Дело № 2-1031/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Северская. 18 июня 2012 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Галенда Н.Д.,
с участием: прокурора – заместителя прокурора Северского района Шумовского А.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Северский район – Колесниковой Е.М., представителя администрации Северского сельского поселения – Солдатова Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Северское сельское поселение к администрации муниципального образования (далее по тексту МО) Северский район о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Северское сельское поселение к администрации МО Северский район о признании незаконным бездействия администрации МО Северский район по не использованию полного комплекса мер направленного на взыскание задолженности по арендной плате за пользование земельным участком.
Свои требования прокурор Северского района в заявлении обосновал следующим:
Прокуратурой района 28.04.2012 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в администрации муниципального образования Северский район при взыскании арендной платы с ООО «Новая форма» за пользования земельным участком с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: ст. Северская, в районе ул. Таманская и ул. Украинская (Приложение № 1).
Согласно акту взаиморасчетов по арендной плате от 30.05.2012 задолженность у арендатора ООО «Новая форма» по арендной плате начала образовываться с 18.07.2011 (Приложение № 2). В соответствии с претензией администрации района к ООО «Новая форма» от 21.05.2012 общая сумма задолженности по арендной плате составляет 257 450, 51 рублей, задолженность по пене составляет 12 160, 05 рублей (Приложение).
При этом, администрацией Северского района должных мер к взысканию задолженности не принято, направлена только претензия 30.05.2012, что подтверждается светокопией чека (Приложение № 4), спустя 10 месяцев со дня возникновения задолженности. Право на обращение в суд администрацией района не использовано, что влечет за собой несвоевременное поступление в бюджет Северского района и бюджет Северского сельского поселения арендной платы. Арендная плата за пользования земельными участками государственная собственность на которые на разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земель поступают в размере 50% в бюджет муниципального образования Северский район и в размере 50% в бюджет поселения (ст. 62 Бюджетного кодекса РФ).
Бездействие администрации является нарушением ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих, что к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование имущества по нормативу 50 % в бюджет муниципального района и 50% бюджет поселений.
Кроме того, ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым, согласно ст. 15 указанного Федерального закона относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района.
Вместе с тем, ст. 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В данном случае при реализации полномочий администрацией МО Северский район по исполнению бюджета в части поступления размера доходов от арендной платы, данный принцип неминуемо нарушается, а само исполнение является не эффективным.
Указанное обстоятельство приводит к экономически необоснованным поступлениям доходов бюджета МО Северский район и бюджета Северского сельского поселения, неэффективному использованию муниципального имущества и, как результат, нарушениям бюджетного законодательства администрацией МО Северский район.
Арендная плата за пользование муниципальным имуществом является источником формирования доходной части бюджета МО Северский район и бюджета поселения. При формировании бюджета устанавливаются расходные обязательства, т.е. выделение средств из бюджета на различные сферы жизнедеятельности населения. Следовательно, при неуплате арендных платежей за пользование земельными участками, возможно недополучение денежных средств в бюджет и, как следствие, недостаточное финансирование социально - экономических программ (образование, здравоохранение, культура и др.), направленных на улучшение уровня жизни жителей Северского района.
Число жителей Северского района постоянно меняется, определить количество граждан, которые в результате недофинансирования могут получить меньший объем социальных благ, невозможно. Следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Администрацией МО Северский район не исполняется законодательство Российской Федерации, чем нарушаются интересы последней, а именно не исполняются требования Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», тем самым, нарушая принцип неукоснительного исполнения закона. Действие законов Российской Федерации распространяется на всей территории страны, и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать законы.
Кроме того, администрацией МО Северский район нарушаются права муниципального образования Северского сельского поселения, поскольку 50% арендной платы от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, поступает в бюджет поселения.
Администрация Северского сельского поселения зная о незаконном бездействии администрации муниципального образования Северский район по взысканию арендной платы в судебном порядке, самостоятельно не обратилась в суд с заявлением о признании бездействия незаконным. Это дает право прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов муниципального образования Северского сельского поселения.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с чем, прокурор Северского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Северский район, выразившееся в неиспользовании полного комплекса мер, направленных на взыскание задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, предоставленным ООО «Новая форма» по договору аренды от 10.05.2011 года. Также просит суд обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.08.2012 года обратиться в суд с исковым заявлением к ООО «Новая форма» о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате и пени в бюджет МО Северский район и бюджет Северского сельского поселения.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить, так как администрация МО Северский район до 21.05.2012 года не направляла претензий должнику. 21.05.2012 года была направлена претензия и дан срок должнику – 10 дней, для погашения задолженности, однако по истечении данного срока задолженность не была погашена. Администрацией МО Северский район до настоящего времени не был подан иск в суд.
Представитель администрации МО Северский район Колесникова Е.М. в судебном заседании исковые требования прокурора Северского района не признала, суду пояснила, что администрацией МО Северский район директору ООО «Новая форма» была направлена претензия, но в указанный срок должник задолженность не погасил. Иск они не предъявляли.
Представитель администрации Северского сельского поселения Солдатов Ф.В. в судебном заседании поддержал заявление прокурора Северского района.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что между администрацией МО Северский район и ООО «Новая форма» 10 мая 2011 года был заключен договор аренды земельного участка (л.д.4-10).
Согласно п. 2.3 ч.2 Договора аренды от 10.05.2011 года, арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного Положением к настоящему Договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в п.1.1 Договора, за каждый день использования и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа до 10 числа первого месяца каждого квартала. Первый платеж вносится в течение 30 календарных дней со дня регистрации Договора (л.д.4).
Из представленного расчета по арендной плате и пени на 30.05.2012 года задолженность ООО «Новая форма» перед администрацией МО Северский район по арендной плате составляет – 257 450 рублей 51 коп., по пене – 13052 рубля 54 коп. Итого задолженность составляет – 270503 рубля 05 коп. (л.д.12).
Как было установлено в судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела ООО «Новая форма» не исполнены взятые на себя обязанности по оплате арендной платы в соответствии с договором аренды от 10.05.2011 года. В связи с чем, администрацией МО Севрский район 21.05.2012 года была направлена директору ООО «Новая форма» претензия с требованиями выполнить взятые на себя обязательства по договору аренды от 10.05.2011 года, в 10-ти дневный срок погасить задолженность по арендной плате и пене и предоставить в отдел имущественных и земельных отношений администрации МО Северский район копии платежных документов, подтверждающих оплату задолженности. В случае неоплаты задолженности по арендной плате и пене, администрация МО Северский район будет вынуждена обратиться с иском в суд с требованиями о взыскании заложенности по арендной плате и пене и расторжением договора аренды земельного участка от 10.05.2011 года (л.д.13). Однако, до настоящего времени ООО «Новая форма» не исполнила взятые на себя обязательства по оплате арендной платы по договору аренды от 10.05.2011 года.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что администрацией МО Северский район должных мер к взысканию задолженности не принято, направлена только претензия 21.05.2012 года, то есть спустя 10 месяцев со дня возникновения задолженности. Право на обращение в суд администрацией района не использовано, что влечет за собой несвоевременное поступление в бюджет Северского района и бюджет Северского сельского поселения платежей за аренду земли на территории Северского сельского поселения. До и после направления ответчиком претензии директору ООО «Новая форма» 21 мая 20012 года(л.д.13) и до судебного заседания 18 июня 2012 года ответчиком не принято мер по взысканию с ООО «Новая форма» задолжности по арендным платежам за использование земельного участка, расположенного в границах Северского сельского поселения.
Таким образом, бездействие администрации МО Северский район является нарушением ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих, что к неналоговым доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование имущества по нормативу 50 % в бюджет муниципального района и 50% бюджет поселений.
В силу требований ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым, согласно ст. 15 указанного Федерального закона относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Администрацией МО Северский район не исполняется законодательство Российской Федерации, чем нарушаются интересы последней, а именно: не исполняются требования Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», тем самым нарушается принцип неукоснительного исполнения закона. Действие законов Российской Федерации распространяется на всей территории страны, и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать законы.
Кроме того, администрацией МО Северский район нарушаются права муниципального образования Северского сельского поселения, поскольку 50% арендной платы от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, поступает в бюджет поселения.
Муниципальное образование Северское сельское поселение, зная о незаконном бездействии администрации муниципального образования Северский район по взысканию арендной платы в судебном порядке, самостоятельно не обратилось в суд с заявлением о признании бездействия незаконным. Это дает право прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов муниципального образования Северское сельское поселение.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Северского сельского поселения к администрации муниципального образования Северский район о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район, выразившееся в неиспользовании полного комплекса мер, направленного на взыскание задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, предоставленным ООО «Новая форма» по договору аренды от 10.05.2011 года, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.08.2012 года обратиться в суд с исковым заявлением к ООО «Новая форма» о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате и пени в бюджет МО Северский район и бюджет Северского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья Маслак В.Г.