к делу № 2- 1622 /11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Северская 15 декабря 2011 года Северский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Полозкова Е.И., при секретаре Степановой Н.Б., с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Гафуровой Л.И., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Северский район Драп Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в интересах Иванова Андрея Владимировича по иску к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Краснодарского края предоставить Иванову Андрею Владимировичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, УСТАНОВИЛ: Прокурор Северского района в интересах Иванова А.В. обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности предоставить Иванову А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том, что прокуратурой района проведена общенадзорная проверка соблюдения законодательства о жилищных правах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования Северский район. В ходе проверки установлено, что родители истца умерли в связи с чем постановлением главы администрации муниципального образования Северский район от ДД.ММ.ГГГГ № над истцом было учреждено попечительство. Попечителем был назначен П.Е.А. С 01.09.2003 года по 29.11.2004 года Иванов А.В. обучался в ГОУ НПО ПУ №26 КК на дневном обучении. 04.10.2006 года призывной комиссией Гулькевичского района Иванов А.В. был призван в вооруженные силы, после демобилизации Иванов А.В. вернулся в ст. Крепостную, где стал проживать по договору найма. Постановлением Главы администрации муниципального образования Северский район №792 от 21.04.2011 года Иванов А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с нормами ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки ( ст.ст. 33,37,60 ЖК РСФСР). Аналогичные основания предоставления жилья содержатся в ст. 57 ЖК РФ. Так, согласно п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Вместе с тем, до настоящего времени истица, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обеспечена по окончании опеки во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с нею не заключен. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список первоочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, №10). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательство субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. В силу ст.2,5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот» и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов, в установленном законодательством РФ порядке, государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», приложением №1 к указанному закону, органы местного самоуправления муниципального образования Северский район наделены отдельными полномочиями по предоставлению помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечение Иванова А.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ. ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу требований ст.ст. 27, 35 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре РФ» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со с. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных объединений. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если граждан по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений : защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования. Изложенное свидетельствует о наличии оснований для обращения прокурором в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Иванова А.В. В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Северского района Гафурова Л.И. заявленное прокурором Северского района требование поддержала, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства. Представитель администрации муниципального образования Северский район Драп Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду о том, что администрация муниципального образования Северский район с указанным исковым заявлением не согласна по следующим основаниям. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на имущество и жилое помещение разработан Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Федеральным законом от 06.12.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п. 5 ст. 19). Законом Краснодарского края от 07.06.2004 года № 717-КЗ О местном самоуправлении в Краснодарском крае» дано четкое понятие отдельным государственным полномочиям и установлен порядок передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Согласно п. 1, п. 2 и п. 5 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Краснодарского края, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Краснодарского края, отдельными государственными полномочиями Краснодарского края - законами Краснодарского края. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Краснодарского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Следует отметить что, положения законов Краснодарского края, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (п. 7 ст. 13 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 г. № 717-КЗ О местном самоуправлении в Краснодарском крае»). Таким образом, учитывая изложенное, социальное обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не находится в ведении органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут предоставлять по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения их государственными полномочиями Краснодарского края и при условии предоставления местному бюджету субвенций из краевого бюджета. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Северский район наделены отдельными полномочиями по предоставлению помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, в соответствии с которым орган местного самоуправления приобретает (строит) жилые помещения лицам вышеуказанной категории за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий. В 2010 году за счет средств краевого бюджета, выделенных муниципальному образованию Северский район, было приобретено и предоставлено лицам указанной категории 40 жилых помещений (однокомнатных квартир). Вместе с тем, в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям Краснодарского края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Иванов А.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 01 февраля 2011 го да. На 1 ноября 2011 года Иванов А.В., состоит под № 25 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Северский район ведется начиная с 2001 года, Иванов А.В. был поставлен на льготный учет в 2011 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих граждан, состоящих на данном учете. К участию в деле в качестве соответчика судом 05.12.2011 года привлечён департамент семейной политики администрации <адрес> (л.д. 47-48). Представители соответчика департамента семейной политики администрации Краснодарского края и третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков администрации Краснодарского в судебное заседание не явились, о месте и времени разбирательства данного дела департамент семейной политики администрации Краснодарского края и администрация Краснодарского края уведомлены надлежащим образом, что подтверждено имеющейся в деле копией сообщений суда, уведомляющих департамент семейной политики администрации Краснодарского края и администрацию Краснодарского края о месте и времени разбирательства данного дела (л.д.51). В материалах данного дела имеется заявление от представителя администрации Краснодарского края Цыганковой А.А., являющейся работником департамента семейной политики администрации Краснодарского края, с просьбой к суду о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя указанного третьего лица (л.д.40). Также в материалах данного дела имеется возражение по заявленному прокурором Северского района в интересах Василенко А.Г. требования представителя третьего лица администрации Краснодарского края Цыганковой А.А., в котором отражено о том, что наиболее острой проблемой в Краснодарском крае является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи полномочий численность граждан этой категории составляла около 500 человек, и некоторые граждане состояли на учете с 1987 года. В предыдущие годы (до 2007 года) численность увеличивалась в среднем на 200 человек ежегодно. С 2007 года численность состоящих на учете увеличивается ежегодно на 500 человек. Сейчас она составляет уже более 3246 человек. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30 000 000 рублей, из федерального бюджета - 10 349 400 рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств, выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты. Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято беспрецедентное решение обеспечивать жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений (что существенно снижает стоимость одного квадратного метра жилого помещения и позволяет предоставлять новое жилье, отвечающее современным требованиям) с последующей передачей их по договорам социального найма. В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 26 мая 2009 года принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма. В 2009 год краевой целевой программой «Дети-Кубани» выделено 339,2 миллиона рублей, что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир. Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. Как показала сложившаяся практика, преимуществами строительства жилья выступает удешевление квадратного метра жилья за счет чего обеспечивается большее число граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932 000 рублей, из федерального - 11 290,4 рублей. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах). Кроме строительства жилья приобретены жилые помещения в муниципальных образованиях г.г. Новороссийске, Армавире, Сочи, Белоглинском, Гулькевичском, Ейском, Курганинском Павловском. Тимашевском, Северском районах. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484 600 рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в Кавказском, Отрадненском, Крымском. Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 миллиард рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В 2010 году за счет средств краевого бюджета, выделенных муниципальному образованию Северский район, было приобретено и предоставлено лицам указанной категории 40 жилых помещений (однокомнатных квартир). В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Иванов А.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 01 февраля 2011 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Северский район ведется, начиная с 2001 года, а Иванов А.В. был поставлен на льготный учет в 2011 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих граждан, состоящих на данном учете. Реализуя права Иванова А.В., поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Вышеизложенная правовая позиция основа на: положениях Конституции РФ; Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года № 7-О, сформулировавших следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. В определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2011 года указано о том, что жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани на 2009-2013 годы». Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Иванов А.В.будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию <адрес>. На основании изложенного администрация Краснодарского края просит признать право Иванова А.В.на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.37-39). В подготовительной части судебного заседания судом вынесено определение, занесённое в протокол судебного заседания, о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя соответчика департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора на стороне ответчиков администрации Краснодарского края. Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Северского района Гафуровой Л.И., полагавшей заявленное прокурором Северского района требование удовлетворить, пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требования и его удовлетворении по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании 18.10.2011 года в прокуратуру Северского района обратился Иванов А.В. с заявлением о защите в судебном порядке его жилищных прав (л.д.27). В материалах данного дела имеется копия постановления главы муниципального образования Северский район №792 от 21.04.2011 года, в котором отражено о том, что Иванов А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося вжилом помещении по вышеназванной категории лиц. Однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время он проживает в жилом помещении по адресу: Краснодарский край Северский район ст. Крепостная ул. <адрес>, д.№л.д.18-19). Согласно имеющейся в материалах данного дела справке управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район Иванов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является по статусу оставшимся без попечения родителей (л.д.23). В материалах данного дела имеется копия сообщения филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Северскому району, согласно которому Иванов А.В. не числится собственником недвижимого имущества (л.д.22). Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Указанным лицам могут предоставляться жилые помещения по договорам социального найма органами местного самоуправления в случае наделения этих органов государственными полномочиями Краснодарского края. Указанные полномочия содержатся в Приложении 1 к Закону Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы». Согласно справке управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район Иванов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. В судебном заседании установлено наличие у администрации муниципального образования Северский район полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Таким образом, предоставление Иванову А.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования Северский район. Доводы ответчика о том, что денежных средств на приобретение жилья нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить детям жилое помещение, не основаны на законе. В тоже время суд полагает, что предоставление Иванову А.В. жилого помещения вне очереди нарушило бы право на обеспечение жильём впереди стоящих очередников в списке по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация права Иванова А.В.поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в Северском районе, так и в Краснодарском крае. С учётом указанных обстоятельств, а также того, что в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани на 2009-2013 года» суд пришёл к выводу возложить обязанность на администрацию муниципального образования Северский район, департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Иванову А.В.на условиях социального найма расположенное на территории Северского района Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже социальных норм, благоустроенное применительно к конкретному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета и бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы Дети Кубани на 2009-2013 года». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : заявление прокурора Северского района, действующего в интересах Иванова Андрея Владимировича к администрации муниципального образования Северский район о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Краснодарского края предоставить Иванову Андрею Владимировичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Северский район, департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Иванову Андрею Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях социального найма расположенное на территории Северского района Краснодарского края жилое помещение площадью не ниже социальных норм, благоустроенное применительно к конкретному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Северский район, при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета и бюджета Краснодарского края в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани на 2009-2013 годы». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Полозков Е.И.
На 1 ноября 2011 года Иванов А.В., состоит под № 25 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении.