Решение по иску прокурора Северского района к администрации МО Северский район о возложении обязанности



к делу № 2-1238/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст.Северская                                14октября2011года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                          Полозкова Е.И.,

при секретаре                                                                      Поповой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Северского района Комиссарова М.Г.,представителя ответчика администрации муниципального образования Северский район Кулисовой Т.П.,представителей третьих лиц,не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора,на стороне ответчика муниципального образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район Пясть С.В.и Управления образования администрации муниципального образования Северский район Романченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:осуществить ремонт ограждения школы,установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания,

                                         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район отношении муниципального образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район (далее в данном решении лицей) незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:осуществить ремонт ограждения школы,установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания.

         В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том,что в результате проведенной прокуратурой района общенадзорной проверки исполнениязаконодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательныхучреждениях в 2011 году установлено, что в муниципальном        образовательном МОУ лицей п.Афипского не соблюдаются санитарные нормы и правила.

      Из п.1.1 устава лицея следует,что учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Северский район.В соответствии с п.6.3устава лицея деятельность учреждения финансируется его учредителем.

      Здание,в котором осуществляется образовательный процесс вместе с пристройкамиМОУ лицей п.Афипского было передано в оперативное управление собственником данногообъекта недвижимости администрацией муниципального образования Северский районсогласно п.1.3 устава лицея и договора о закреплении муниципального имущества в оперативное управление от21.04.2010года № 25.

       Проверкой установлено,чтоограждение школы имеет значительные дефектыи данные обстоятельства отражены в справке старшего помощника прокурора Северского районаГафуровой Л.И. и зафиксированы на приложенных к заявлению прокурора Северского района фототаблицах.

            Дефекты ограждения образовательного учреждения являются нарушением п.2.3.2.Сан ПиН2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях».

Ст.51Закона РФ «Об образовании» устанавливает правило,в соответствии скоторым образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,воспитанников.

       Статьей2Федерального закона «О противодействии терроризму» от06.03.2006года № 35-ФЗ установлены основные принципы противодействия терроризму, которые включают приоритет мер по предупреждению терроризма,минимизацию последствий проявления терроризма,системность и комплексное использование политических,системно-пропагандистских,специальных и иных мер противодействия терроризму.Наличие установленных значительных дефектов ограждения не препятствует свободному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.

МОУ лицей п.Афипского является муниципальным образовательным учреждением и в соответствии со ст.ст.120,196ГК РФ владеет муниципальным имуществом на праве оперативного управления.Данное имущество в соответствии с ч.2ст.48ГК РФ принадлежит на праве собственности администрации муниципального образования Северский район,которая в силу ст.210ГК РФ несет бремя его содержания.Самостоятельно устранить нарушения требований санитарно-эпидимиологического законодательства,для которых требуется произвести денежные затраты,МОУ лицей п.Афипского не в состоянии,поскольку финансируется учредителем в пределах установленных соответсвующей сметой расходов.

         Кроме этого в ходе проверки установлено отсутствие пандуса.

         Федеральным законом №181-ФЗ от24.11.1995года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации,целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,экономических,политических и других прав и свобод,предусмотренных Конституцией РФ,а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

         Закон Краснодарского края № 1229-КЗ от27.04.2007года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной,транспортной и инженерной инфраструктур,информации и связи в Краснодарском крае» определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения,доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством,действующими градостроительными нормативами,строительными нормами и правилами РФ.

      Инвалид-лицо,которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,обусловленное заболеваниями,последствиями травм или дефектами,приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

       В соответствии со ст.15Федерального закона «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправления и организации независимо оторганизационно-правовых форм создают условия инвалидам,включая инвалидов,использующих кресла-коляски и собак-проводников,для беспрепятственного доступа кобъектамсоциальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственнымстроениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха,культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользованияжелезнодорожным,воздушным,водным,междугородным автомобильным транспортоми всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта,средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

        Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 06.10.2003года № 131-ФЗ в редакции от 10.06.2008года регламентирует деятельность администрации местного самоуправления     следующим образом.

В ст.15этого Федерального закона указано о том,что к вопросам компетенции муниципального районаотносится владение,пользование и распоряжение имуществом,находящимся в муниципальнойсобственности.

        В соответствии с п.4ст.37устава муниципального образования Северский район,принятого 11.10.2007года,администрация муниципального образования Северский район обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений,обустраивает прилегающие к ним территории.

Также проверкой установлены нарушения законодательства о пожарнойбезопасности МАОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район,заключающиеся в том,чтодвери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров,лестничныхклеток не соответствуют требованиям п.6.18СНиП21-01-97.Указанные двери должныбыть глухими или с армированным стеклом,а также эти двери должны иметь приспособление для самозакрывания и с уплотнением в притворах,что предусмотрено требованиями ст.2Федерального закона от22.07.2008года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.6.18СНиП21-01-97.По периметру кровли на2-х этажной части здания отсутствует ограждение по периметру кровли,чем нарушены требования ст.4Федерального законаот22.07.2008года № 123«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.41ППБ01-03.

Бездействие     администрации муниципального образования Северский район выражается в нарушении интересов несовершеннолетних учащихся школы и педагогического коллектива,которое создает реальную опасность возникновения заболеваний и травматизма несовершеннолетних,что нарушает гарантированное ст.41Конституции РФ право граждан на охрану здоровья,равно как и гарантированное ст.37Конституции РФ право на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Вышеназванные обстоятельства дают прокурору право на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц,как несовершеннолетних учащихся,так и трудового коллектива,а также не относящихся к их числу лиц,посещающих в настоящее время или намеревающихся в будущем посетить образовательное учреждение,то есть неопределенного конкретно,на момент предъявления данного заявления круга лиц.

         В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Северского района Комиссаров М.Г.заявленное прокурором Северского района требование поддержал,ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства дела.

Представитель администрации муниципального образования Северский район Кулисова Т.П.заявленное прокурором Северского района требование в интересах неопределённого круга лиц по иску к муниципальному образованию Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:осуществить ремонт ограждения школы,установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания не признала,пояснила суду о том,что прокурор Северского района обратился в суд с указанным в данном решении требованием.

Администрация муниципального образования Северский район с указаннымзаявлением не согласна по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от0610.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество,необходимое для осуществления образовательного процесса на территории района,находится в собственности муниципального образования Северский район и всоответствии с Гражданским кодексом РФ закреплено на праве оперативного управленияза муниципальными общеобразовательными учреждениями Северского района.

Согласно уставу муниципального автономного общеобразовательного учреждениялицей пгт Афинского муниципального образования Северский район указанное муниципальное автономноеобразовательное учреждение является юридическим лицом,самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность,вправеприобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности.Указанное образовательное учреждениевладеет,пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативногоуправления имуществом в пределах,установленных законом,в соответствии с уставнымицелями деятельности,назначением имущества и договором между учреждением иучредителем.

Согласно п.3.1договора о закреплении муниципального имущества на правеоперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением лицеемпгт.Афипского муниципального образования Северский район лицей в отношении закрепленного за нимимущества обязуется осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременнойреконструкции и восстановлению имущества за счет средств учреждения,а также вести вустановленном порядке необходимую документацию,акты приема передачи на вседействия по передаче,реконструкции,восстановлению и ремонту имущества.

Уставом определено,что развитие материально-технической базы образовательного учрежденияосуществляется самим образовательным учреждением в пределах собственных и закрепленных заучреждением средств (ст.32Федерального закона «Об образовании»).Источником же формированияимущества и финансовых ресурсов учреждения,являются,в том числе и бюджетныесредства.

Муниципальное образование Северский район имеет собственный бюджет(местный бюджет).Использование органами местного самоуправления муниципального образования Северский район иных форм образования и расходования денежных средствдля исполнения расходных обязательств муниципального образования Северский район не допускается,что определено ст.66устава муниципального образования Северскийрайон (в редакции от21.04.2011г.).

Расходы бюджета муниципального образования Северский район осуществляютсяна обеспечение решения вопросов местного значения в формах,предусмотренныхБюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходование средств бюджетамуниципального образования Северский район осуществляется по направлениям согласнобюджетной классификации в соответствии с расходными обязательствамимуниципального образования Северский район и в пределах,установленных Советом муниципального образования Северский район.

В настоящее время на территории района действует районная целевая программа«Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений в Северском районе на2011-2013года»,цель которой заключается вобеспечении безопасности обучающихся,воспитанников и работников образовательныхучреждений всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности путемповышения безопасности их жизнедеятельности:антитеррористической,пожарной,электрической и технической безопасности зданий,сооружений образовательныхучреждений.

        В рамках указанной программы ведется планомерная и поступательная работа по обеспечению образовательных учреждений мерами пожарной и антитеррористическойбезопасности,в части проведения капитального ремонта кровли двухэтажной части лицеяизготовлена проектно-сметная документация. Также готовится проектно-сметная документация на выполнение работ по установке пандуса.В ходе проверки от30.08.2011года нарушений и целостности ограждения учреждения не выявлено (справка Управления образования администрации муниципального образования Северский район прилагается).

Администрация муниципального образования Северский район,как органисполнительной власти осуществляет организацию контроля за исполнениеммуниципальных программ.

В соответствии с п.4.4устава учреждение с момента фактического поступления имущества в оперативное управление в порядке,предусмотренном действующимзаконодательством,обеспечивает его учет,инвентаризацию,сохранность иобоснованность расходов на его содержание.

Вместе с тем лицей находится в ведомственном подчинении Управления образованием администрации муниципального образования <адрес>,в адрескоторого в случае необходимости директор лицея обращается о выделениидополнительного финансирования на проведение мероприятий по устранению нарушенийзаконодательства.Далее Управление образованием обеспечивает организацию работы посоставлению дефектных ведомостей для разработки проектно-сметной документации накапитальный ремонт и реконструкцию объектов образования.

Согласно статьи210Гражданского кодекса Российской Федерациисобственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иноене предусмотрено законом или договором.

Согласно пункта3.1раздела3договора о закреплении муниципальногоимущества на праве оперативного управления за муниципальнымобщеобразовательным учреждением лицеем пгт Афипского муниципального образования Северский районлицей в отношении закрепленного за ним имущества обязуется:

-осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной
реконструкции и восстановлению имущества за счет средств учреждения;

-вести в установленном порядке необходимую документацию,акты приема
передачи на все действия по передаче,реконструкции,восстановлению и ремонту
имущества.

Согласно уставу муниципального автономного общеобразовательногоучреждения лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район учреждение отвечает посвоим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управленияимуществом,как закрепленным за ним собственником имущества,так иприобретенным за счет доходов,полученных от приносящей доход деятельности.

         Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствамучреждения.Также учреждение в отношении имущества,находящегося у негона праве оперативного управления,обеспечивает его бухгалтерский учет,инвентаризацию,сохранность и несет бремя расходов на его содержание.

Представитель ответчика обращает внимание суда на то,что согласно решению Советамуниципального образования Северский район от22.09.2011года № 224общий объем доходов местного бюджета на2011год составил1165117,9 (один миллиард сто шестьдесят миллионов сто семнадцать тысяч) рублей.

Согласно ведомственной структуре расходов местного бюджета на2011годУправлению образованием администрации муниципального образованияСеверский район (далее-Управление образованием) с учетом краевых субвенцийи субсидий выделено708817,7 (семьсот восемь миллионов восемьсот семнадцать тысяч) рублей на образовательную отрасль.

Представитель третьего лица,не заявляющегосамостоятельных исковых требований относительно предмета спора,на стороне ответчика муниципальное автономное образовательное учреждение лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район Пясть С.В.пояснила суду о том,что она,как представитель МАОУ лицей пгт.Афипский муниципального образования Северский район полагает законными и обоснованными заявленные прокурором Северского района требования в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания потому,что у МАОУ лицей пгт.Афипский муниципального образования Северский район отсутствуют денежные средства для установки пандуса,приведения в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,а также установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания лицея.

В п.4.7устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипского муниципального образования Северский район указано о том,что финансовое        обеспечение        выполнения        Автономным образовательным учреждением муниципального задания осуществляется ввиде субсидий из местного бюджета,с учетом расходов на содержаниенедвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,закрепленных за Автономным образовательным учреждением илиприобретенных Автономным образовательным учреждением за счет средств,выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества,расходовна уплату налогов,в качестве объекта налогообложения по которымпризнается соответствующее имущество,в том числе земельные участки,сучетом мероприятий,направленных на развитие автономных учреждений,перечень которых определяется учредителем.

Уменьшение объема субсидии,предоставленной на выполнениемуниципального задания,в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

В случае сдачи в аренду,с согласия учредителя,недвижимогоимущества или особо ценного движимого имущества,закрепленного заАвтономным образовательным учреждением или приобретенногоАвтономным образовательным учреждением за счет средств,выделенныхему учредителем на приобретение такого имущества,финансовоеобеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

В уставе лицея и договоре указано не допускать ухудшения технического состояния имущества лицея.Зданию лицея37-38лет,износ здания значителен.

В соответствии с муниципальным заданием средства местного бюджета выделяются на жизнеобеспечение лицея.На реконструкцию и строительство денежные средства не выделяются.

В настоящее время ремонт ограждения земельного участка,на котором расположено МАОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район произведён силами и средствами лицея.

Для строительства пандуса необходимо примерно100 000рублей,что следует из расчётов ООО «Комфорт».

Для приведения в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток необходимо примерно150 000рублей.Данную сумму выделяет администрация Афипского городского поселения Северского района.

Руководителем лицея16.08.2011года направлена заявка руководителю Управления образованием Северского района для выделения из бюджета Северского района денежных средств на строительство пандуса и установки ограждения кровли по периметру второго этажа здания лицея.Установку ограждение кровли по периметру второго этажа здания лицея необходимо производить при замене кровли здания лицея.На замену кровли здания лицея необходимо примерно1 800 000рублей.

Также в ходе разбирательства судом данного дела представитель третьего лица,не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора,на стороне неопределённого круга лиц МАОУ пгт.Афипского муниципального образования Северский район Пясть С.В.пояснила суду о том,что бюджет Северского района на2011год сформирован и в бюджете нет денежных средств на строительство пандуса и замену кровли здания лицея,в процессе которой необходимо установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания лицея.Руководителю лицея необходимо делать заявки на выделение денежных средств на строительство пандуса и ремонт кровли здания лицея,в процессе которой необходимо установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания лицея,руководителю Управления образованием Северского района,который просит главу администрации муниципального образования Северский район обратиться в Совет муниципального образования Северский район для выделения денежных средств, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленного прокурором Северского района требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания.

Представитель третьего лица,не заявляющегосамостоятельных исковых требований относительно предмета спора,на стороне ответчика Управления образования Северский район администрации муниципального образования Северский район Романченко И.В.полагает о том,что в удовлетворении заявленного прокурором Северского района требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к муниципальному образовательному учреждению Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:отремонтировать ограждение лицея,установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания следует отказать по основаниям,изложенным в возражении по указанному в данном решении иску представителя администрации муниципального образования Северский район.

От заявленного прокурором Северского района требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:отремонтировать ограждение лицея участвующий в деле прокурор отказался мотивируя отказ от указанной части исковых требований тем,что после обращения прокурора Северского района с указанным требованием в суд ограждение лицея было отремонтировано.

Определением суда от14.10.2011года был принят отказ прокурора от заявленного требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к муниципальному образованию Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:отремонтировать ограждение лицея и дальнейшее производство по делу в указанной части было прекращено в связи с отказом прокурора от заявленного требования и принятием отказа прокурора от заявленного требования судом.     

Суд,выслушав объяснения перечисленных в данном решении лиц,участвующих в деле,исследовав материалы дела,заслушав заключение помощника прокурора Северского района Комисарова М.Г.,полагавшего заявленное прокурором Северского района требование удовлетворить,пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требованияв интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания и его удовлетворении по следующим основаниям.

           Как установлено в судебном заседании в результате проведенной прокуратурой района общенадзорной проверки исполнениязаконодательства об охране жизни и здоровья детей в образовательныхучреждениях в2011 году установлено, что в муниципальном        образовательном МОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район не соблюдаются санитарные нормы и правила.

          В материалах данного дела имеется письмо исполняющего директора МАОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район Грековой Н.М.,в котором отражено о том,что на замечания помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И.по письму№ 21-03от10.11.2011года администрация МАОУ лицей пгт.Афипского сообщает,что в течение июля2011года жители близлежавших домов нарушили целостность ограждения лицея в трех местах.Администрацией подведомственного учреждения принимаются меры по устранению образовавшихся дефектов (л.д.6).

       В материалах данного дела имеется письмо исполняющего директора МАОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район Грековой Н.М.,в котором отражено о том,что на замечания помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И.по письму № 21-03от10.11.2011года администрация МАОУ лицей пгт.Афипского сообщает,что здание лицея введено в эксплуатацию в1974году.Здания общеобразовательных учреждений этого года постройки по проекту не предусматривали наличие пандусов.Здание лицея эксплуатируется в соответствии с проектом.В течение всего периода эксплуатации на строительство пандуса бюджетного финансирования не выделялось.Внебюджетных средств для возведения пандуса нет.

В имеющейся в деле копии устава муниципального образования Северский района п.4ст.37указано о том,что администрация осуществляет следующие полномочия в области образования:обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений,обустраивает прилегающие к ним территории (л.д.4-5).

Согласно п.1.1имеющейся в деле копии устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Северский район; в п.4.7уставамуниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район указано о том,что финансовое        обеспечение        выполнения        Автономным образовательным учреждением муниципального задания осуществляется ввиде субсидий из местного бюджета,с учетом расходов на содержаниенедвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,закрепленных за Автономным образовательным учреждением илиприобретенных Автономным образовательным учреждением за счет средств,выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества,расходовна уплату налогов,в качестве объекта налогообложения,по которымпризнается соответствующее имущество,в том числе земельные участки,сучетом мероприятий,направленных на развитие автономных учреждений,перечень которых определяется учредителем (л.д.8-51).

          В материалах данного дела имеется копия договора от20.04.2010года о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением лицеем            пгт.Афипского муниципального образования Северский район,согласно которомуздание,в котором осуществляется образовательный процесс вместе спристройками передано МОУ лицей пгт.Афипскогов оперативное управлениесобственником данного объекта недвижимости администрациеймуниципального образования Северский район; в п.3.1данного договора указано о том,чтоМОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества обязуется представлять отчётность о состоянии и результатах использования имущества собственнику,а также в иные органы,уполномоченные собственником осуществлять контроль за использованием имущества,находящегося в оперативном управлении учреждения,не допускать ухудшения технического состояния имущества,за исключением случаев,связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации,осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счёт средств учреждения,включая амортизационные отчисления,определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,вести в установленном порядке необходимую документацию,акты приёма-передачи на все действия по передаче,реконструкции,восстановлению и ремонту имущества,обеспечивать сохранность,возмещать собственнику материальный ущерб и убытки,вызванные ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению,содержанию и хранению имущества (л.д.52-54).

        Ст.51Закона РФ от10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании» устанавливает правило,всоответствии с которым,образовательное учреждение создает условия,гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся,воспитанников.

    Федеральным законом № 181-ФЗ от24.11.1995года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации,целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,экономических,политических и других прав и свобод,предусмотренных Конституцией РФ,а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Закон Краснодарского края № 1229-КЗ от27.04.2007года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной,транспортной и инженерной инфраструктур,информации и связи в Краснодарском крае» определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения,доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством,действующими градостроительными нормативами,строительными нормами и правилами РФ.

В соответствии со ст.15Федерального закона «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправления и организации независимо оторганизационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов,использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа кобъектамсоциальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственнымстроениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха,культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственногожелезнодорожным,воздушным,водным междугородным автомобильным транспортоми всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта,средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование: сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» от06.10.2003года № 131-ФЗ вредакции от10.06.2008года регламентирует деятельность администрацииместного самоуправления следующим образом:ст.15этого закона указывает,что к вопросам компетенции муниципального района относится владение,пользование и распоряжение имуществом,находящимся вмуниципальной собственности.

Принимая во внимание то,что вп.4ст.37устава муниципального образованияСеверский район указано о том,что администрация муниципальногообразования Северский район обеспечивает содержание зданий исооружений муниципальных образовательных учреждений,обустраиваетприлегающие к ним территории,согласнодоговору № 25от20.04.2010года о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением лицеем пгт.Афипского муниципального образования Северский районздания,в котором осуществляется образовательный процесс,вместе спристройками передано МОУ лицей пгт.Афипскогов оперативное управлениесобственником данного объекта недвижимости администрациеймуниципального образования Северский район,в п.3.1данного договора указано о том,чтоМОУ лицей пгт.Афипского муниципального образования Северский район в отношении закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества обязуется представлять отчётность о состоянии и результатах использования имущества собственнику,а также в иные органы,уполномоченные собственником осуществлять контроль за использованием имущества,находящегося в оперативном управлении учреждения,не допускать ухудшения технического состояния имущества,за исключением случаев,связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации,осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счёт средств учреждения,включая амортизационные отчисления,определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,вести в установленном порядке необходимую документацию,акты приёма-передачи на все действия по передаче,реконструкции,восстановлению и ремонту имущества,обеспечивать сохранность,возмещать собственнику материальный ущерб и убытки,вызванные ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению,содержанию и хранению имущества,объяснениями руководителя муниципального образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипского муниципального образования Северский район Пясть С.В.установлено,что указанное образовательное учреждение не имеет денежных средств для установки пандуса,приведения в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,а также установки ограждения кровли по периметру второго этажа здания,объяснениями представителя ответчика муниципального образования Северский район Кулисовой Т.П.и третьих лиц,не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора,Управления образованием Северского района Романченко И.В.и МАОУ лицей пгт.Афипский муниципального образования Северский район Пясть С.В.в судебном заседании установлено,что для обустройства пандуса,приведения в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,а также установки ограждения кровли по периметру второго этажа здания необходимы денежные средства,для выделения которых администрации муниципального образования необходимо обратиться на сессию Совета муниципального образования Северский район с целью выделения денежных средств из местного бюджета Северского района,приведённые в данном решении нормы Федеральных законов,Законов РФ,законов Краснодарского края,Правил пожарной безопасности,Строительных норм и правил,в соответствии с которыми в муниципальном автономном образовательном учреждении лицей посёлка городского типа Афипского муниципального образования Северский район должен быть до прокурорской проверки оборудован пандус,должны быть до прокурорской проверки приведены в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,а также до прокурорской проверки должно быть установлено ограждение кровли по периметру второго этажа здания лицея,суд и пришёл к выводу об удовлетворении заявленного прокурором Северского района в интересах неопределённого круга лиц требование по иску к администрации муниципального образования Северский район опризнании бездействия администрации муниципального образования Северский район в отношении муниципального автономного образовательного учреждения лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:осуществить ремонт ограждения школы,установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру второго этажа здания.

Суд не может согласиться с утверждением представителей ответчика и третьих лиц об отказе в удовлетворении заявленного прокурором Северского района требования,указанного в данном решении,по доводам представителя ответчика и третьих лиц,отражённых в данном решении,потому,что эти доводы являются основанием для отсрочки исполнения судебного решения об удовлетворении заявленного прокурором Северского района требования.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявленное прокурором Северского района требование в интересах неопределённого круга лиц по иску к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия администрации муниципального образования Северский район по отношению к муниципальному образовательному учреждению лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона:установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру2этажа здания.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северский район по отношению к муниципальному образовательному учреждению лицей посёлка городского типа Афипский муниципального образования Северский район и возложить на администрацию муниципального образования Северский район обязанность устранить выявленные нарушения закона:установить пандус,двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток привести в соответствие с требованиями п.6.18СНиП21-01-97,установить ограждение кровли по периметру2этажа здания.

С мотивированным решением лица,участвующие в деле,могут ознакомиться в Северском районном суде20октября2011года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в десятидневный срок со дня ознакомления с мотивированным судебным решением.

        Судья                                                                                    Полозков Е.И.