РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 4 апреля 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: Новикова Л.В.,
С участием заявителя Смольниковой Ю.И.
Представителя администрации МО Северский район Драп Е.В., представителя Северской сельской администрации Васильевой
при секретаре: Казанцевой И.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Смольниковой Юлии Ивановны об оспаривании решения администрации МО Северский район,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации МО Северский район об отказе в передаче ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в ст.Северской по <...>, считая указанный отказ незаконным
В судебном заседании заявитель заявление поддержала в полном объеме, дополнив, что заявление о предоставлении ей земельного участка в аренду под жилищное строительство в администрацию МО Северский район она подала 17.02.2012года. 5.03.2012года получила письмо от администрации, в котором указано, что существующий кадастровый квартал ограничен земельным участком № <...> изменений границ кадастрового квартала не предполагается, поэтому формирование земельного участка на торги не представляется возможным. Она считает, что данный ответ не соответствует действительности, поскольку испрашиваемый ею земельный участок находится в кадастровом квартале, отведенном под жилищное строительство, изменение границ кадастрового квартала не требуется. Доводы администрации о том, что свободные земли в указанном кадастровом квартале предназначаются для социальных объектов также считает не состоятельными, так как согласно карты градостроительного зонирования, микрорайон, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, предназначен для индивидуального жилищного строительства с содержанием домашнего скота и птицы, а не для объектов соцкульбыта. Заявитель просит обязать администрацию опубликовать сообщение о приеме ее заявления о предоставлении в аренду земельного участка в ст.Северской по <...> с указанием места положения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодичном печатном издании с целью выставления его на торги для предоставления в аренду под индивидуальное жилищное строительство. При этом пояснила, что номер участку она присвоила условно сама, так как участок под № <...> существует, а рядом с ним – свободные земли.
Представитель администрации МО Северский район в предварительном судебном заседании пояснила, что считает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку администрация не отказывала заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, а отказала в формировании указанного ею земельного участка по <...> в ст.Северской с целью выставления его на торги для предоставления в аренду для жилищного строительства. Отказано заявителю в формировании земельного участка потому, что по поступившим данным из Северского сельского поселения, в полномочия которого в силу закона входят вопросы градостроительства, свободный земельный массив, на котором находится испрашиваемый земельный участок, предназначен по плану градостроительства ст.Северской для объектов соцкультбыта. Вопрос о том, какие земли населенного пункта должны предназначаться для жилищного строительства, а какие для иных нужд, решает сельское поселение самостоятельно, поэтому администрация МО Северский район не вправе формировать испрашиваемый заявителем земельный участок для выставления на торги с целью предоставления в аренду для жилищного строительства без учета плана градостроительства поселения, так как это противоречит требованиям закона, ущемляет полномочия поселения, предусмотренные ст.14ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Представитель МО также пояснила, что при отказе в формировании земельного участка была допущена описка: указано кадастровый квартал вместо жилищный квартал. То есть в ответе заявителю следовало указать, что формирование земельного участка невозможно из-за того, что жилищный квартал ограничен, изменение его границ в настоящее время не предполагается.
В судебном заседании представитель администрации МО Северский район дополнила свои возражения на заявление Смольниковой Ю.И., пояснив, что действия администрации района являются законными, отказ в формировании земельного участка и выставления его на торги согласован с администрацией Северского сельского поселения, не предполагающей в настоящее время передавать свободный участок под жилищное строительство. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится на землях, государственное право собственности на которые не разграничено, поэтому в силу ст.30.1Земельного кодекса РФ, на которую ссылается заявитель, принятие решения о проведении аукциона по продаже земельного участка в данном случае является правом, а не обязанностью администрации. Ссылка заявителя на ст.28ЗК РФ, предусматривающую, что отказ в предоставлении земельных участков в собственность не допустим за некоторым исключением, является не состоятельной, так как в ней идет речь о земельных участках, на которые право собственности разграничено. В данном случае применима ст.30.1 ЗК РФ. Смольникова вправе обратиться в администрацию района с просьбой предоставления земельного участка из свободных сформированных земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.
Представитель администрации Северского сельского поселения пояснила, что в соответствии с картой-схемой градостроительства ранее на месте, где заявителем испрашивается земельный участок, должен был возводиться стадион, но в связи с реконструкцией стадиона в центре станицы, часть указанных земель сельским поселением решено передать под жилищное строительство, а часть свободного земельного массива перед детским садом, строительство которого планируется в дальнейшем, остается свободной, поскольку может возникнуть необходимость в увеличении площади земельного участка, отведенного под детский сад. Решение вопроса о строительстве детского сада находится в стадии разработки, согласования всех существующих санитарных и градостроительных норм, поэтому в настоящее время сельское поселение оставляет указанный участок свободным. Доводы заявителя о том, что согласно карты градостроительного зонирования, микрорайон, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, предназначен для индивидуального жилищного строительства с содержанием домашнего скота и птицы, а не для объектов соцкульбыта, являются не состоятельными, так как в каждом жилом микрорайоне должны быть объекты соцкультбыта. В данном микрорайоне по схеме-карте градостроительства, составленной архитектурой, планируется возведение минигоститницы, электроподстанции, столовой и других объектов, хотя на карте зонирования указано, что это жилой микрорайон.
Допрошенный в предварительном судебном заседании начальник отдела земельных и имущественных отношений Северского сельского поселения Воронов В.Н. пояснил, что земельный массив в ст.Северской в районе улиц Энгельса, Д.Бедного, Пугачева по плану градостроительства Северо-Восточного района станицы Северской предназначался для социально-культурных объектов, в том числе строительства стадиона. В настоящее время в центре станицы восстанавливается старый стадион, необходимость в устройстве стадиона в указанном микрорайоне отпала, поэтому администрацией поселения принято решение часть земельного массива, ранее предназначавшегося для строительства стадиона, передать под жилищное строительство. В результате было сформировано 10 земельных участков, которые распределены. Решение об увеличении площади жилищного строительства на остальной части земельного массива не принималось, остальные земли предназначены для социальной инфраструктуры. Заявитель просила сформировать земельный участок из земель, предназначенных для социальной инфраструктуры, что не входит в планы поселения. То есть по плану градостроительства жилищный квартал по улице Луговой ограничен, расширение его в настоящее время в планы поселения не входит.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Смольниковой Ю.И. отказать, исходя из следующего.
В соответствии со ст.14 ФЗ от 6.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;
В силу ст.15.1 указанного закона органы местного самоуправления муниципального района имеют право на: создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
В соответствии с ч.2 п.10 ст.3ФЗ от 25.10.2011года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В судебном заседании установлено, что 17.02.2012года заявитель обратилась в администрацию МО Северский район с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в ст.Северской по <...>(л.д.5).
Письмом от 29.02.2012года заместителя главы администрации в удовлетворении заявления было отказано по причине того, что формирование земельного участка на торги не предоставляется возможным из-за ограничения кадастрового квартала земельным участком <...>. В судебном заседании представитель администрации уточнила, что в ответе допущена неточность, следует считать, что отказано в связи ограничением жилищного квартала земельным участком <...>.
В судебном заседании из пояснений представителей Северской сельской администрации, обозрении карты-схемы градостроительства микрорайона ст.Северской, на котором находится испрашиваемый земельный участок, установлено, что на земельном массиве, где заявителем испрашивается земельный участок, должен был возводиться стадион, но в связи с реконструкцией стадиона в центре станицы, часть указанных земель сельским поселением передано под жилищное строительство, а часть земельного массива перед детским садом, строительство которого планируется в дальнейшем, остается свободной. Решение вопроса о строительстве детского сада находится в стадии разработки, согласования всех существующих санитарных и градостроительных норм, поэтому в настоящее время сельское поселение оставляет указанный участок свободным. В данном микрорайоне, согласно схеме-карте градостроительства, составленной архитектурой, возможно возведение минигоститницы, электроподстанции, столовой и других объектов, хотя на карте зонирования указано, что это жилой микрорайон (л.д. 31).
То есть в судебном заседании установлено, что на настоящий момент жилищный квартал в районе улицы Луговой в ст.Северской в том месте, где испрашивается заявителем земельный участок, действительно ограничен земельным участком по <...> (л.д.28).
Из приведенных выше норм законодательства следует, что в компетенцию органов местного самоуправления поселений входят вопросы градостроительства, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта и другие.
Органы местного самоуправления района должны создавать условия для обеспечения поселений услугами по организации досуга и услугами организаций культуры, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
То есть по смыслу закона органы местного самоуправления района, осуществляя распоряжение земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, не вправе ущемлять права поселений в вопросах градостроительства, создания объектов соцкульбыта, а, напротив, должны содействовать им в этом.
При таких обстоятельствах суд считает, что администрация МО Северский район не вправе была принимать решение о формировании земельного участка для выставления на торги под жилищное строительство по заявлению Смольниковой Ю.И., увеличивая площадь застройки под жилищное строительство, выходя за пределы жилищного квартала, который по решению сельского поселения на настоящий момент ограничен земельным участком под № <...>. Следовательно, принятое администрацией решение об отказе Смольниковой Ю.И. в предоставлении испрашиваемого земельного участка является законным и обоснованным.
Доводы заявителя о том, что согласно карты градостроительного зонирования, микрорайон, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, предназначен для индивидуального жилищного строительства с содержанием домашнего скота и птицы, а не для объектов соцкульбыта, являются не состоятельными, так как согласно карты-схемы жилого микрорайона в нем запланировано строительство детского сада, объектов соцкультбыта. Кроме того, вопрос о правильности составления карты зонирования не является предметом судебного разбирательства.
Требование заявителя в соответствии со ст.30.1.ЗК РФ опубликовать сообщение о приеме заявления о предоставлении земельного участка в арену является необоснованным, поскольку из п. 4 ст. 30 ЗК РФ следует, что для реализации права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. То есть по смыслу закона указание в ст.30.1.ЗК РФ на необходимость в двухнедельный срок осуществить публикацию о принятом заявлении о передаче земельного участка в аренду для жилищного строительства касается сформированных земельных участков, на получение которых подано заявление.
Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах сельского поселения, обусловленное особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя.
Тот факт, что в ответе администрации допущена неточность, указано, что не представляется возможным сформировать испрашиваемый земельный участок из-за ограничения кадастрового квартала, а не жилищного квартала, на законность принятого решения и его последствий не влияет, из смысла ответа следует, что речь идет об ограничении жилищного строительства земельным участком <...>.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Смольниковой Ю.И. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.254,ст.199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Смольниковой Юлии Ивановне в удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации МО Северский район об отказе в удовлетворении ее заявления о предоставлении земельного участка в аренду под жилищное строительство.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 9 апреля 2012года.
Председательствующая Л.В.Новикова