Дело № 2-1508/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации станица Северская Краснодарский край 09 ноября 2011 года Северский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующей Першиной Н.В., при секретаре Казанцевой И.И., с участием помощника прокурора Северского района Ерохина В.А., представителя ответчика ООО «Ильский НПЗ» поверенного Московченко Д.В., представившего доверенность № 70 от 28.10.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ильский НПЗ» об обязании устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Северского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ильский НПЗ», указывая, что прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ответчика, в связи с чем выявлен ряд нарушений. Прокурор просит обязать ответчика подтвердить отнесение следующих видов отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (III класс опасности); шлам нефтеотделительных установок (III класс опасности); текстиль загрязненный (промасленная спецодежда) (IV класс опасности); паронитовые прокладки отработанные, загрязненные нефтепродуктами (IV класс опасности); мусор, смет с территории предприятия (IV класс опасности) к конкретному классу опасности (разработать паспорта). Обязать предприятие осуществить размещение следующих отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный; отходы (мусор) от уборки территории предприятия; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона; отходы упаковочной бумаги незагрязненные (мешки и пакеты бумажные); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы полиэтилена в виде пленки (пакеты полиэтиленовые); обтирочный материал, загрязненный маслами и текстиль загрязненный; тара из-под лакокрасочных материалов; масла отработанные; мусор строительный от разборки зданий; лом черных и цветных металлов; асфальтобетон в кусковой форме. Обязать руководителя предприятия пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обязать руководителя организовать производственный контроль за составом сточных вод, согласовать с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службой размещения пунктов контроля, перечень загрязняющих веществ подлежащих контролю, периодичность проведения исследований. Обязать ответчика получить в установленном порядке договор о предоставлении водного объекта балка без названия в пользование для сбора хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод. Обязать ответчика оборудовать ограждением территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважин № 1 и № 2 в соответствии с требованиями санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»). В судебном заседании помощник прокурора исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил, просил обязать ответчика подтвердить отнесение следующих видов отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (III класс опасности); шлам нефтеотделительных установок (III класс опасности); текстиль загрязненный (промасленная спецодежда) (IV класс опасности); паронитовые прокладки отработанные, загрязненные нефтепродуктами (IV класс опасности); мусор, смет с территории предприятия (IV класс опасности) к конкретному классу опасности (разработать паспорта). Обязать руководителя предприятия пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обязать ответчика получить в установленном порядке договор о предоставлении водного объекта балка без названия в пользование для сбора хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод. Обязать ответчика оборудовать ограждением территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважин № 1 и № 2 в соответствии с требованиями санитарных правил (СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»). Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления, указывая, что в настоящее время ими устраняются допущенные нарушения. Для устранения нарушений им необходим длительный период времени (л.д. 31-32). Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Северского района совместно с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения ООО «Ильский НПЗ» природоохранного законодательства, по результатам которой выявлен ряд нарушений на предприятии (л.д. 9-17). Согласно ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. В соответствии с п. 2.7 Приказа Ростехнадзора № 570 от 15.08.2007 года документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, котороевыдается для каждого конкретного вида отходов. Согласно п. 1 ст. 2. Приказа паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Судом установлено, что ответчиком получены лимиты на размещение отходов, выданные Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора 21.06.2011 года № 05/345. Лимит на размещение отходов установлен сроком на 5 лет с 11.05.2010 года по 11.05.2015 год при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. При этом ответчик имеет свидетельства о классе опасности для следующих видов отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более) (III класс опасности); шлам нефтеотделительных установок (III класс опасности); текстиль загрязненный (промасленная спецодежда) (IV класс опасности); паронитовые прокладки отработанные, загрязненные нефтепродуктами (IV класс опасности); тара из-под лакокрасочных средств (IV класс опасности); мусор, смет с территории предприятия (IV класс опасности). Факт образования данных отходов подтвержден расчетами платы за негативное воздействие за 1 и 2 кварталы 2011 года. Однако предприятием не представлены паспорта указанных опасных отходов, что является нарушением требований ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая гласит, что на отходы 1-ГУ класса опасности должен быть составлен паспорт. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Судом установлено, что у ответчика отсутствуют проект нормативов образования отходов, лимиты на размещение и паспорта опасных отходов на следующие виды опасных отходов образующихся в результате производственной деятельности предприятия: «асфальтобетон в кусковой форме» - 4 класс опасности. Согласно ст. 17 ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов При этом у ответчика в составе разрешенной деятельности согласно лицензии на право обращения с опасными отходами отсутствует деятельность, по использованию отхода всплывающая пленка из нефтеуловителей. Кроме того, ответчиком получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № В5/217 от 21.06.2011 года сроком действия с 11 мая 2010 года по 11 мая 2010 года. Однако в соответствии со ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно плану-графику контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов, утвержденного в составе Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «Ильский НПЗ» периодичность контроля диметилбензола, метилбензола (на источниках №№ 0016, 0017), азота диоксида (на источниках № 0066,№ 0067) составляет раз в год. Судом установлено, что документация, подтверждающая ведение контроля нормативов ПДВ на источниках № 0016, № 0017 (лаборатория), № 0066, № 0067 (установка АТ-4) в 2010 году при проведении проверки не представлена. Из чего следует, что производственный контроль нормативов ПДВ в 2010 году проводился ответчиком не в полном объеме. Согласно ст. 73 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года руководители организаций и специалисты, ответственные за принятиерешений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В нарушение указанной статьи руководитель ООО «Ильский НПЗ» ответственный за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соответствующего обучения не имеет. ООО «Ильский НПЗ» осуществляет сброс хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод, промливневых стоков в балку б/названия. Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Судом установлено, что в нарушении е вышеуказанных норм ответчиком не представлено договора о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, предприятием разработаны проекты ЗСО для водозаборных скважин, в соответствии с проектом границы 1-го пояса ЗСО для скважин №1 и №2 приняты в виде квадрата с размерами сторон 1 Ом на 1 Ом. Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Судом установлено, что скважины № 1, 2 не имеют ограждения территорий зон санитарной охраны 1 -го пояса. При этом в соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом Учитывая вышеизложенное, суд считает, что ответчика следует обязать устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства. Учитывая тот факт, что для устранения указанных нарушений требуется длительный период времени, а ответчик приступил к их устранению, суд считает необходимым отсрочить исполнение решения на шесть месяцев, то есть до 09 мая 2012 года. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Прокурор Северского района освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ильский НПЗ» об обязании устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить. Обязать ООО «Ильский НПЗ» подтвердить отнесение следующих видов отходов: обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) (III класс опасности); шлам нефтеотделительных установок (III класс опасности); текстиль загрязненный (промасленная спецодежда) (IV класс опасности); паронитовые прокладки отработанные, загрязненные нефтепродуктами (IV класс опасности); мусор, смет с территории предприятия (IV класс опасности) к конкретному классу опасности (разработать паспорта). Обязать руководителя ООО «Ильский НПЗ» пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обязать ООО «Ильский НПЗ» получить в установленном порядке договор о предоставлении водного объекта балка без названия в пользование для сбора хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод. Обязать ООО «Ильский НПЗ» оборудовать ограждением территорию первого пояса зоны санитарной охраны скважин № 1 и № 2 в соответствии с требованиями санитарных правил. Отсрочить исполнение решения на шесть месяцев, то есть 09 мая 2012 года. Взыскать с ООО «Ильский НПЗ» государственную пошлину в доход муниципального образования Северский район Краснодарского края в размере двести рублей. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующая
деятельности» от 08.08.2001 года деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию. В соответствии с подпунктом «б» п. 5 положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-ГУ класса опасности, для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральномуклассификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов).
благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны выполнять требования санитарно законодательства;
разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические(профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказании услуг и т.д.