решение по иску Куликовского Ю.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Северском районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии



к делу № 2-749/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                     05 мая 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Полозкова Е.И.,

при секретаре Поповой М.Ю.,

с участием истца Куликовского Ю.И., представителя истца Куликовского Ю.И. адвоката Суховой О.И., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Северском районе Марковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску по иску Куликовского Юрия Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Северском районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж для установления доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 01 сентября 2001 года и произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Куликовский Ю.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Северском районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж для установления доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 01 сентября 2001 года и произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2011 года.

В обоснование исковых требований указал о том, что 10.03.2011 года истец обратился с заявлением в УПФ РФ в Северском районе о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности».

Согласно вступившему в силу с 1 января 2011 года Федеральному закону от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности» право на доплату к пенсии имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных вымоечных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Следовательно, при установлении доплаты к пенсии применяются соответствующие нормативно-правовые акты, которые применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05 мая 2011 года (протокол № 33/8) истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии вышеназванным Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ.

Как видно из решения Комиссии ответчик отказал истцу во включении в специальный стаж, дающий право на назначение доплаты к трудовой пенсии, периода работы с 01.01.1991 года по 01.09.2001 года на территории Республики Казахстан.

Мотивируя свой отказ, ответчик сослался на Постановление Правительства Российской Федерации № 516, в пункте 4 которого указано о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

По мнению ответчика в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР - до 1 января 1991 года.

Согласно решению Комиссии календарная продолжительность специального стажа, дающего право на доплату к пенсии с учетом льготного исчисления составила 18 лет 2 месяца 16 дней.

С решением Комиссии об отказе в ежемесячной доплате к пенсии истец Куликовский Ю.И. не согласен по следующим основаниям.

Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 года условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 год N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).

К числу таких международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Более подробно вопросы подтверждения стажа для таких лиц изложены в распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР". В нем, в частности, указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В связи с этим право истца Куликовского Ю.И. на ежемесячную доплату к пенсии должно определяться с учетом трудового стажа, полученного в Казахстане. Эта норма предусмотрена п. 2 ст. 6 названного Соглашения.

В период с 01.01.1991 года по 02.03.1994 года истец Куликовский Ю.И. работал в должностях подземного машиниста горных выемочных машин, а с 02.03.1994 года до 01.09.2001 года в должностях подземного проходчика, обе должности относятся к ведущим профессиям. Таким образом, календарная продолжительность трудового стажа с 01.01.1991 года по 01.09.2001 года составила 10 лет 8 месяцев, которые не были учтены Комиссией при рассмотрении заявления истца о назначении ежемесячной доплаты к пенсии.

Принимая решение об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии комиссия не учла п. 2 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» где указано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Это положение согласуется также с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Истец Куликовский Ю.И. и его представитель адвокат Сухова О.И. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просят суд об их удовлетворении.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения в Северском районе Маркова М.Г. в судебном заседании исковые требования Куликовского Ю.И. не признала, пояснила суду о том, что 10 марта 2011 года Куликовский Ю.И. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Северскому району за установлением ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Указанный закон вступил в силу с 01 января 2011 года.

Статьей 1 Федерального закона № 84-ФЗ установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В отличие от трудовой пенсии, для установления которой в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан Государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Доплата к пенсии работникам угольной промышленности имеет иную правовую природу, и находит отражение в порядке финансирования указанной доплаты. Доплата производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности Российской Федерации взносов по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которого обеспечивается выплата дополнительного социального обеспечения (доплаты к пенсии бывшим (неработающим) работникам организаций угольной промышленности).

Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному (социальному) страхованию в Федеральных законах «Об основах обязательного страхования» от 16.07.1999г. № 165-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ.Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным нормативным актом являются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Согласно п. 4 Правил 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 84-ФЗ для плательщиков взносов тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.

Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР до 1 января 1991 года.

Статья 4 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ предусматривает назначение выплаты доплаты к пенсии с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.

На основании вышеизложенного, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Северском районе считает обоснованным не включение периода работы Куликовского Ю.И. с 01.01.1991г. по 01.09.2001г. при назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ по причине того, что работа заявителя в указанный период осуществлялась не на территории Российской Федерации, и считает отказ в установлении ежемесячной доплаты к пенсии Куликовскому Ю.И. обоснованным и верным.

Суд, выслушав объяснения истца Куликовскоо Ю.И., его представителя адвоката Суховой О.И., представителя ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Северском районе Марковой М.Г., исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Куликовского Ю.И. в связи с их необоснованностью по следующим основаниям.

В материалах данного дела имеется копия трудовой книжки, выданной на имя Куликовского Юрия Ивановича, 1949 года рождения, согласно которой в период с 01.01.1991 года по 01.09.2001 года работа истца протекала на территории Республики Казахстан; (л.д. 5-17).

Согласно имеющейся в материалах данного дела копии протокола № 33/8 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.05.2012 года Куликовскому Ю.И. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствие м специального стажа (л.д. 22-24).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества независимых государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, союз ССР прекратил своё существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств – до 13 марта 1992 года.

На 13 марта 1992 года льготный стаж работы истца Куликовского Ю.И. составил 18 лет 7 месяцев и 29 дней.

В статье 1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категории работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ определены лица, имеющие право на доплату к пенсии, условии ее назначения, исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии. В частности к ним относятся лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников, ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков па отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ. Перечисленные выше лица имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии.

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 вышеприведенного Федерального закона, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Довод о наличии у Куликовского Ю.И. права на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с тем, что он является получателем досрочной трудовой пенсии, не может служить основанием для удовлетворения иска.

Согласно п. 4 Правил, указанных выше, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Указанными Правилами не предусматривается возможность исчисления стажа
для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с учётом стажа,
приобретённого за пределами РФ, в организации, не являющейся плательщиком
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Северском районе в зачёте стажа работы Куликовского Ю.И. на территории Республики Казахстан с 01.01.1991 г. по 01.09.2001года для назначения ему дополнительного социального обеспечения не нарушает однообразия исчисления стажа, предусмотренного Федеральным законом от 10.05.2010 года № 84-ФЗ.

Нельзя признать убедительным и утверждение истца о наличии у него права на вышеуказанную выплату в соответствии с Соглашением стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г.

Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (ст. 6) предусматривает, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Настоящее соглашение применяется только в случаях, им предусмотренных, и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, стаж работы на территории Республики Казахстан должен засчитываться Куликовскому Ю.И. только для установления права на пенсию, но не для всех видов пенсионного обеспечения, как утверждает в исковом заявлении и в судебном заседании истец Куликовский Ю.И.

Кроме того, ежемесячная доплата к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии, является самостоятельной выплатой и не входит в состав пенсионного обеспечения. Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.

Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности имеет иную правовую природу. Это находит отражение в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения её размера.

За счёт уплачиваемой организациями угольной промышленности РФ взносов по установленному тарифу сверх тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обеспечивается выплата дополнительного социального обеспечения (доплаты к пенсии) бывшим работникам организаций угольной промышленности.

Поэтому суд пришёл к выводу отказать истцу Куликовскому Ю.И. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Северском районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж для установления доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 01 сентября 2001 года и произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Куликовскому Юрию Ивановичу в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Северском районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого специального стажа, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж для установления доплаты к пенсии периода работы с 01 января 1991 года по 01 сентября 2001 года и произвести перерасчёт пенсии с 01 мая 2011 года.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Северском районном суде 11 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в месячный срок со дня ознакомления с мотивированным судебным решением.

Председательствующий: Полозков Е.И.