Дело № 2-1673/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ст. Северская. 15 декабря 2011 года. Северский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего - судьи Маслака В.Г., при секретаре Потёмкиной Е.А., с участием: прокурора - помощника прокурора Северского района Ерохина В.А., представителя ответчика ООО ПКФ «Автобан-Транс» по доверенности - Поваляева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО ПКФ «Автобан-Транс» о признании незаконным бездействия руководства ООО ПКФ «Автобан-Транс» по не проведению аттестации рабочих мест и о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Северского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к ООО ПКФ «Автобан-Транс» о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест и о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест. Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим: Прокуратурой района с привлечением специалистов ГКУ КК «Центра занятости населения Северского района» с 11 по 17.10.2011года проведена проверка исполнения трудового законодательства в ООО ПКФ «Автобан-Транс» и установлены нарушения законодательства об охране труда. Проверкой установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность, имеет численность работников 9 человек, из них 5 женщин. Однако в нарушение действующего трудового законодательства на предприятии не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. В силу ст.163ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условий для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Согласно ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя. Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. № 342н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п. 8 данного Порядка сроки проведения аттестаций рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно указанного Порядка, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма. В нарушение приведенных норм руководство ООО ПКФ «Автобан-Транс» не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, ни одно рабочее место на предприятии не прошло аттестацию, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией ГКУ КК «Центр занятости населения Северского района» от 17.10.2011 года № 06/2370, объяснением руководителя предприятия. Согласно ч. 1 ст. 45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку работодателем ООО ПКФ «Автобан-Транс» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия труда из-за того, что до настоящего времени аттестация всех рабочих мест не проведена, то прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие руководства предприятия по неаттестации рабочих мест и возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Предлагаемый срок проведения аттестации является разумным и обоснованным с учетом требующихся подготовительных мероприятий по проведению аттестации. В связи с чем, прокурор Северского района просит признать незаконным бездействие руководства ООО ПКФ «Автобан-Транс» по не аттестации рабочих мест.Возложить на руководство предприятия обязанность по проведению такой аттестации в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить. Представитель третьего лица - ГКУ КК «Центр занятости населения Северского района», в судебное заседание не явился, хотя руководитель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания по делу (л.д.15). Руководитель третьего лица направил в суд ходатайство с просьбой дело рассмотреть в отсутствие их представителя (л.д.17). Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Так, в судебном заседании, из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что с 11 по 17.10.2011 года прокуратурой Северского района была проведена проверка исполнения трудового законодательства в ООО ПКФ «Автобан-Транс», в ходе которой были установлены нарушения законодательства об охране труда, а именно: на предприятии не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу требований ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. В силу ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и поврежденияздоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей; сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя. Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011г. №42н, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. При этом согласно п.8 данного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно указанного Порядка, обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Аттестация рабочих мест проводится по условиям труда, это мероприятий призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма. В нарушение приведенных норм руководство ООО ПКФ «Автобан-Транс» не исполнило обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, ни одно рабочее место на предприятии не прошло аттестацию, что существенно нарушает трудовые права работников предприятия на безопасные условия труда. Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц. В силу требований ст. 88 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор освобождён при подаче искового заявления законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО ПКФ «Автобан-Транс» о признании незаконным бездействия руководства ООО ПКФ «Автобан-Транс» по не проведению аттестации рабочих мест и о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест удовлетворить. Признать незаконным бездействие ООО ПКФ «Автобан-Транс» по не проведению аттестации рабочих мест. Обязать руководство ответчика - ООО ПКФ «Автобан-Транс» провести аттестацию рабочих мест в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ООО ПКФ «Автобан-Транс» в доход государства пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Маслак В.Г.