Дело № 2-1781/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст. Северская 01 февраля 2012 года Северский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Матякина Е.Е., с участием: помощника прокурора Северского района Ерохина В.А., при секретаре Проскуряковой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципального образования Северский район к ИФНС РФ по Северскому району, администрации муниципального образования Северский район о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Северского района обратился в Северский районный суд с заявлением о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления. В обоснование своего заявления пояснил, что прокуратурой Северского района 06.10.2011 проведена проверка соблюдения налогового законодательства в администрации муниципального образования Северский район и ИФНС России по Северскому району. В ходе проверки установлено, что 22.11.2010 между администрацией муниципального образования Северский район и ИФНС России по Северскому району заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицами с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогооблажения и их правообладателей, не учтенных для целей налогооблажения. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогооблажению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не представлено.Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогооблажения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Прокуратурой Северского района 06.10.2011 в адрес главы администрации муниципального образования Северский район направлена информация о нарушениях налогового законодательства при заключении соглашения. Однако, администрация района мер к устранению нарушений не приняла. Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым. В судебном заседании помощник прокурора Северского района Ерохин В.А. на требованиях, изложенных в заявлении настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме. Представитель ИФНС РФ по Северскому району в судебное заседание не явилась, предоставила суду отзыв согласно которого, с заявлением прокурора Северского района не согласны и пояснила, что наиболее действенным способом оплаты налогов является вручение налогоплательщику налоговых уведомлений. Учитывая, что налогоплательщик - собственник имущества или земельного участка не всегда проживает по месту нахождения своей собственности или данные о регистрации налогоплательщика устарели, вручение уведомлений вызывает определенную сложность. Данная проблема может быть решена с помощью специалистов органов местного самоуправления. Ведь именно они могут оказать содействие по установлению фактического места жительства налогоплательщиков - физических лиц, по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату налогов. В связи с чем в Соглашении о взаимодействии органов местного самоуправления и территориального органа ФНС были предусмотрены мероприятия по оказанию содействия налоговым органам со стороны органов местного самоуправления по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Так, судом установлено, что прокуратурой Северского района 06.10.2011 проведена проверка соблюдения налогового законодательства в администрации муниципального образования Северский район и ИФНС России по Северскому району. В ходе проверки установлено, что 22.11.2010 между администрацией муниципального образования Северский район и ИФНС России по Северскому району заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной налоговой службы. Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицами с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогооблажения и их правообладателей, не учтенных для целей налогооблажения. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами. В силу ст.4 Налогового кодекса РФ, налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Согласно ст. 85 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения. В силу положений ст. ст. 358, 362, 396 Налогового кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ установлено, что деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов. Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогооблажению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не представлено, в связи с чем данное заявление подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципального образования Северский район к ИФНС РФ по Северскому району, администрации муниципального образования Северский район о признании незаконными действий органа государственной власти и органа местного самоуправления - удовлетворить. Признать незаконными действия ИФНС РФ по Северскому району, связанные с передачей администрацией Северского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ. Признать незаконными действия ИФНС РФ по Северскому району, связанные с передачей администрацией Северского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет. Признать незаконными действия ИФНС РФ по Северскому району, связанные с передачей администрацией Северского района государственных полномочий федерального органа исполнительной власти по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Признать незаконными действия администрации Северского района, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти - ИФНС РФ по Северского району по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицами с учетом требования ст. 102 Налогового кодекса РФ. Признать незаконными действия администрации Северского района, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти - ИФНС РФ по Северского району по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет. Признать незаконными действия администрации Северского района, связанные с приемом государственных полномочий федерального органа исполнительной власти - ИФНС РФ по Северского району по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Обязать ИНФС РФ по Северскому району и администрацию муниципального образования Северский район привести взаимодействие государственного органа и органа местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений в соответствие с действующим законодательством. Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения. Председательствующий Матякин Е.Е.