Решение по иску прокурора Северского района в интересах Абрамовой А.Ю. к администрации МО Северский район об обязании предоставить жилое помещение



            К делу № 2- 1680/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская.                                                    19 декабря 2011 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Потёмкиной Е.А.,

с участием: прокурора - помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А., истицы Абрамовой А.Ю.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Северский район Драп Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Северского района в интересах Абрамовой Александры Юрьевны к администрации муниципального образования Северский район (далее по тексту МО) об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района в интересах Абрамовой А.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Краснодарского края предоставить Абрамовой А.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.

Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории МО Северский район. В ходе проверки установлено, что мать истицы - А.Н.Г. умерла <...>, отец - А.Ю.И., решением Северского районного суда 21.11.2006 года лишен родительских прав. Постановлением главы администрации МО Северский район 29.12.2006 г. №1404 над несовершеннолетней Абрамовой А.Ю. установлено попечительство с выплатой денежных средств на ее содержание. В 2007 году Абрамова А.Ю. окончила школу МОУ СОШ № 14 п. Ильского и получила аттестат о полном среднем образовании. В настоящее время Абрамова А.Ю. снимает жилье по договору найма на х. Карском. Постановлением Главы администрации МО Северский район № 1254 от 17.06.2011 Абрамова А.Ю. принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени истица, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с нею не заключен. Истица не имеет собственного жилья на территории МО Северский район.

В связи с чем, прокурор в исковом заявлении просит суд обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Краснодарского края предоставить Абрамовой Александре Юрьевне, <...> года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.

В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить. Уточнил исковые требования тем, что просит суд обязать администрацию МО Северский район и Департамент семейной политики КК предоставить Абрамовой Александре Юрьевне жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, согласно списка детей сирот администрации МО Северский район, в рамках программы «Дети Кубани 2009 - 2013», при условии финансирования из Федерального и краевого бюджета.

Истица Абрамова А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования прокурора Северского района.

Представитель ответчика - администрации МО Северский район Драп Е.В. в судебном заседании пояснила, что ответчик исковые требования не признает, по основаниям, изложенным в возражении, в котором указала, что согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5).

В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на имущество и жилое помещение разработан Закон Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Федеральным законом от 06.12.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п. 5 ст. 19).

Законом Краснодарского края от 07.06.2004 г. № 717-КЗ О местном самоуправлении в Краснодарском крае» дано четкое понятие отдельным государственным полномочиям и установлен порядок передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Согласно п.1, п.2 и п.5 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Краснодарского края, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение     органов местного самоуправления. Наделение органов самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными     законами и законами Краснодарского края, отдельными государственными полномочиями Краснодарского края - законами Краснодарского края. Наделение органов самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Следует отметить что, положения законов Краснодарского края, наделение органов     местного самоуправления государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (п.7 ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 г. № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае»).

Таким образом, социальное обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не находится в ведении органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут предоставлять по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения их государственными полномочиями Краснодарского края и при условии предоставления местному бюджету субвенций из краевого бюджета.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Северский район наделены отдельными полномочиями по предоставлению помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, в соответствии с которым орган местного самоуправления приобретает (строит) жилые помещения лицам вышеуказанной категории за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий.

В 2010 году за счет средств краевого бюджета, выделенных муниципальному образованию Северский район, было приобретено и предоставлено лицам указанной категории 40 жилых помещений (однокомнатных квартир).

Вместе с тем, в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям Краснодарского края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет.

Абрамова Александра Юрьевна, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 23 июня 2010 года.

На 1 ноября 2011 года Абрамова Александра Юрьевна состоит под № 11 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Северский район ведется, начиная с 2001 года, а Абрамова Александра Юрьевна была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих граждан, состоящих на данном учете.

В связи с чем, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору Северского района отказать (л.д.24-27).

Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края, привлеченного в дело в качестве соответчика определением судьи Северского районного суда от 28.11.2011 года (л.д. 37), в судебное заседание не явился, направил в суд возражение на иск прокурора в интересах Абрамовой А.Ю., согласно которому ответчик не согласен с заявленными в указанном исковом заявлении требованиями по следующим основаниям: наиболее острой проблемой в Краснодарском крае является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном по остаточному принципу. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи полномочий численность граждан этой категории составляла около 500 человек, и некоторые граждане состояли на учете с 1987 года.

В предыдущие годы (до 2007 года) численность увеличивалась в среднем на 200 человек ежегодно. С 2007 года численность состоящих на учете увеличивается ежегодно на 500 человек. Сейчас она составляет уже более 3246 человек.

В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30 000 000 рублей, из федерального бюджета 10 349 400 рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты.

Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято беспрецедентное решение обеспечивать жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений (что существенно снижает стоимость одного квадратного метра жилого помещения и позволяет предоставлять новое жилье, отвечающее современным требованиям) с последующей передачей их по договорам социального найма.

В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 26 мая 2009 года принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма.

В 2009 год краевой целевой программой «Дети - Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир.

Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. Как показала сложившаяся практика, преимуществами строительства жилья выступают: удешевление квадратного метра жилья за счет чего обеспечивается большее число граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тыс. руб., из федерального - 11 290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах).

Кроме строительства жилья приобретены жилые помещения в муниципальных образованиях г.г. Новороссийске, Армавире, Сочи, Белоглинском, Гулькевичском, Ейском, Курганинском, Павловском, Тимашевском, Северском районах.

В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484 600 тыс. руб. за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в: Кавказском, Отрадненском, Крымском, Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах.

Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

В 2010 году за счет средств краевого бюджета, выделенных муниципальному образованию Северский район было приобретено и предоставлено лицам указанной категории 40 жилых помещений (однокомнатных квартир).

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на, льготный учет.

Абрамова Александра Юрьевна, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении в отдельный список с датой учета 23 июня 2010 года.

На 1 ноября 2011 года Абрамова Александра Юрьевна, состоит под № 11 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Северский район ведется, начиная с 2001 года, а Абрамова Александра Юрьевна была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих граждан, состоящих на данном учете.

Реализация права Абрамовой Александры Юрьевны поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Вышеизложенная правовая позиция основа на:

положениях Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-О сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы».

Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Абрамова Александра Юрьевна, будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Северский район.

На основании изложенного администрация Краснодарского края (департамент семейной политики Краснодарского края) просит: признать право Абрамовой Александры Юрьевны на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.32-34).

Представитель третьего лица - администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, направил в суд возражение с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Кроме того, в возражении на иск прокурора представитель третьего лица указал, что третье лицо с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям: В соответствии с абзацем 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 юли № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные- гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и откосятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных Федеральным законом, на имущество и жилое помещение в Краснодарском крае был принят Закон Краснодарского края от03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края).

В соответствии со статьей 6 данного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Согласно п.1.1 Положения о департаменте семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1265, департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае.

В этой связи, считает, что соответчиком по данному делу будет являться также департамент семейной политики Краснодарского края.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя издаты постановки таких граждан на льготный учет.

Абрамова А.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, в отдельный список на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Предоставление ей жилого помещения вне очереди невозможно, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих по учету лиц.

Реализация права Абрамовой А.Ю. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

Указанная правовая позиция основана на следующих постановлениях:

определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-О, где указано, что правила действия новых норм, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лип должны устраиваться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе, вытекающих из принципа равенства (ч.1 и 2 ст.19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации дран и свобод;

определении Верховного Суда РФ от 14.07.2010 N 18-ПО-19, который подтвердил, что необходимость формирования такого списка граждан - претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления, жилых помещений в связи с отсутствием свободных, жилых помещений и необоснованности определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действии.

Так как, краевая нелепая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Абрамова А.Ю. будет обеспечены жилыми помещениями по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию г.Краснодар.

В связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора Северского района в полном объеме (л.д.39-40).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что в свидетельстве о рождении родители истицы указаны: мать - А.Н.Г., отец - А.Ю.И. (л.д.7).

Согласно решению Северского районного суда от 21.11.2006 года отец истицы - А.Ю.И. лишен родительских прав в отношении истицы (л.д.9).

Согласно свидетельству о смерти мать истицы - А.Н.Г. умерла <...> (л.д.8,).

Постановлением главы местного самоуправления Северского района Краснодарского края № 1404 от 29.12.2006 года истице был назначен опекун - Б.З.И. (л.д. 14).

Как следует из заявления Абрамовой А.Ю. она просит принять ее на учет нуждающейся в жилом помещении (л.д. 12-13).

Согласно постановлению администрации муниципального образования Северский район № 1254 от 17.06.2011 года Абрамова Александра Юрьевна принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состав семьи один человек, с датой принятия на учет - 23.06.2011 года и временем учета - 11 часов 30 минут, в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, имеющих статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя главы администрации (л.д.10-11).

В соответствии с заявлением истицы она обратилась в прокуратуру Северского района 18.10.2011 года с заявлением о защите в судебном порядке его жилищных прав (л.д.5).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Абрамова А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3-4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдение требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В силу статей 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам, указанным в статье 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов, в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципальное образование Северский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению № 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки, по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено наличие у администрации муниципального образования Северский район полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета.

Таким образом, предоставление Абрамовой А.Ю. жилого помещения является обязанностью муниципального образования Северский район.

Доводы ответчика о том, что денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем, не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе.

В тоже время суд полагает, что предоставление Абрамовой А.Ю. жилого помещения вне очереди нарушило бы право на обеспечение жильём впереди стоящих очередников в списке по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который имеется в администрации МО Северский район, и в котором Абрамова А.Ю. стоит под № 11 (л.д.28-30). Реализация права Абрамовой А.Ю. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в Северском районе, так и в Краснодарском крае.

С учётом указанных обстоятельств, а также того, что в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани на 2009-2013 года», суд пришёл к выводу возложить обязанность на администрацию муниципального образования Северский район, департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Абрамовой А.Ю. на условиях социального найма расположенное на территории Северского района Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже социальных норм, благоустроенное применительно к конкретному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета и бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы Дети Кубани на 2009-2013 года».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Северского района, действующего в интересах Абрамовой Александры Юрьевны, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Северский район и на департамент семейной политики администрации Краснодарского края обязанность предоставить Абрамовой Александре Юрьевне, <...>, на условиях социального найма расположенное на территории Северского района Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже социальных норм, благоустроенное применительно к конкретному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета и бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани на 2009-2013 годы».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение десяти дней.

Судья                                                                                                      Маслак В.Г.