Решение по заявлению прокурора Северского р-на Кр. кр. в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий админитср. Афипского гор-го поселен Сев. р-на Кр. кр. по несоблюден. санитарных норм при содержан свалки в р-не х. Коваленко незаконными



Дело № -2-844 / 12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Северская                         16 мая 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи:                         Бородинова В.В.,

с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,

представителя администрации Афипского городского поселения Богдановой И.А., предоставившей доверенность №905 от 26.03.2012 г.,

представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах Даниленко В.А., предоставившей доверенность №01-15/81 от 12.01.2011 г.,

при секретаре                                    Прутько Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО Северский район, администрации Афипского городского поселения.

В ходе проверки установлено, что на территории Афипского городского поселения в районе х. Коваленко размещена свалка твердых бытовых отходов, на которой осуществляется размещение отходов производства и потребления жителей и предприятий.

Вопреки требованиям пп. 2.3, 4.1, 4.4, 5.5, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки, отсутствует ограждение по периметру всей территории свалки.

Указанные нарушения подтверждаются справкой специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах от 11.02.2012 г.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, бездействие администрации поселения по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При этом, администрацией Афипского городского поселения и администрацией муниципального образования Северский район вопреки требованиям ст.ст. 6, 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ правоустанавливающие документы на земельный участок занятый свалкой твердых бытовых отходов в установленном порядке не оформлены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Изложенное обстоятельство является недопустимым, поскольку границы свалки твердых бытовых отходов не установлены на местности, не установлен вид разрешенного использования земельного участка.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены

Просит признать бездействие администрации Афипского городского поселения по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко незаконным.

    Обязать администрацию Афипского городского поселения в срок до 01.06.2012 г. разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов на свалке в районе х Коваленко, осуществлять производственный контроль за состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха почвы в зоне возможного влияния свалки, регулярно осуществлять очистку обводных каналов свалки, оборудовать ограждение по всему периметру территории свалки.

    Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко незаконным.

    Обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.06.2012 г. организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко и вывозимых с территории Афипского городского поселения.

    Обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Афипского городского поселения в срок к 01.09.2012 г оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в районе х. Коваленко.

    Помощник прокурора в судебном заседании просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.

Представитель администрации МО «Северский район» в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Требования прокурора признает.

Представитель администрации Афипского городского поселения Северского района в судебном заседании просила суд в требованиях прокурора отказать, так как требования, указанные в исковом заявлении основаны на нормах санитарного законодательства. Согласно которого организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, а к полномочиям администрации Афипского городского поселения относится сбор и вывоз отходов и мусора, так же просила отказать прокурору в требованиях, так как свалка не принадлежит Афипскому городскому поселению.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах в судебном заседании требования прокурора Северского района поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.Суд, выслушав помощника прокурора, объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного заместителем прокурора Северского района требования по следующим основаниям.

Прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации муниципального образования Северский район, в ходе которой установлено, что на территории Афипского городского поселения в районе х. Коваленко размещена свалка твердых бытовых отходов, на которой осуществляется размещение отходов производства и потребления жителей и предприятий./л.д.4-6/.

Вопреки требованиям пп. 2.3, 4.1, 4.4, 5.5, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки, отсутствует ограждение по периметру всей территории свалки.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека и на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения юридическими лицами санитарного законодательства.

В соответствии с ст. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. При этом, администрацией муниципального образования Северский район полномочия по организации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории Афипского сельского поселения не реализуются. Так. в бюджет муниципального образования Северский район поступили денежные средства в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий расположенных па территории района в следующих размерах: за 2009 - 3 433 тыс. рублей, за 2010 год 3 171,2 тыс. рублей, за 201 I год - 4 750 тыс. рублей /л.д. 7-8/.

При этом, расходы в бюджете района по охране окружающей среде за период 2009 г, 2010 г. не производились. Только в 2011 году выделено 1240 тыс. рублей. В соответствии с п. 5.38, 5.33 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определены следующие понятия: переработка отходов деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с исходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, бездействие администрации поселения по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При этом, администрацией Афипского городского поселения и администрацией муниципального образования Северский район вопреки требованиям стст. 6, 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов в установленном порядке не оформлены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Изложенное обстоятельство является недопустимым, поскольку границы свалки твердых бытовых отходов не установлены на местности, не установлен вид разрешенного использования земельного участка.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора Северского района Краснодарского края о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ - удовлетворить в полном объеме.

    Признать бездействие администрации Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко Северского района Краснодарского края незаконным.

    Обязать администрацию Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края в срок до 01.06.2012 г. разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов на свалке в районе х. Коваленко Северского района Краснодарского края, осуществлять производственный контроль за состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха почвы в зоне возможного влияния свалки, оборудовать ограждение по всему периметру свалки.

    Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко Северского района Краснодарского края незаконным.

    Обязать администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края в срок до 01.06.2012 г. организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе х. Коваленко и вывозимых с территории Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края.

    Обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края в срок к 01.09.2012 г оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в районе х. Коваленко Северского района Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение одного месяца.

Судья:                                   Бородинов В.В.