РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Северская 21 мая 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
с участием помощника прокурора Северского района Ерохина В.А.,
представителя заинтересованного лица администрации МО Северский район Драп Е.В, представителя заинтересованного лица администрации Черноморского городского поселения Северского района Таровик С.А.,
представителя заинтересованного лица УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Даниленко В.А.,
при секретаре: Ермотик Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным. В обоснование поданного заявления указал, что прокуратурой Северского района Краснодарского края по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации муниципального образования Северский район, администрации Черноморского городского поселения. В ходе проверки установлено, что на территории Черноморского городского поселения в районе п. Черноморский размещена свалка твердых бытовых отходов, на которой осуществляется размещение отходов производства и потребления жителей и предприятий.Вопреки требованиям п. 2.3, 5.5, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки, не осуществляется регулярная очистка обводных каналов свалки. Указанные нарушения подтверждаются справкой специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах от 11.02.2012. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района. При этом, администрацией муниципального образования Северский район полномочия по организации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории Черноморского городского поселения не реализуются. Так, в бюджет муниципального образования Северский район поступили денежные средства в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий расположенных на территории района в следующих размерах: за 2009 - 3 433 тыс. рублей, за2010 год- 3 171,2 тыс. рублей, за 2011 год 4 750 тыс. рублей. При этом, расходы в бюджете района по охране окружающей среде за период 2009, 2010 не производились. Только в 2011 году выделено 1 240 тыс. рублей. При этом, администрацией района с администрацией Черноморского городского поселения 17.11.2011 заключено соглашение о делегировании полномочий по утилизации и переработки бытовых отходов. Однако, вопреки требованиям п. 3.1.2 указанного соглашения администрацией района не проконтролировано расходование средств, поскольку администрацией поселения фактически деятельность по утилизации и переработки отходов на рассматриваемой свалке не осуществлялась. В соответствии с п. 5.38, 5.33 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определены следующие понятия: переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. При этом, администрацией Черноморского городского поселения и администрацией муниципального образования Северский район вопреки требованиям ст. 6, 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ правоустанавливающие документы на земельный участок занятый свалкой твердых бытовых отходов в установленном порядке не оформлены. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Изложенное обстоятельство является недопустимым, поскольку границы свалки твердых бытовых отходов не установлены на местности, не установлен вид разрешенного использования земельного участка. Таким образом, бездействие администрации поселения по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд признать бездействие администрации Черноморского городского поселения по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе п. Черноморского незаконным. Обязать администрацию Черноморского городского поселения в срок до 01.07.2012 разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов на свалке п. Черноморский, осуществлять производственный контроль за состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного влияния свалки, регулярно осуществлять очистку обводных каналов свалки. Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе п. Черноморский незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Северский район в срок до 01.07.2012 организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе п. Черноморский и вывозимых с территории Черноморского городского поселения. Обязать администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Черноморского городского поселения в срок к 01.09.2012 оформить в установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в районе п. Черноморский.
Помощник прокурора Северского района Ерохин В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просит суд их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Северский район Краснодарского края Драп Е.В. возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Черноморского городского поселения Северского района Таровик С.А. не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Даниленко В.А. считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как бездействие администрации Черноморского городского поселения и администрации муниципального образования Северский район нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно справке по результатам проверки свалок на территории Северского района, проведенной УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю совместно с помощником прокурора Северского района, в частности свалки в районе п. Черноморский, установлено, что вопреки требованиям п.п. 2.3., 5.5., 6.4., 6.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» у администрации поселения отсутствует регламент, инструкции по приему бытовых отходов, журнал учета поступающих отходов, администрацией поселения не проводится производственный контроль за состоянием подземных поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, в зоне возможного влияния свалки не осуществляется регулярная очистка обводных каналов свалки (л.д.4-5).
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из преамбулы указанного Закона следует, что Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека и на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения юридическими лицами санитарного законодательства.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, бездействие администрации Черноморского городского поселения Северского района по надлежащему содержанию свалки твердых бытовых отходов и бездействие администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края по надлежащему осуществлению полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если такие права и законные интересы нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Черноморского городского поселения Северского района Краснодарского края по соблюдению требований санитарного законодательства при содержании свалки твердых бытовых отходов в районе п. Черноморский незаконным.
Обязать администрацию Черноморского городского поселения Северского района Краснодарского края в срок до 01.07.2012 разработать регламент, инструкцию по приему бытовых отходов, вести журнал учета поступающих отходов на свалку, расположенную в п. Черноморский, осуществлять производственный контроль над состоянием подземных, поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного влияния свалки, регулярно осуществлять очистку обводных каналов свалки.
Признать бездействие администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края по организации утилизации и переработки отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе п. Черноморский незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края в срок до 01.07.2012 организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, размещенных на свалке твердых бытовых отходов в районе п. Черноморский и вывозимых с территории Черноморского городского поселения Северского района.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район и
администрацию Черноморского городского поселения в срок к 01.09.2012 оформить в
установленном земельным законодательством порядке правоустанавливающие документы
на земельный участок, занятый свалкой твердых бытовых отходов, расположенной в
районе п. Черноморский.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда через Северский районный суд в течение одного месяца.
Судья: А.А.Емельянов