Решение по исковому заявлению прокурора Северского района о признании бездействия администрации МО Северский район по несоблюдению требований зак-ва о пож. безоп. в МОУ СОШ №21 незаконными.



       Дело № -2- 1286/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                                    19 сентября 2011 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи:                                               Бородинова В.В.,

с участием: помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,

представителя администрации муниципального образования Северский район Кулисовой Т.П., предоставившей доверенность № 01-6/2956 от 01.06.2011 г.,

директора Муниципального образовательного учреждения СОШ №21 Юник О.А., предоставившей приказ № от 30.05.2011 г.,

при секретаре         Прутько Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Северского района о признании бездействия администрации Муниципального образования Северский район по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении СОШ №21,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействий администрации МО Северский район, несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности при организации образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении СОШ №21 незаконными, ссылаясь на то, что 11 августа 2011 года, в результате проведенной проверки прокуратурой района совместно с инспектором отдела государственного пожарного надзора Северского района на соблюдение требований пожарной безопасности в здании муниципального образовательного СОШ №21 (далее МОУ СОШ №21), расположенного по адресу: <адрес>, согласно акта проверки №23/9.40-876 от 11.08.2011 года, в нарушение норм пожарной безопасностис путей эвакуации не демонтирован горючий материал (панели ПВХ, краска); электрические сети эксплуатируются с нарушениями ПУЭ; здания и помещения не оборудованы в полном объеме автоматической пожарной сигнализацией; отсутствуют межэтажные двери; не проводится перекатка рукавов в пожарных кранах; лампы накаливания эксплуатируются без защитных колпаков; пожарные краны внутреннего водопровода №1 и №2 в здании школы не укомплектованы; не проведена сезонная проверка наружного противопожарного водоснабжения; электрораспределительные коробки не закрыты крышками.

МОУ СОШ №21 является муниципальным учреждением и в соответствии со ст.120, 196 ГК РФ владеет муниципальным имуществом на праве оперативного управления. Данное имущество в соответствии с ч.2 ст.48 ГК РФ принадлежит на праве собственности администрации МО Северский район, которая в силу ст.210 ГК РФ несет бремя его содержания. Самостоятельно устранить нарушения требований пожарной безопасности, МОУ СОШ №21 не в состоянии, поскольку финансируется учредителем в пределах установленных соответствующей сметой расходов.

Администрацией МО Северский район финансирование МОУ СОШ №21 в части обеспечения пожарной безопасности не производится.

Бездействие администрации МО Северский район выражается в нарушении интересов малолетних воспитанников и педагогического коллектива в том, что не соблюдение других норм пожарной безопасности, препятствует своевременному предостережению людей от пожара, эвакуации и спасения людей, что нарушает гарантированное ст.41 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Прокурор Северского района просит признать бездействия администрации муниципального образования Северский район по непринятию мер пожарной безопасности в МОУ СОШ №21, расположенном в <адрес> незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить выявленные нарушения норм пожарной безопасности, а именно: с путей эвакуации демонтировать горючий материал (панели ПВХ, краску); здания и помещения оборудовать в полном объеме автоматической пожарной сигнализацией; установить межэтажные двери; провести перекатку рукавов в пожарных кранах; на лампы накаливания установить защитные колпаки; укомплектовать пожарные краны внутреннего водопровода №1 и №2 в здании школы; осуществить сезонную проверку наружного противопожарного водоснабжения; электрораспределительные коробки закрыть крышками.

В судебном заседании помощник прокурора Северского района Краснодарского края в части исковых требований об осуществлении сезонной проверки наружного противопожарного водоснабжения в МОУ СОШ №21 отказался, так как согласно предоставленной администрацией Черноморского городского поселения Северского района, пожарный водоем, расположенный в <адрес>, находится в муниципальной собственности Черноморского городского поселения. На остальных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации Муниципального образования Северский район в судебном заседании заявленные требования прокурора не признает, в связи с тем, что они не основаны на нормах действующего законодательства РФ, МОУ СОШ №21 собственных средств не имеет и полностью финансируется из местного бюджета, средства для установки пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре отсутствуют.

Представитель МОУ СОШ №21 в судебном заседании показала, что в МОУ СОШ №21 действительно имеются вышеуказанные нарушения норм пожарной безопасности, однако средств на их устранение не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На территории Северского района Краснодарского края зарегистрирован и осуществляет свою деятельность МОУ СОШ №21, что подтверждается пояснениями сторон и уставом указанного образовательного учреждения. Учреждение является субъектом с правом юридического лица. Согласно п.1.1 Устава МОУ СОШ №21, его учредителем является администрация Муниципального образования Северский район. Согласно п.6.3 Устава МОУ СОШ №21 его деятельность финансируется учредителем /л.д.8-28/. Здание детского сада передано в оперативное управление собственником данного объекта недвижимости - администрацией муниципального образования Северский район. Данное обстоятельство подтверждается договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МОУ СОШ №21 от 18.03.2010 г. №л.д.36-37/.

Согласно акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности №23/9.40-876 от 11 августа 2011 года, установлено, что в здании МОУ СОШ №21, расположенном по адресу: <адрес>, имеются нарушения норм пожарной безопасности, а именно: с путей эвакуации не демонтирован горючий материал (панели ПВХ, краска); электрические сети эксплуатируются с нарушениями ПУЭ; здания и помещения не оборудованы в полном объеме автоматической пожарной сигнализацией; отсутствуют межэтажные двери; не проводится перекатка рукавов в пожарных кранах; лампы накаливания эксплуатируются без защитных колпаков; пожарные краны внутреннего водопровода №1 и №2 в здании школы не укомплектованы; не проведена сезонная проверка наружного противопожарного водоснабжения; электрораспределительные коробки не закрыты крышками.

На основании справки администрации Черноморского городского поселения Северского района №2504 от 16.09.11 г., пожарный водоем, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Черноморского городского поселения /л.д.49/.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, возмещение ущерба, причиненного пожаром, а также на получение информации по вопросам пожарной безопасности.

Пунктом «г» ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» предусмотрена обязанность организаций создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Статья 18 указанного закона закрепляет право граждан на защиту жизни и здоровья личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В том числе закреплена обязанность руководителей соблюдать требования пожарной безопасности. Статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ указывает на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что данные правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно Норм пожарной безопасности /НПБ 110-03/, утвержденных Приказом Министерства по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 года № 315 здания общественного и административно-бытового назначения подлежат оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации /табл. 1 гр.9/.

Согласно п.3 указанных Норм пожарной безопасности тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией - проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Таким образом, судом установлено, что в нарушении указанных Норм и Правил пожарной безопасности в здании МОУ СОШ №21 нарушены нормы пожарной безопасности. Вышеуказанные нарушения, по мнению суда, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

             Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как установлено судом, МОУ СОШ № 21 Северского района, являясь муниципальным учреждением финансируется за счет средств местного бюджета учредителем - администрацией муниципального образования Северский район.

Согласно, Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г № 609-ФЗ обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В силу ст. 3 указанного Закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. № 131 - ФЗ в редакции от 10.06.2008г. регламентирует деятельность администрации местного самоуправления следующим образом: ст. 15 этого закона говорит о том, что к вопросам компетенции муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций. Ст. 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 153-ФЗ предусматривает правило, в соответствии с которым противодействие в Российской Федерации строится на принципах обеспечивающих защиту прав и свобод граждан и минимизации последствий проявлений терроризма. В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 120 ГК РФ так же указывает на то, что учреждение финансируется собственником полностью или частично. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным заявление прокурора удовлетворить и обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушения пожарной безопасности путем финансирования мероприятий по установке автоматической пожарной сигнализации и устранений допущенных нарушений правил пожарной безопасности в здании МОУ СОШ №21.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В силу п.4 ч.1 ст.333.35 НК РФ, МО Северский район освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Северского района Краснодарского края о признании бездействия администрации Муниципального образования Северский район, по несоблюдению требований пожарной безопасности в Муниципальном образовательном учреждении средняя образовательная школа №21 - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район по непринятию мер пожарной безопасности в МОУ СОШ №21, расположенном в <адрес> - незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушения норм пожарной безопасности в здании МОУ средняя образовательная школа №21, расположенной по адресу: <адрес>: с путей эвакуации демонтировать горючий материал (панели ПВХ, краску); здания и помещения оборудовать в полном объеме автоматической пожарной сигнализацией; установить межэтажные двери; провести перекатку рукавов в пожарных кранах; на лампы накаливания установить защитные колпаки; укомплектовать пожарные краны внутреннего водопровода №1 и №2 в здании школы; электрораспределительные коробки закрыть крышками.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                      Бородинов В.В.