Дело № 2-1114/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Северская. 27 июля 2012 года.
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,
при секретаре Галенда Н.Д.,
с участием: прокурора – помощника прокурора Северского района Ерохина В.А.,
представителя ответчика – ГКУ КК «Комитет по лесу» - Вичужанина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Декорит» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Декорит» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства.
Свои требования прокурор в заявлении обосновал следующим:
04.06.2012 прокуратурой Северского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности арендаторов лесных участков, расположенных на территории района.
Юридическое лицо ООО «Декорит» приобрело на праве аренды в целях разработки месторождения полезного ископаемого - известняка лесной участок, площадью 2,2 га, расположенный в квартале <...>, части выделов 53,54; в квартале <...> части выделов 4,5 Убинского участкового лесничества Афипского лесничества.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статье 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам - на их локализацию и ликвидацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Вопреки приведенным положения Закона ответчиком до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012.
В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу». Согласно пп. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 11 в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда учреждение реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный су; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.
Проверкой установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном юридическим лицом ООО «Декорит» лесном участке учреждением не реализованы в течение длительного периода времени. Указанное юридическое лицо в период с 06.07.2009 по 09.06.2012 не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. Учреждением юридическое лицо ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность, учреждение в суд с исковым заявлением к юридическому лицу об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.
Согласно ст. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. В данном случае исковое заявление предъявляется в суд по месту нахождения ГКУ КК «Комитет по лесу».
В связи с чем, прокурор просит суд обязать юридическое лицо ООО «Декорит» разработать проект освоения лесов относительно лесного участка, арендованного в соответствии с договором аренды <...> от 06.07.2009 и предоставить его на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края. Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесном участке, арендованном юридическим лицом ООО «Декорит» незаконным, выразившиеся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности. Также обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2012 года принять комплекс мер к юридическому лицу ООО «Декорит» с целью разработки последним проекта освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованном лесном участке, выдать предписание об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действия указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивает на заявлении прокурора Северского района, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ КК «Комитет по лесу» - Вичужанин Г.В. в судебном заседании пояснил, что ответчик согласен с исковыми требованиями прокурора Северского района.
Представитель ответчика – ООО «Декорит» в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте слушания по делу (л.д.32). Причины не явки суду не сообщил.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Северского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц и из материалов дела, исследованных в судебном заседании, судом было установлено, что в результате проведённой прокуратурой Северского района проверки 04.06.2012 года установлено, что ответчик - юридическое лицо ООО «Декорит» на основании договора аренды лесного участка <...> от 06 июля 2009 года приобрело на праве аренды в целях разработки месторождения полезного ископаемого - известняка лесной участок, площадью 2,2 га, расположенный в квартале <...>, части выделов 53,54; в квартале <...> части выделов 4,5 Убинского участкового лесничества Афипского лесничества(л.д.5-12).
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются леса и иная растительность. В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного воздействия, а также защите от вредных организмов. Статье 52 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указанные меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Частью 1 ст. 54 Лесного кодекса РФ установлено, что защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам - на их локализацию и ликвидацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу п. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Как было установлено в судебном заседании из объяснений участвующих в деле лиц ответчиком до настоящего времени не проведена государственная экспертиза проекта освоения арендованных лесных участков, что подтверждается информацией директора Афипского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 04.06.2012 года(л.д.19,20).
В целях обеспечения государственного лесного контроля и надзора (в том числе государственного пожарного надзора) за использованием, охраной и защитой лесов, расположенных в границах лесничеств на территории Краснодарского края создано государственное казенное учреждение Краснодарского края «Комитет по лесу», которое в лесах Краснодарского края на землях лесного фонда реализует следующие полномочия: предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов Краснодарского края; осуществляет государственный лесной контроль и надзор; осуществляет проверки соблюдения лесного законодательства с учетом требований законодательства Российской Федерации; осуществляет государственный пожарный надзор; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет контроль за исполнением обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства в установленные сроки; предъявляет иски (о возмещении ущерба и др.) в суды общей юрисдикции или арбитражный суд; обеспечивает использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов Краснодарского края.
В судебном заседании было установлено, что указанные полномочия для обеспечения пожарной безопасности на арендованном юридическим лицом ООО «Декорит» лесном участке не реализованы в течение длительного периода времени. В период с 06.07.2009 по 09.06.2012 ООО «Декорит» не обеспечило пожарную безопасность на арендованном лесном участке, в соответствии с разработанным и прошедшем государственную экспертизу в департаменте лесного хозяйства проектом освоения лесов. В свою очередь ГУ КК «Комитет по лесу» юридическое лицо – ООО «Декорит» ни привлечено к административной ответственности, ему не вручено предписание об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить на арендуемом лесном участке пожарную безопасность. ГУ КК «Комитет по лесу» в суд с исковым заявлением к ООО «Декорит» об обязании разработать проект освоения лесов и обеспечить пожарную безопасность на лесном участке не обратилось.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.
В соответствии с ч. 1, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства). Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственным учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Декорит» и к ГКУ КК «Комитет по лесу» об обязании устранить выявленные нарушения лесного законодательства удовлетворить.
Обязать юридическое лицо ООО «Декорит» разработать проект освоения лесов относительно лесного участка, арендованного в соответствии с договором аренды <...> от 06.07.2009 года и предоставить его на государственную экспертизу в департамент лесного хозяйства Краснодарского края.
Признать бездействие ГКУ «Комитет по лесу» по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора на лесном участке, арендованном юридическим лицом ООО «Декорит», выразившиеся в неиспользовании полного комплекса мер при осуществлении полномочий по устранению нарушений лесного законодательства и обеспечению пожарной безопасности, незаконным.
Обязать ГКУ «Комитет по лесу» в срок к 01.08.2012 года принять комплекс мер к юридическому лицу ООО «Декорит» с целью разработки последним проекта освоения лесов и обеспечению пожарной безопасности на арендованном лесном участке, выдать предписание ООО «Декорит» об устранении нарушений лесного законодательства и осуществлять контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о наличии в действиях ООО «Декорит» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца.
Судья Маслак В.Г.