Решение по иску военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах РФ к администрации МО Северского района, военному комиссариату Краснодарского края и к Гапичеву А.Ю. о признании незаконным решения призывной комиссии Северского района



К делу № 2- 743/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Северская.                         30 мая 2012 года.

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,

при секретаре Галенда Н.Д.,

с участием: прокурора – помощника военного прокурора Краснодарского гарнизона Мамыкина А.Н., представителя ответчика - военного комиссариата Краснодарского края Логвиненко Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования Северский район, военному комиссариату Краснодарского края и к Гапичеву Андрею Юрьевичу о признании незаконным решения призывной комиссии Северского района Краснодарского края от 6 июня 2008 года об освобождении Гапичева А.Ю. от призыва на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным решения призывной комиссии Северского района Краснодарского края от 6 июня 2008 года об освобождении Гапичева А.Ю. от призыва на военную службу.

В обоснование заявленных требований истец в своем исковом заявлении указал следующее:

Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона совместно с прокуратурой Северского района проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Северскому району, от призыва па военную службу.

В ходе проверки установлено, что 6 июня 2008 г. (протокол № 29) призывной комиссией вышеназванного муниципального образования принято решение об освобождении Гапичева Андрея Юрьевича от призыва на военную службу в связи с признанием его «В» - ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в последующем отделом военного комиссариата Краснодарского края по Северскому району ему выдан военный билет <...>

Данное решение принято незаконно по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу.

В соответствии с п.п. 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.

По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Руководители территориальных органов управления здравоохранением, руководители медицинских организаций и военные комиссары обеспечивают своевременное медицинское обследование (лечение) граждан.

В соответствии с п. 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.

В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии или военный комиссариата (приложение № 32 к данной Инструкции), а именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас и ему, после утверждения этого решения призывной комиссией субъекта Российской Федерации, выдается военный билет установленного образца.

Прокурорской проверкой установлено, что указанный призывник по результатам медицинского освидетельствования на основании решения призывной комиссии Северского района № 29 от 06.06.2008 признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от ее прохождения.

Данное решение призывной комиссии принято на основании медицинских документов из ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» (далее - ККБ №1), а именно заключения гастроэнтеролога от имени врача М.Л.А. указанного медицинского учреждения от 18.05.2007 года, <...>

При этом согласно сообщению заместителя главного врача ККБ № 1 по поликлинической работе Ш.И.Л., на гражданина Гапичева А.Ю. медицинская карта в Краевой клинической больнице № 1 им. С.В. Очаповского не заводилась, в связи с чем, медицинские заключения ему не выдавались.

Из объяснения заведующей консультативно-диагностической поликлиники ККБ № 1 Л.Т.Ю. следует, что на заключении гастроэнтеролога М.Л.А. стоит оттиск гербовой печати, однако гербовые печати не находились в распоряжении поликлиники ККБ № 1 и на медицинские заключения никогда не ставились.

Таким образом, решение призывной комиссии Северского района Краснодарского края об освобождении данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, так как вынесено по документам, не соответствующим действительному состоянию здоровья призывника и не дающим ему право освобождения от призыва на военную службу.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссары и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

Призывная комиссия состоит из представителей различных организаций и создается решением муниципального органа, однако не является ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, ни их структурным подразделением. Вместе с тем, решение, принятое комиссией в отношении призывника, влечет возникновение у него определенных прав и обязанностей.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту интересов Российской Федерации, если решениями органов созданы препятствия к осуществлению прав и свобод государственных органов или на государство возложена какая-либо обязанность.

Таким образом, решение призывной комиссии об освобождении вышеуказанного призывника от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В связи с чем, военный прокурор Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации в исковом заявлении просит суд признать решение призывной комиссии Северского района Краснодарского края от 06.06.2008 (протокол № 29) об освобождении Гапичева Андрея Юрьевича от призыва на военную службу незаконным. Возложить на военный комиссариат Краснодарского края и на призывную комиссию Северского района Краснодарского края обязанности в виде организации мероприятий, связанных с призывом Гапичева Андрея Юрьевича на военную службу. Возложить на Гапичева Андрея Юрьевича обязанность явиться на призывную комиссию Северского района Краснодарского края, сдать выданный ему военный билет <...> и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу (л.д.24-28).

В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор Мамыкин А.Н. настаивает на заявлении военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации, просит суд его удовлетворить.

Представитель ответчика – Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности – Логвиненко Н.М. в судебном заседании пояснила суду, что призывная комиссия Северского района приняла решение по медицинскому заключению. Поскольку медицинское заключение является незаконным, то исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона подлежит удовлетворению.

Представитель ответчиков – администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края и привлечённой судом в дело призывной комиссии муниципального образования Северский район(л.д.45) в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой дело рассмотреть в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда (л.д.51).

Ответчик Гапичев А.Ю. в судебное заседание не явился. В связи с тем, что место жительства ответчика истцу и суду не известно, повестка о вызове в суд ответчику направлялась в порядке ч. 4 ст.116 ГПК РФ (л.д.57-58). Кроме того, в материалах дела имеется рапорт начальника отделения (ППНГВС по К) К.А.А., согласно которому при посещении Гапичева А.Ю., зарегистрированного по адресу: <...>, данный гражданин по указанному адресу зарегистрирован, но не проживает. Со слов матери ее сын Гапичев А.Ю. находится на заработках в Адлерском районе в г. Сочи, точный его адрес неизвестен (л.д.59).

    Суд в порядке ст. 50 ГПК РФ для вынесения законного и обоснованного решения по делу назначил своим определением ответчику в качестве представителя дежурного адвоката Северского филиала КККА адвокатской палаты Краснодарского края (л.д. 61,62).

    Представитель ответчика в судебном заседании при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

    Выслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя военного комиссариата Краснодарского края; представителя ответчика Гапичева А.Ю. – адвоката Таджибовой Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и па внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу.

Как было установлено в судебном заседании из объяснений участвующего в деле военного прокурора Краснодарского гарнизона, представителя ответчика – военного комиссариата Краснодарского края и из исследованных в судебном заседании материалов гражданского дела, в том числе и копии личного дела гражданина Гапичева А.Ю., подлежащего призыву на военную службу(л.д.6-16), призывник Гапичев А.Ю. по результатам медицинского освидетельствования на основании решения призывной комиссии Северского района № 29 от 06.06.2008 признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от прохождения военной службы.

Данное решение призывной комиссии принято на основании медицинских документов из ГБОУ «Краснодарская краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» (далее - ККБ №1), а именно заключения гастроэнтеролога от имени врача М.Л.А. указанного медицинского учреждения от 18.05.2007 года <...>(л.д.15,16).

При этом согласно сообщению заместителя главного врача ККБ № 1 по поликлинической работе Ш.И.Л., на гражданина Гапичева А.Ю. медицинская карта в Краевой клинической больнице № 1 им. С.В. Очаповского не заводилась, в связи с чем, медицинские заключения ему не выдавались(л.д.17).

Из объяснения заведующей консультативно-диагностической поликлиники ККБ № 1 Л.Т.Ю. следует, что на заключении гастроэнтеролога М.Л.А. стоит оттиск гербовой печати, однако гербовые печати не находились в распоряжении поликлиники ККБ № 1 и на медицинские заключения никогда не ставились(л.д.18,19).

Таким образом, в судебном заседании судом установлено, что на гражданина Гапичева А.Ю. медицинская карта в Краевой клинической больнице № 1 им. С.В. Очаповского не заводилась, в связи с чем, медицинские заключения указанным лечебным учреждением о наличии у Гапичева А.Ю. заболевания <...>, ответчику Гапичеву А.Ю. не выдавались, диагноз, поставленный в ходе призывных мероприятий 18.05.2007 года призывнику Гапичеву А.Ю., документально не подтверждён, решение призывной комиссии Северского района от 06.06.2008 года в отношении Гапичева А.Ю. об освобождении его от призыва на военную службу является незаконным, а потому требования военного прокурора Краснодарского гарнизона являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решение призывной комиссии Северского района об освобождении вышеуказанного призывника – ответчика по делу Гапичева А.Ю. от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

Согласно ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ 28.03.1998 (в редакции от 21.12.2009) призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах.

Согласно ст. 28 ФЗ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ (в редакции от 28.11.2009) «О воинской обязанности и военной службе» при призыве граждан на военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию соответствующего решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования Северский район, призывной комиссии муниципального образования Северский район, военному комиссариату Краснодарского края и к Гапичеву Андрею Юрьевичу о признании незаконным решения призывной комиссии Северского района Краснодарского края от 6 июня 2008 года об освобождении Гапичева А.Ю. от призыва на военную службу удовлетворить.

Признать решение призывной комиссии Северского района Краснодарского от 06.06.2008 года (протокол № 29) об освобождении Гапичева Андрея Юрьевича от призыва на военную службу незаконным.

Обязать военный комиссариат Краснодарского края и призывную комиссию муниципального образования Северский район Краснодарского края организовать и провести мероприятия, связанные с призывом Гапичева Андрея Юрьевича на военную службу.

Обязать Гапичева Андрея Юрьевича явиться на призывную комиссию муниципального образования Северский район Краснодарского края, сдать выданный ему <...> отделом ВК Краснодарского края военный билет <...> и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

        Судья Маслак В.Г.