к делу № 2- 515 /12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 23 марта 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Полозкова Е.И.,
при секретаре Поповой М.Ю.,
с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А., представителя заинтересованного лица администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края Богдановой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования и возложении обязанности принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района, действующий в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования и возложении обязанности принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования.
В обоснование заявленного требования прокурор Северского района указал о том, что прокуратурой Северского района 29.02.2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии в деятельности администрации Афипского городского поселения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В то же время, проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного требования законодательства в городском поселении отсутствуют нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обращения с отходами производства и потребления, в том числе и биологическими.
Согласно п. 1.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные
конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии с п. 1.11 вышеуказанных правил, целью Правил является: нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. Из преамбулы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, бездействие администрации поселения по принятию нормативно-правового акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе с биологическими) является неправомерным, поскольку нарушает конституционные права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время эпизоотическая обстановка на территории края в связи с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС) остается крайне неблагополучной. Уже в начале текущего года зарегистрирован очаг АЧС на СТФ ООО «Племзавод «Индустриальный» г. Тимашевска, с общим свинопоголовъем 32 тысячи голов. Анализ распространения заболевания на территории края свидетельствует, что очаги заболевания зарегистрированы как в личных подсобных хозяйствах граждан, так и в специализированных предприятиях. Принятия органом местного самоуправления нормативно-правового акта в рассматриваемой сфере послужит препятствием для ухудшения эпизоотической обстановки на территории муниципального образования.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы поселения в декабре 2010 года вносилось представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Однако, по результатам рассмотрения представления нормативно-правовой акт не принят. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Северского района Ерохин В.А. заявленное прокурором Северского района требование поддержал, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель администрации Афипского городского поселения Богданова И.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, пояснила, что нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования будет принят на ближайшее время.
Начальник ГБУ «Управление ветеринарии Северского района» Сокол Г.К. поддержал заявленное прокурором требование в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования и возложе6нии обязанности принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории указанного в данном решении муниципального образования.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Северского района Ерохина В.А., полагавшего заявленное прокурором Северского района требование удовлетворить, пришёл к выводу об обоснованности заявленного прокурором Северского района требования и его удовлетворении по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании имеющейся в деле копией представления прокурора Северского района Краснодарского края, в котором отражено о том, что в результате проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности администрации Афипского городского поселения, установлено, что в нарушение требования природоохранного законодательства в Афипского городском поселении отсутствует нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления, в том числе и биологическими, вынесено представление в адрес главы администрации Афипского городского поселения Северского района об устранении нарушения природоохранного законодательства (л.д.4-5).
В силу требований ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоотведения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 1.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В соответствии с п. 1.11 вышеуказанных правил, целью Правил является: нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения.
Из преамбулы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного суд считает, что требование прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования и возложении обязанности принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования Афипкое городское поселение подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, ст.89 ГПК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
заявление прокурора Северского района в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования и возложении обязанности устранить допущенное нарушение - принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования Афипское городское поселение удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по не принятию нормативно-правого акта, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления (в то числе биологическими) на территории муниципального образования.
Возложить обязанность на администрацию Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края обязанность устранить допущенное нарушение - принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок обращения с отходами производства и потребления (в том числе биологическими) на территории муниципального образования.
Взыскать с администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Северском районном суде 28 марта 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным судебным решением.
Судья Полозков Е.И.