Решение по иску Прокурора Северского района к Русаковой Е.В. о запрещении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будующем



Дело № 2-1452/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                                                                                                           13 октября 2011 года       

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи Борисихиной С.А.,

с участием заявителя - помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,

с участием ответчика индивидуального предпринимателя Русаковой Е.В.,

при секретаре Казанцевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Русаковой Елене Викторовне о запрещении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Северского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Русаковой Елене Викторовне о запрещении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем.

В обосновании заявленных требований указал, что Прокуратурой района 08.09.2011 совместно со специалистами Роспотребнадзора и ОНД по Северскому району МЧС РФ по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и пожарной безопасности в деятельности индивидуального предпринимателя Русаковой Елены Викторовны, эксплуатирующей кафе «От заката до рассвета», расположенное по адресу: Северский район, пгт. Афипский, ул. Ленина, 7, в результате которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательств. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Русакова Е.В. осуществляет реализацию алкогольной продукции в кафе «От заката до рассвета» без специального разрешения - лицензии. Прокурор Северского района просит: запретить эксплуатацию кафе «От заката до рассвета», расположенного по адресу: пгт. Афипский, ул. Ленина, 7 до устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о пожарной безопасности индивидуальному предпринимателю Русаковой Елене Викторовне, а также любым иным физически и юридическим лицам; решения суда обратить к немедленному исполнению; судебные издержки и государственную пошлину возложить на ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Северского района заявленные требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме.

Русакова Е.В. в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что в настоящее время ею активно ведутся работы по устранению выявленных нарушений и в ближайшее время все недостатки в деятельности кафе будут устранены.

Выслушав объяснения помощника прокурора Северского района, индивидуального предпринимателя Русакову Е.В., исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что указанные нарушения требований пожарной безопасности подтверждаются информацией начальника ОНД по Северскому району от 09.09.2011 года (л.д. 9 -10).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства: обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; и т.д.

В соответствии с п. 1 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, не зависимо от их организационно правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Вместе с тем, индивидуальный предприниматель Русакова Е.В. не выполняет положения указанных правил и норм, а именно: отсутствует АПС (п. 2 ст. 4 п.1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. СП 5.13130.2009 СП 5.13130.2009); отсутствует система оповещения людей о пожаре (п. 2 ст. 4 п.1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07. 09 г. СП 5.13130.2009 СП 4.13130.2009); эвакуационная дверь открывается не по ходу эвакуации (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 52 ППБ 01-03); имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 17 прил. 3 ППБ 01-03); отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п.п. прил. 3 ППБ 01-03); эксплуатируются поврежденные электрические розетки (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123- ФЗ от 22.07.09 г. п. 60 ППБ 01-03); электрические провода эксплуатируются на скрутках (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 60 ППБ 01-03); электрораспределительные коробки не закрыты крышками (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 60 ППБ 01-03); электроосветительные приборы эксплуатируются без колпаков рассеивателей предусмотренных конструкцией светильника (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 60 ППБ 01-03); электрические сети не проверены на сопротивление изоляции (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2, ст. 151 ч. 1; п. 57 ППБ 01-03) для обогрева применяется отопительный электрический прибор кустарного производства (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 60 ППБ 01-03), отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2, ст. 151, п. 6 ППБ 01-03); на окнах установлены глухие металлические решетки (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 40 ППБ 01-03); отсутствуют знаки пожарной безопасности (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 51 ППБ 01-03; отсутствует журнал проведения противопожарного инструктажа (п. 2 ст. 4 п.1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 7 ППБ 01-03); приказом не назначен ответственный за соблюдение требований ППБ (п. 2 ст. 4 п. 1 ст. 151, 123-ФЗ от 22.07.09 г, п. 8 ППБ 01-03); не определен приказом противопожарный режим: не определены и оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания рабочего дня (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4. п. 2, ст. 151 п. 1; п. 15 ППБ 01-03); не пройдено обучение мерам пожарной безопасности (постановление № 612 главы администрации Краснодарского края); места размещения первичных средств пожаротушения не обозначены знаками безопасности (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151 ч. 1, п. «27 ППБ 01-03); деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом (п. 2 ст. 4 п.1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 36 ППБ 01-03); не закрыто слуховое окно чердачного помещения (п. 2 ст. 4 п.1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.09 г. п. 44 ППБ 01-03); отсутствуют таблички с номером вызова пожарной охраны (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 13 ППБ 01-03); отсутствует указатель движения к ближайшему источнику противопожарного водоснабжения (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151, п. 90 ППБ 01-03); на кухне установлен газовый баллон (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. ст. 4 п. 2., ст. 151. п. 121, 162 ППБ 01-03).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и т.д.

Указанные нарушения в деятельности Русаковой Е.В. при эксплуатации кафе «От заката до рассвета» угрожают не только жизни и здоровью неопределенного круга лиц могут привести к несчастным случаям, возникновению пожаров, способствовать совершению террористической деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно- эпидемиологические (профилактические мероприятия); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказании услуг и т.д.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Проверка показала, что в ходе осуществления своей деятельности ИП Русаковой Е.В. допускаются нарушения санитарных норм и правил (л.д. 7-8).

Кроме того, в ходе проверки установлено, что ИП Русакова Е.В. осуществляет реализацию алкогольной продукции в кафе «От заката до рассвета» без специального разрешения - лицензии.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

В силу ст. 4 Закона Краснодарского края от 11.01.2006 № 981-КЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Краснодарского края» деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на территории Краснодарского края осуществляется при наличии лицензии.

Приказом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 31.03.2010 № 40 утвержден административный регламент, п. 1 которого установлено, что предоставление государственной услуги «Выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции территории Краснодарского края» осуществляется департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

Пунктом 3 Постановления главы администрации Краснодарского края от 31.01.2006 № 55 «О регулировании отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края» установлено, что лицензирующий орган осуществляет: государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, приостановление действия лицензий и обращение в суд для рассмотрения вопроса об их аннулировании; возобновление действия лицензий и так далее.

В силу ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Получению лицензии на реализацию алкогольной продукции предшествует ряд проверочных мероприятий органов осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на предмет соблюдения лицензионных требований, в том числе законодательств о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о пожарной безопасности, организациями, претендующими на получение такой лицензии.

Таким образом, осуществляя реализацию алкогольной продукции без лицензии, индивидуальный предприниматель Русакова Е.В. создает угрозу причинения вреда здоровью граждан при реализации такой продукции, не позволяет достигать целей, указанных в вышеприведенных нормативных документах.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.

Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, круг лиц которых определить невозможно, и могут привести к необратимым последствиям.

При таких обстоятельствах суд считат требования прокурора Северского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 210 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Русаковой Елене Викторовне о запрещении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем, удовлетворить.

Запретить эксплуатацию кафе «От заката до рассвета», расположенного по адресу: Северский район, пгт. Афипский, ул. Ленина, 7 до устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о пожарной безопасности индивидуальному предпринимателю Русаковой Елене Викторовне, а также любым иным физически и юридическим лицам.

Решения суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Русаковой Елены Викторовны государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета муниципального образования Северский район.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующая                                      С.А. Борисихина