К делу № 2-272/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ст. Северская. 3 февраля 2012 года. Северский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего - судьи Маслака В.Г., при секретаре Потёмкиной Е.А., с участием: прокурора - старшего помощника прокурора Северского района Макаренко И.В., заявителя Богуша А.С., представителя заявителя - адвоката Малёванного А.Д., представителей заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Северская по доверенностям: Паткиной Н.А. и Кузовкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богуша Александра Степановича о нарушении избирательных прав, УСТАНОВИЛ: Богуш А.С. в своём заявлении в суд просит отменить решение территориальной избирательной комиссии Северская от 27 января 2012 года № 48/585 об отказе в регистрации его, как кандидата, на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района и обязать территориальную избирательную комиссию Северская устранить допущенное нарушение его избирательных прав и зарегистрировать его кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района. В обоснование своих требований заявитель в своем заявлении в суд указал, что решением территориальной избирательной комиссии Северская от 27 января 2012 года № 48/585 ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района, выдвинутому избирательным объединением Северское районное отделение Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Полагает, что это решение принято с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края) и подлежит отмене как незаконное по следующим основаниям: Избирательная комиссия, принимая решение об отказе ему в регистрации, в качестве основания указала на отсутствие учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, что является нарушением требования пункта 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». Считает, что данное решение территориальной избирательной комиссии является необоснованным, поскольку он представил в комиссию 18 января 2012 года банковскую справку об открытии специального избирательного счёта с нулевым балансом, которая свидетельствует об отсутствии средств на его специальном счёте. Кроме того, ответчик не обеспечил его бланками первого финансового отчёта и не указал ему на недостатки сданных им в комиссию 18 января 2012 года документов. Согласно п. 2 ст. 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" финансовые отчета представляются в соответствующую избирательную комиссию со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета); 2) второй финансовый отчет - не ранее чем за 20 и не позднее чем за 10 дней до дня голосования (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на семь дней предшествует дате сдачи отчета); 3) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, необходимость представления которых установлена законом. Если кандидат, зарегистрированный кандидат утратили свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Обязанность сдачи финансового отчета избирательным объединением, избирательным блоком возлагается на уполномоченного представителя объединения, блока по финансовым вопросам. Копии отчетов передаются избирательными комиссиями средствам массовой информации для опубликования. Согласно части 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Однако территориальная избирательная комиссия Северская не выполнила возложенную на нее законом обязанность об извещении кандидата о недостающих документах, не предоставила ему возможность устранить эти недостатки и приняла незаконное и необоснованное решение об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Северский район. Согласно части 6 статьи 65 Закона Краснодарского края решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 74 и частями 1 и 2 статьи 90 этого Закона, иных требований, предусмотренных законом. Считает, что обжалуемое решение нарушает его права как кандидата, принято избирательной комиссией с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». В судебном заседании заявитель Богуш А.С. пояснил суду, что он настаивает на своем заявлении, просит суд удовлетворить его в полном объеме. Представитель заявитель - адвокат Малёванный А.Д. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя. Представители территориальной избирательной комиссии Северская в судебном заседании пояснили суду, что территориальная избирательная комиссия Северская возражает против удовлетворения заявления Богуша А.С., по основаниям, изложенным в письменном возражении председателя территориальной избирательной комиссии Северская на заявление Богуша А.С., из которого следует, что основанием для отказа в регистрации Богуша А.С. кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района послужило отсутствие документов для выдвижения и регистрации, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». В ходе рассмотрения документов, представленных для выдвижения и регистрации, территориальная избирательная комиссия Северская установила: Богуш Александром Степановичем вообще не представлены: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, что является нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края) «первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом». Аналогичный перечень документов, составляющих первый финансовый отчет содержится в пункте 3.2 постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года № 76/720 «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета» (далее - Порядок). При этом пунктом 3.3 указанного Порядка поясняется, что представление кандидатом не всех составляющих финансовый отчет документов не является выполнением им требований Закона Краснодарского края. Согласно действующему избирательному законодательству кандидат обязан единовременно и в полном объеме представить для своей регистрации в избирательную комиссию документы согласно перечню установленного частью 1 статьи 73 Закона Краснодарского края. Доводы заявителя о ссылке на Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не применятся на данные правоотношения, так как они регулируют выборы депутатов Государственной Думы РФ. Довод заявителя о том, что его не известили об отсутствии первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата является ошибочным и необоснованным, так как согласно абзацу второму и третьему пункта 1 постановления ЦИК России от 23 марта 2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата. Кроме этого, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Данное обстоятельство не отрицается и в самом заявлении А.С. Богуша, а именно: его ссылка на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которая разъясняет, что кандидат вправе устранить недостатки и вносить изменения только в представленные кандидатом документы для выдвижения и регистрации. Доказательством не представления первого финансового отчета и учета поступления расходования средств фонда кандидата служит подтверждение о приеме документов на регистрацию от кандидата А.С. Богуша, выданное ТИК Северская от 18 января 2012 года, в котором отсутствует два обязательных документа для регистрации: первый финансовый отчет и учет поступления. Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Что подтверждает сам А.С. Богуш в своем заявлении. Таким образом, Закон Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» дополняет гарантии, способствующие реализации избирательных прав на территории Краснодарского края, а не противоречит им. Территориальная избирательная комиссия Северская выполнила возложенную на нее законом обязанность по проверке представленных кандидатом А.С. Богуш документов, дала должную правовую оценку указанному обстоятельству, приняла законное и обоснованное решение об отказе в регистрации А.С. Богуша кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района. Решение территориальной избирательной комиссии Северская об отказе в регистрации не может быть отменено судом по заявлению кандидата, так как решение было принято избирательной комиссией с соблюдением требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края. Нарушения, допущенные кандидатом А.С. Богушем, ставят остальных кандидатов в неравное с ним положение, так как остальные кандидаты на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района первый финансовый отчет представили в полном объеме: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом. ТИК Северская оценивала соответствие представленных кандидатами документов требованиям законодательства о выборах, не могла отнестись к кандидату А.С. Богуш более лояльно, чем к остальным кандидатам. Кроме этого, постановлением ЦИК России от 23 марта 2007 г. №203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в. 1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. Само же по себе законодательное закрепление необходимости отказа в регистрации в том случае, когда кандидат не сдал необходимые документы для регистрации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права, поскольку в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения. На основании вышеизложенного территориальная избирательная комиссия Северская просит суд в удовлетворении заявления Богуша А.С. о признании решения территориальной избирательной комиссии Северская от 27 января 2012 года № 48/585 «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района Богуш Александру Степановичу» незаконным, отказать (л.д.22-26). В судебном заседании представители Территориальной избирательной комиссии Северская возражения председателя территориальной избирательной комиссии Северская на заявление Богуша А.С. поддержали в полном объёме. Считают, что заявление Богуша А.С. не подлежит удовлетворению. Выслушав объяснения заявителя, мнение по заявлению представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагающего, что заявление Богуша А.С. является необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Богушем А.С. решение Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту - ТИК) Северская № 48/585 от 27.01.2012 года является законным, а заявленные Богушем А.С. требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Судом в судебном заседании из объяснений заявителя, представителей заинтересованного лица, из письменных доказательств по делу, в том числе и решения ТИК Северская № 48/585 от 27.01.2012 года(л.д.13-16) установлено, что основанием для отказа в регистрации Богуша А.С. кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района послужило отсутствие необходимых, но не предоставленных Богушем А.С. документов для выдвижения и регистрации, что предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи74 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края). В ходе рассмотрения документов, представленных Богушем А.С. для выдвижения и регистрации, территориальная избирательная комиссия Северская установила, что кандидатом Богушем А.С. не представлены в ТИК Северская следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, что зафиксировано не только в решении ТИК(л.д.13-16), но и в письменных подтверждениях о приеме от Богуша А.С. документов на регистрацию, выданных заявителю 17 января 2012 года в 16 часов 30 минут, 18 января 2012 года в 12 часов, 25 января 2012 года в 12 часов 20 минут(л.д.18,19,20). Не предоставление Богушем А.С. указанных документов является нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 73 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», из которого следует, что «первый финансовый отчет считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом». Аналогичный перечень документов первого финансового отчета содержится в пункте 3.2 постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 11 марта 2009 года № 76/720 «О Порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших муниципальные списки кандидатов, при проведении муниципальных выборов в Краснодарском крае и Разъяснениях по составлению финансового отчета». При этом пунктом 3.3 указанного Порядка поясняется, что представление кандидатом не всех составляющих финансовый отчет документов не является выполнением им требований Закона Краснодарского края. О том, что вышеперечисленные документы не были им представлены в ТИК Северская при подаче документов на регистрацию в качестве кандидата, в судебном заседании пояснил суду и сам заявитель Богуш А.С. Довод заявителя Богуш А.С. о том, что в соответствии с частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, но данное требование не выполнено ТИК Северская, является ошибочным, поскольку существуют нормативные требования избирательного законодательства только по извещению о выявленных недостатках в документах, представленных для выдвижения и регистрации кандидатов. Как видно из материалов дела, кандидатом Богуш А.С. документы, необходимые для выдвижения и регистрации вообще не представлены. Часть 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края, на которую в своём заявлении ссылается заявитель Богуш А.С., не может быть применена в данном случае, что также подтверждается абзацем третьим и четвертым пункта 1 постановления ЦИК России от 23 марта 2007 г. № 203/1272-4 «О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в. 1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из содержания которых следует, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов,документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата. Кроме этого, указанное выше постановление ЦИК России разъясняет, что ответственность за представление (либо непредставление) документов о выдвижении и на регистрацию кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствующее оформление представленных документов требованиям законодательства возложена на самого кандидата. Таким образом, судом в судебном заседании установлено, что ТИК Северская выполнила возложенную на нее законом обязанность по проверке всех представленных кандидатом Богушем А.С. документов, дала должную правовую оценку представленным заявителем документам, приняла законное и обоснованное решение об отказе в регистрации Богуша А.С. кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Богушу Александру Степановичу в удовлетворении заявления об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Северская от 27.01.2012 года № 48/585 «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района Богуш Александру Степановичу» и об обязании Территориальной избирательной комиссии Северская зарегистрировать Богуша Александра Степановича в качестве кандидата на должность главы Смоленского сельского поселения Северского района отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Маслак В.Г.