Решение по иску Бойченко Т.Н. к УПФ РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат.



К делу № 2-1192 /2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 19 июля 2012 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующей судьи Новиковой Л.В.,

с участием истицы Бойченко Т.Н.,

с участием представителя УПФ РФ в Северском районе Марковой М.Г.,

при секретаре Жученко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бойченко Татьяны Николаевны к УПФ РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Бойченко Т.Н. обратилась к УПФ РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат. В обоснование своих требований истица указала, что она является женой, а ее несовершеннолетний сын, сыном погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органа внутренних дел, капитана милиции Б.А.. Ранее до 2005 года они получали денежные выплаты за него в размере, установленном для участников ВОВ, затем после изменения закона, размер выплат уменьшился, хотя она считает, что ежемесячная денежная выплата должна производиться в размере, установленном для участников ВОВ, с таким заявлением обратилась к ответчику. Однако Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе Краснодарского края отказало ей в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. Согласно ответа УПФ от 6.04.2012года ей отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с 1 января 2005 года, по тем основаниям, что ее муж погиб после 16 января 1995 года, а право распространяется только на родителей и жен тех военнослужащих гибель или смерть, которых наступила до вступления в силу ФЗ № 5 «О ветеранах» от 12.01.1995 года. Она считает, что Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе не правильно трактует нормы закона. То обстоятельство, что Б.А. погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах», само по себе ее права на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, согласно Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», дата смерти погибшего военнослужащих не имеет правового значения для определения размера ЕДВ. Согласно ст. 21, ст. 28 Закона «О ветеранах» они также имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть имеют право на ежемесячную денежную выплату, установленную для участников Великой Отечественной войны. В связи с принятием ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах» система социальной поддержки в виде предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. Им была установлена ежемесячная денежная выплата бессрочно по категории – член семьи военнослужащего погибшего при исполнении служебных обязанностей, которая в настоящее время с учетом индексации составляет 1151,14 рублей, однако данная сумма значительно ниже ЕДВ, выплачиваемых участникам Великой Отечественной войны, которая составляет 2713,19 рублей. Она считает, что ежемесячная денежная выплата должна быть назначена им в размере, равном ежемесячной денежной выплате, установленной участникам Великой Отечественной войны. Кроме того, поскольку ЕДВ, выплачиваемые участникам Великой Отечественной войны не получались ею по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, Бойченко Т.Н. просит суд обязать Управление пенсионного фонда РФ в Северском районе произвести перерасчет не выплаченных ежемесячных денежных выплат за период с 1 января 2005 года по настоящее время, а также обязать Управление пенсионного фонда РФ в Северском районе назначить ежемесячную денежную выплату за погибшего Б.А. в размере, установленном для участников ВОВ – 2875 руб.98 коп. за минусом набора социальных услуг.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования и просит суд их удовлетворить.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе исковые требования не признала и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, так как истица и ее сын не относятся к кругу лиц, которым ЕД В назначается в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, поскольку смерть Б.А. после 16 января 1995 года.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования Бойченко Т.Н. подлежат удовлетворению.

Согласно материалов дела Бойченко Т.Н. является вдовой погибшего Б.А., <...> рождения, погибшего <...> (л.д.12), Бойченко Алексей Александрович - его родным сыном (л.д.9). Как следует из справки от 28.04.2012 года № 14/65-2124, Б.А. являясь сотрудником ОВД, погиб при исполнении служебных обязанностей <...>. Согласно удостоверения, истица имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Управлением Пенсионного фонда РФ в Северском районе письмом № Б-99-08/96 от 06.04.12г. Бойченко в установлении ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном п.п. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» с 01 января 2005 года отказано.

Статья 7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» предусматривает распространение на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В судебном заседании установлено, что Б.А. проходил службу в органах внутренних дел РФ и погиб при исполнении служебных обязанностей. Истица, как вдова, и сын погибшего при исполнении служебных обязанностей, имеют право на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». Согласно данной нормы закона на Бойченко Т.Н., Бойченко А.А. распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. С учетом предписаний Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Федерального закона «О ветеранах» истица до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О ветеранах», система социальной поддержки, в рамках которой основная часть льгот предоставлялась ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой. Истцам была установлена ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей, а в настоящее время, в связи с индексацией - 1151,14 рублей.

Суд считает, что Бойченко Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Бойченко А.А., следует назначить и соответственно пересчитать ежемесячную денежную выплату, исходя из установленной для участников Великой Отечественной войны, поскольку Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. Впоследствии льготы, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами.

Суд не может согласиться с доводами представителей Управления Пенсионного фонда в Северском районе о том, что у истцов отсутствует право на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны из-за того, что Б.А. погиб после введения в действие ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2005 года) права и льготы, а также меры защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы утратившей силу не означает, что законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. По смыслу ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую соответствующую часть социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и таким образом, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме. Следовательно, взаимосвязанные положения ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и ст. 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями ФЗ «О ветеранах» и закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», то есть данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.200-7 гола № 331-ОП.

Статьей 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с тем, что объем льгот, получаемый истцами – членами семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, до 1 января 2005 года соответствовал объему льгот участников Великой Отечественной войны, то компенсация этих льгот в денежной форме – 1151,14 рублей, не может считаться равноценной. Дата смерти погибшего Б.А. не имеет правового значения для определения размера ежемесячной денежной выплаты истцам. К тому же пункт 5 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, на основании которого истцам с 1 января 2005 года был определен размер ежемесячных денежных выплат в размере 150 рублей, прекратил свое действие с 1 января 2006 года.

Таким образом, Бойченко Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына Бойченко А.А.., которые ранее до 1 января 2005 года пользовались льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» для участников Великой Отечественной войны, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Ежемесячная денежная выплата, установленная для участников Великой Отечественной войны, не получалась истцами по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она подлежит выплате без ограничения срока в соответствии с положениями ст. 23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При таких обстоятельствах Управление Пенсионного фонда РФ в Северском районе обязано произвести истице и ее сыну перерасчет ежемесячной денежной выплаты за минусом получаемого набора социальных услуг за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые заявления Бойченко Татьяны Николаевны к УПФ РФ в Северском районе о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячных денежных выплат.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Северском районе назначить Бойченко Т.Н. Бойченко А.А. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Северском районе произвести перерасчет недовыплаченных ежемесячных денежных выплат за минусом получаемого набора социальных услуг за период с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу, и произвести выплату не выплаченных сумм за минусом получаемого набора социальных услуг.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Северском районе госпошлину в размере 4000(четыре тысячи) рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий:                     Л.В.Новикова