К делу № 2-576/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст.Северская 25 апреля 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи: Калашникова Ю.В.,
при секретаре: Ищенко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Микрюкова Петра Александровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Северском районе об оспаривании отказа в назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Микрюков П.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе об оспаривании отказа в назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований в своем заявлении и в судебном заседании сослался на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, вследствие чего инвалидом второй группы и получателем государственной пенсии по инвалидности. По достижении возраста 50 лет, истец обратился в УПФ РФ в Северском районе с заявлением о назначении ему также трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 29 декабря 2010 года истцу отказано в назначении второй трудовой пенсии по старости по причине не достижения заявителем необходимого возраста, отсутствия необходимого страхового стажа для получения трудовой пенсии по старости, а также ввиду отсутствия права на одновременное получение двух пенсий. Истец считает, что данный отказ нарушает его права, в связи с чем Микрюков П.А. обратился в суд с настоящим иском и просит признать незаконным отказ в назначении ему трудовой пенсии по старости и обязать УПФ РФ в Северском районе назначить ему трудовую пенсию по старости с момента его обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
В судебном заседании, Микрюков П.А. исковые требования поддержали, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
Представитель УПФ РФ в Северском районе в суде иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Микрюкова П.А. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривается длительное выполнение отдельной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
Исходя из смысла ст.ст. 2-3, 27-28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой, работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленной спецификой и характером труда.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 05 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании установлено, что Микрюков П.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно справке филиала № 41 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» от 14 октября 2008 года /л.д. 4/, истцу установлена вторая группа инвалидности бессрочно, с установлением причины заболевания: полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В ноябре 2010 года Микрюков П.А. обратился в УПФ РФ в Северском районе с заявлением о назначении ему пенсии по старости с 50 лет.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 декабря 2010 года (протокол № 78/11), в назначении второй трудовой пенсии по старости, как инвалиду вследствие военной травмы полученной при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцу отказано в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 28 Федеральном закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом ответчик в своем решении ссылается на то, что право на вторую трудовую пенсию по старости как инвалиду вследствие военной травмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 28 Федеральном закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Микрюков П.А. приобретает в возрасте 55 лет, то есть с 23.12.2015 года при подаче соответствующего заявления.
Согласно имеющейся в материалах дела копии дополнительного протокола № 40/5 от 08 июня 2011 года, отказано Микрюкову П.А. в назначении второй трудовой пенсии по старости как инвалиду вследствие военной травмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 28 Федеральном закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и указано о том, что право на вторую трудовую пенсию по старости как инвалиду вследствие военной травмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 28 Федеральном закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Микрюков П.А. приобретает в возрасте 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается одна пенсия по их выбору.
В силу п. 2 ст. 4 указанного Федерального закона, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.п.1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 05 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п.1 ч. 2 ст. 15 настоящего закона и трудовая пенсия по старости.
Согласно п. 2 ст. 15 указанного закона, инвалидностью в следствие военной травмы считается инвалидность наступившая в следствие ранения, контузии, увечий или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы.
В соответствии с п. 2 ч. 2. ст. 10 указанного Федерального закона, пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте № пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
На основании ст. 3 указанного Закона, при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими Федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, в порядке, установленном в ст. 10 Федерального закона от 05 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Возраст выхода на пению не может быть меньше 50 и 45 лет (для мужчин и женщин соответственно, максимальная величина уменьшения возраста выхода на пенсию – 10 лет).
Данные правовые положения нашли подтверждение в определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года № 350-О в части правоприменения ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением на 10 лет. Применительно к гражданам ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.
Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы, и льготные условия назначения им пенсий (в том числе снижение пенсионного возраста), законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1 статья 55 часть 3, Конституции Российской Федерации), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Данный вывод вытекает из правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного суда РФ от 01 декабря 1997 года № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Исходя из изложенного, а также учитывая, что 23.12.2010 года Микрюков П.А. достиг пятидесятилетнего возраста и имел трудовой стаж не менее пяти лет, протокол № 78/11 от 29 декабря 2010 года решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края, а также дополнительный протокол № 40/5 от 08.06.2011 года следует признать незаконными, при этом обязав УПФ РФ по Северскому району назначить Микрюкову П.А. трудовую пенсию по старости с момента достижения им пятидесятилетнего возраста, то есть с 23 декабря 2010 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Микрюкова Петра Александровича, удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Северском районе Краснодарского края от 29 декабря 2010 года (протокол № 78/11), а также дополнительный протокол № 40/5 от 08.06.2011 года, признать незаконными.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Северском районе Краснодарского края назначить Микрюкову Петру Александровичу трудовую пенсию по старости с 23 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья: Ю.В. Калашников
Решение не вступило в законную силу