к делу №2-176211 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ст. Северская 16 декабря 2011 года Северский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Макаренко В.В., с участием прокурора прокуратуры Северского района Ерохина В.А., истца Степанова Л.А., представителя ответчика - администрации муниципального образования Северский район Драп Е.В., при секретаре Жученко К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску прокурора Северского района в интересах Степанова Льва Андреевича к администрации муниципального образования Северский район, администрации Краснодарского края о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: В обоснование иска прокурор сослался на то, что им проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Северского района.В ходе проверки установлено, что мать истца лишена родительских прав на основании решения суда от 09.09.1999г., отец - умер <...>Постановлением главы администрации муниципального образования Северский район №834 от 12.08.1999г. истец был отобран у родителей и направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. По окончании ГОУ НПО №22 ст. Ясенской Ейского района 30.06.2010г. Степанов возвратился в Северский район, где ему было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <...>. Постановлением главы администрации муниципального образования Северский район №204 от 01.02.2011г. Степанов принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени истец жилье не получил. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Краснодарского края представить Степанову вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просит обязать администрацию муниципального образования Северский район, администрацию Краснодарского края предоставить Степанову на условиях социального найма расположенное на территории Северского района жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в порядке очередности в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013г.г. Истец поддержал заявленные в его интересах прокурором требования. Представители ответчиков в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении иска. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Судом установлено, что согласно постановлению главы муниципального образования <...> № от <...> ФИО1 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состав семьи один человек, с датой принятия на учет - 21.06.2010г., в отдельный список по категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Степанов 30.06.2010г. окончил государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №22 Краснодарского края в ст. Ясенской Ейского района, о чем свидетельствует справка указанного образовательного учреждения. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Степанов относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. П.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.ч.3-4 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдение требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. В силу ст.ст.2,5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам, указанным в ст.1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов, в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Северский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению №1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе, по предоставлению мер социальной поддержки, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как установлено в судебном заседании Степанов не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны органов опеки и попечительства Северского района не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, следовательно, он не имел соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации. До настоящего времени Степанов, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключен, он не имеет собственного жилья на территории муниципального образования Северский район. Учитывая вышеизложенное, суд находит требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков представить Степанову жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Северского района в интересах Степанова Льва Андреевича к администрации муниципального образования Северский район, администрации Краснодарского края о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края, администрацию Краснодарского края предоставить Степанову Льву Андреевичу, <...>.р. на условиях социального найма расположенное на территории Северского района Краснодарского края жилое помещение площадью, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013г.г. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Северский районный суд в течение 10 дней с 21.12.2011г. Председательствующий В.В. Макаренко