41 п.1 ст.151 123-ФЗ от 22.07.2009 г. п.8.7 СНиП 21-01-97 /л.д61-62/. На основании акта проверки органа государственного контроля, органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 22 сентября 2011 года, в здании муниципального образовательного учреждения СОШ №49, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: в помещении актового зала автоматическая пожарная сигнализация выполнена с нарушениями требований норм и правил, а так же отсутствие ограждения по периметру кровли /л.д.78/. Остальные нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора устранены. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности. Статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ указывает на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что данные правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно Норм пожарной безопасности /НПБ 110-03/, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 года № 315 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации /табл. 1 гр.9/. Согласно Норм пожарной безопасности / НПБ 104-03/, утвержденными Приказом Министерства по делам ГО и СЧ от 20 июня 2003 года № 323 школы должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии со СНиП 02.08.02-89 «общественные здания и сооружения» - пп.1.1.2. общеобразовательных учреждений /в т.ч. школы/ отнесены к категории зданий и помещений общественного назначения. Таким образом, судом установлено, что в нарушении указанных Норм и Правил пожарной безопасности в здании МБОУ СОШ №49 Северского района допущены нарушения пожарной безопасности, что создает реальную опасность возникновения травматизма несовершеннолетних, а так же право граждан на охрану здоровья и на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Как установлено судом, МБОУ СОШ № 49 Северского района, являясь муниципальным учреждением, финансируется за счет средств местного бюджета учредителем - администрацией муниципального образования Северский район. Согласно, Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г № 609-ФЗ обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. № 131 - ФЗ в редакции от 10.06.2008г. регламентирует деятельность администрации местного самоуправления следующим образом: ст. 15 этого закона говорит о том, что к вопросам компетенции муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций. Ст. 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 153-ФЗ предусматривает правило, в соответствии с которым противодействие в Российской Федерации строится на принципах обеспечивающих защиту прав и свобод граждан и минимизации последствий проявлений терроризма. Пунктами 5 и 7 постановления Правительства РФ от 19.03.2001 (в редакции от 20.07.2007г.) № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» установлено, что общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, настоящим Типовым положением, а также осуществляет обучение и воспитание личности, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для развития личности. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 1 и 4 ст.35 Устава муниципального образования Северский район, принятого 19.12.2007г. администрация муниципального образования Северский район организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустраивает прилегающие к ним территории. Статья 120 ГК РФ так же указывает на то, что учреждение финансируется собственником полностью или частично. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В силу п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 года «Об образовании», на образовательные учреждения возложена обязанность создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся. Как пояснила представитель школы, из бюджета района школе не выделялось денежных средств на устранение указанных выше нарушенных норм пожарной безопасности, а собственных средств на эти цели школа не имеет. Таким образом, МБОУ СОШ № 49 Северского района не имеет собственных денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности, при этом законом на учредителя и собственника имущества учреждения - администрацию МО Северского района, возложена обязанность осуществлять финансирование указанного образовательного учреждения из средств местного бюджета, нести ответственность по их обязательствам в случае недостаточности у них собственных средств. Судом установлено, что непосредственное распределение средств бюджета района по указанным общеобразовательным учреждениям осуществляет администрация МО Северского района, также судом установлено, что на учреждение и его руководителя возложена непосредственная обязанность выполнять требования пожарной безопасности. При таких обстоятельствах суд считает возможным заявление прокурора удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушение пожарной безопасности путем финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности указанного общеобразовательного учреждения. В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. В силу п.4 ч.1 ст.333.35 НК РФ, МО Северский район освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Северского района к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействий администрации Муниципального образования Северский район по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №49 незаконными - удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования <адрес> по непринятию мер пожарной безопасности в МБОУ СОШ №49, расположенной в <адрес>, незаконными. Обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушение норм пожарной безопасности и осуществить следующие мероприятия в МБОУ СОШ №49, расположенной в <адрес>: - установить автоматическую пожарную сигнализацию в актовом зале с соблюдением требований норм и правил; - установить ограждение по периметру кровли. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Бородинов В.В.