к делу № 2-1065/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 06 июля 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующей судьи Новиковой Л.В.,
с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,
с участием представителя ГКУ КК «Комитет по лесу»Попова С.С.
при секретаре Казанцевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визард М», ГКУ КК «Комитет по лесу» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Визард М», ГКУ КК «Комитет по лесу» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения лесного законодательства. В обосновании заявленных требований указал, что 04.06.2012 прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района, в результате которой установлено, что юридическое лицо ООО «Визард М» приобрело на праве аренды в целях ведения сельского хозяйства участок, площадью 24,8 га, расположенный в квартале 30А выделы 1,2,3,13 части выделов 7,12 участкового Крепостного лесничества, Афипского лесничества. Вопреки действующему законодательству ответчиком ООО «Визард М» до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков, на основании которого осуществляются меры пожарной безопасности на арендованных лесных участках, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012года.
В исковом заявлении также указано, что в целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора ( в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно пп. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный су; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края. Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованных юридическим лицом ООО «Визард М» лесных участках учреждением не реализованы в течении длительного периода времени. Указанное юридическое лицо в период с 6.02.2009года по 09.06.2012года не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. ГКУ КК «Комитет по лесу» указанное юридическое лицо ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность, учреждение в суд с исковым заявлением к юридическому лицу о возложении обязанности разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось. То есть ГКУ КК «Комитет по лесу» допустило незаконное бездействие, которое необходимо устранить.
Прокурор Северского района просит обязать юридическое лицо ООО «Визард М» разработать проекты освоения лесов относительно арендованных им лесных участков, и предоставить их на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края. Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесных участках, арендованных юридическим лицом ООО «Визард М» незаконным, выразившиеся в не использовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности. Обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2012г. принять комплекс мер к юридическому лицу «Визард М» с целью разработки последним проектов освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованных лесных участках, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действия указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
В судебном заседании прокурор требования искового заявления поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель администрации ООО «Визард М» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ГКУ КК «Комитет по лесу» иск признал.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 04.06.2012 прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статье 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Вопреки приведенным положения Закона, ответчиком ООО «Визард М» с 6.20.2009года до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков, что подтверждается информацией директора Афинского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пишу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства). Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственным учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора ( в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно пп. 1, 2, 3," 4, 6, 8, 11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный су; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.
Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованных юридическим лицом ООО «Визард М» лесных участках учреждением не реализованы в течении длительного периода времени. Указанное юридическое лицо в период с 6.02.2009года по 09.06.2012года не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. ГКУ КК «Комитет по лесу» указанное юридическое лицо ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность, учреждение в суд с исковым заявлением к юридическому лицу об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось. То есть ГКУ КК «Комитет по лесу» не в полном объеме выполняет возложенные на них обязанности, допустило незаконное бездействие в своей деятельности.
В данном случае бездействие ответчика является неправомерным, поскольку препятствует реализации государственной политики в области соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района, что нарушает интересы населения страны, то есть неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора об устранении выявленных нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 255, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Северского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Визард М», ГКУ КК «Комитет по лесу» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения лесного законодательства – удовлетворить.
Обязать юридическое лицо ООО «Визард М» разработать проекты освоения лесов относительно лесных участков, арендованных в соответствии с договором аренды № 08-08а-006 от 6.02.2009года и предоставить их на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу», выразившиеся в не использовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности на лесных участках, арендованных юридическим лицом ООО «Визард М», незаконным.
Обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2012г. принять комплекс мер к юридическому лицу ООО «Визард М» с целью разработки последним проектов освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованных лесных участках, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действия указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
Взыскать с ООО «Визард М» госпошлину в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующая Л.В.Новикова