Решение по иску Гильдерман Л.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, о возложении обязанности произвести перерасчет.



К делу № 2-1067 /2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 06 июля 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи Новиковой Л.В.,

с участием истицы Гильдерман Л.М.,

с участием представителя УПФ РФ в Северском районе Марковой М.Г.,

при секретаре Казанцевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гильдерман Людмилы Михаиловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Гильдерман Л.М. обратились в суд с исковыми заявлениями к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ей ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности перерасчета ежемесячных денежных выплат. В обоснование своих требований истица указала, что ее муж Г.Э. <...> года рождения, проходил службу в органах внутренних дел РФ и погиб при исполнении служебных обязанностей. Ранее до 2005года она получала ежемесячную денежную выплату за него в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, затем, после изменения закона, размер выплат уменьшился, хотя она считает, что ежемесячная денежная выплата должна производиться в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с таким заявлением обратилась к ответчику. Однако Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края отказало ей в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. Согласно протоколов решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с 1 января 2005 года, с обоснованием, что Г.Э. погиб после 16 января 1995 года, а право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, распространяется только на родителей и жен тех военнослужащих, гибель или смерть, которых наступила до вступления в силу ФЗ № 5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года. Она считает, что Управление Пенсионного фонда РФ в <...> неправильно трактует нормы законодательства. То обстоятельство, что Г.Э. погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах», само по себе не лишает ее права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Дата смерти погибшего военнослужащего не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Согласно ст. 21, ст. 28 Закона «О ветеранах» она также имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть имеет право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны. В связи с принятием ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки в виде предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Ей была установлена ежемесячная денежная выплата бессрочно по категории – член семьи военнослужащего погибшего при исполнении служебных обязанностей, которая в настоящее время с учетом индексации составляет 795,88 рублей, однако данная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам Великой Отечественной войны, которая составляет 2875,98 рублей. Она считает, что ежемесячная денежная выплата должна быть назначена ей в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам Великой Отечественной войны. Кроме того, поскольку ЕДВ, выплачиваемые участникам Великой Отечественной войны не получались ею по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то они должны произвести перерасчет и произвести ей выплату недоплаченных сумм с 1.01.2005года. Истица просит суд обязать Управление пенсионного фонда РФ в Северском районе произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2005 года по настоящее время, и произвести выплату всех не выплаченных сумм за минусом получаемого набора социальных услуг.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования и просит суд их удовлетворить. Она просят обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны – 2875,98рублей, произвести ей перерасчет ежемесячных денежных выплат с 01 января 2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников войны.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе исковые требования не признала и просила суд отказать истице в удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе пояснила, что к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы, смерть которых наступила до 16 января 1995 года. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны и меры социальной защиты членов семей погибших ветеранов боевых действий. Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, и справки установленной формы о гибели военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Ее размер определен п.п.2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году согласно п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ - 1050 рублей), для членов семей погибших ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей). То есть в 2005 году единовременная денежная выплата уменьшилась для всех категорий, как для участников Великой Отечественной войны, так и для членов семей погибших военнослужащих. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и ФЗ «О ветеранах» истица на основании имеющегося у нее удостоверения на льготы до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, но после этой даты Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе признало за ней право на получение с 1 января 2005 года ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей в связи с тем, что ее муж погиб после 16 января 1995 года (после даты вступления в силу ФЗ «О ветеранах»).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Гильдерман Л.М. подлежат удовлетворению.

Согласно материалов дела Гильдерман Л.М. является вдовой погибшего Г.Э. <...> года рождения (л.д.9), погибшего 27.05.2002 года (л.д.11). Как следует из справки от 28.04.2012 г. №14/65-2121 Г.Э. являясь сотрудником ОВД, погиб при исполнении служебных обязанностей 27.05.2002года. Согласно удостоверения, истица имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Протоколами решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года истице отказано.

Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

    В судебном заседании установлено, что Г.Э. проходил службу в органах внутренних дел РФ и погиб при исполнении служебных обязанностей. Истица как вдова погибшего при исполнении служебных обязанностей, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно данной нормы закона на Гильдерман Л.М. распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» истица до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот предоставлялась ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой. Истице была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 355 рублей, но без учета того, что она должна приравниваться к участникам Великой Отечественной войны.

Суд считает, что Гильдерман Л.М. следует назначить и соответственно пересчитать ежемесячную денежную выплату, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. Впоследствии льготы, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.

Суд не может согласиться с доводами представителей Управления Пенсионного фонда в Северском районе о том, что у истицы отсутствует право на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, поскольку Г.Э. погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.200-7 гола № 331-ОП.

Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с тем, что объем льгот, получаемый истицей – членом семьи лица начальствующего состава органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, до 1 января 2005 года соответствовал объему льгот участников Великой Отечественной войны, то компенсация этих льгот в денежной форме, установленная с 1.01.2005года истице, не может считаться равноценной. Дата смерти погибшего Г.Э. не имеет правового значения для определения размера ежемесячной денежной выплаты истице. К тому же пункт 5 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, на основании которого истцам с 1 января 2005 года был определен размер ежемесячных денежных выплат в размере 150 рублей, прекратил свое действие с 1 января 2006 года.

Таким образом, Гильдерман Л.В., которая ранее до 1 января 2005 года пользовались льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная выплата, установленная для участников Великой Отечественной войны, не получалась истицей по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, поэтому она подлежит выплате без ограничения срока в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе обязано произвести истице Гильдерман Л.М. перерасчет ежемесячной денежной выплаты за минусом получаемого набора социальных услуг за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Гильдерман Людмилы Михаиловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности перерасчета недовыплаченных ежемесячных денежных выплат.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе назначить Гильдерман Людмиле Михаиловне ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе произвести Гильдерман Людмиле Михаиловне перерасчет ежемесячных денежных выплат с 01 января 2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, и произвести выплату не выплаченных сумм за минусом получаемого набора социальных услуг.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе госпошлину в размере 4000(четыре тысячи) рублей в доход государства.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующая                 Л.В.Новикова