Дело № -2-847 / 12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 14 мая 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи: Бородинова В.В.,
с участием помощника прокурора Северского района Краснодарского края Ерохина В.А.,
представителя администрации МО Северский район Драп Е.В., предоставившей доверенность №01-6/6871 от 21.12.2011 г.,
представителя администрации Михайловского сельского поселения Клименченко Е.С., предоставившего доверенность № 80 от 11.05.2012 г.,
представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах Даниленко В.А., предоставившей доверенность №01-15/81 от 12.01.2011 г.,
при секретаре Прутько Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района Краснодарского края о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации МО Северский район, администрации Михайловского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что на территории Михайловского сельского поселения в районе с. Михайловское размещена свалка твердых бытовых отходов, на которой осуществляется размещение отходов производства и потребления жителей и предприятий.
Вопреки требованиям п. 2.3, 4.1, 4.4, 5.5, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на свалке отсутствует хозяйственная зона для размещения производственно-бытового здания для персонала, отсутствует шлагбаум, у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки, не осуществляется регулярная очистка обводных каналов свалки, отсутствует ограждение по периметру всей территории свалки.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, бездействие администрации поселения по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом, администрацией Михайловского сельского поселения и администрацией муниципального образования Северский район вопреки требованиям ст. 6, 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ правоустанавливающие документы на земельный участок занятый свалкой твердых бытовых отходов в установленном порядке не оформлены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Изложенное обстоятельство является недопустимым, поскольку границы свалки твердых бытовых отходов не установлены на местности.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены
Просит признать бездействие администрации Михайловского сельского поселения по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе с. Михайловского незаконным.
Обязать администрацию Михайловского сельского поселения в срок до 01.06.2012 г. оборудовать на свалке в районе с. Михайловское хозяйственную зону для размещения производственно-бытового здания для персонала, въезда на территорию свалки оборудовать шлагбаумом, разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов, осуществлять производственный контроль за состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха почвы в зоне возможного влияния свалки, регулярно осуществлять очистку обводных каналов свалки, оборудовать ограждение по периметру территории свалки.
Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе с. Михайловское незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.06.2012 г. организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе с. Михайловское и вывозимых с территории Михайловского сельского поселения.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Михайловского сельского поселения в срок к 01.09.2012 г. оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в районе с. Михайловское.
Помощник прокурора в судебном заседании просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель администрации МО «Северский район» в судебном заседании требования прокурора признала, просила суд увеличить срок для устранения недостатков.
Представитель администрации Михайловского сельского поселения Северского района в судебном заседании требования прокурора не признала, так как данная свалка закрывается.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах в судебном заседании на исковых требованиях прокурора настаивала.
Суд, выслушав помощника прокурора, объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного заместителем прокурора Северского района требования по следующим основаниям.
Прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации муниципального образования Северский район, в ходе которой установлено, что на территории Михайловского сельского поселения в районе с. Михайловское размещена свалка твердых бытовых отходов, на которой осуществляется размещение отходов производства и потребления жителей и предприятий.
Вопреки требованиям п. 2.3, 4.1, 4.4, 5.5, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на свалке отсутствует хозяйственная зона для размещения производственно-бытового здания для персонала, отсутствует шлагбаум, у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки, не осуществляется регулярная очистка обводных каналов свалки, отсутствует ограждение по периметру всей территории свалки.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека и на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения юридическими лицами санитарного законодательства.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. При этом, администрацией муниципального образования Северский район полномочия по организации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории Михайловского сельского поселения не реализуются. Так в бюджет муниципального образования Северский район поступили денежные средства в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий расположенных па территории района в следующих размерах: за 2009 - 3 433 тыс. рублей, за 2010 год 3 171,2 тыс. рублей, за 201 I год - 4 750 тыс. рублей /л.д. 6-7/.
При этом, расходы в бюджете района по охране окружающей среде за период 2009 г, 2010 г. не производились. Только в 2011 году выделено 1240 тыс. рублей. При этом, администрацией района с администрацией Михайловского сельского поселения 18.10.2011 г. заключено соглашение о делегировании полномочий по утилизации и переработки бытовых отходов /л.д.8-10/. Однако, вопреки требованиям п. 3.1.2 указанного соглашения администрацией района не проконтролировано расходование средств, поскольку администрацией поселения фактически деятельность по утилизации и переработки отходов на рассматриваемой свалке не осуществлялась. В соответствии с п. 5.38, 5.33 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определены следующие понятия: переработка отходов деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с исходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, бездействие администрации поселения по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом, администрацией Михайловского сельского поселения и администрацией муниципального образования Северский район вопреки требованиям ст. 6, 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов в установленном порядке не оформлены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Изложенное обстоятельство является недопустимым, поскольку границы свалки твердых бытовых отходов не установлены па местности, не установлен вид разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Северского района Краснодарского края о признании бездействия незаконным в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ - удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Михайловского сельского поселения по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе с. Михайловского незаконным.
Обязать администрацию Михайловского сельского поселения в срок до 01.06.2012 г. оборудовать на свалке в районе с. Михайловское хозяйственную зону для размещения производственно-бытового здания для персонала, въезда на территорию свалки оборудовать шлагбаумом, разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов, осуществлять производственный контроль за состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха почвы в зоне возможного влияния свалки, регулярно осуществлять очистку обводных каналов свалки, оборудовать ограждение по периметру территории свалки.
Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе с. Михайловское незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.06.2012 г. организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе с. Михайловское и вывозимых с территории Михайловского сельского повеления.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Михайловского сельского поселения в срок к 01.09.2012 г. оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в районе с. Михайловское.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение одного месяца.
Судья: Бородинов В.В.